Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока

 

э

ОП ИСАНгпИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ .СВИДЕТЕЛЬСТВУ

F782113

Союз Советскик

Социалистические

Республик (63 ) Дополнительное к авт. свид-ву{22)Заявлено 08.12.78 (21) 2710745/24-07

Э (51)М. Кл.

Н 02 P 5/06 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Веудерстееллмй кемлтет .

СССР де делам изобретений

N еткрмтнй

Опубликовано 23.11.80. Бюллетень №43 (53) УДК62-83, ; 621,314.5 (088.8) Дата опубликования описания 26.11.80 (72) Авторы изобретения и

А. Г. Бирфельд и Т. В. Львова (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОС ГОЯННОГО ТОКА 1

Изобретение относится к .электротехнике и может быть использовано дла уп равления электроприводами постоянного тока, в частности дла регулирования час тоты вращения двигателя изменением потока возбуждения.

Известны системы двухзонного регулирсваниа с зависимым управлением потоком возбуждении, в которых ослабление поля осуще:твлиетса в.функлии скорости вращения двигателя или нанражеяии нь

tO икоре двигатели. Эти системы выполнены с подчиненным регулированием и содержат внутренний контур регулирования по» тока, замкнутый на датчик потока, и нв.- 15 ружный контур, замкнутый на датчик

ЭДС Пвигэтэпи ".(1 $

Недостатками системы зависимого управления потоком возбуждения ивляютсят недоиспользование íà 5-8% двигатели и > питающего якорь йреобраэователа по напряжению, и соответственно по мощностц обязательно требуетса тахогенератор, который вносит в систему трудно устранае2 мую нестабильность из-за оборотных и коммутационных пульсаай, имеклпих место, в особенности, в ниэкооборотных элек троприводах;

Известны системы незюисимого управления потоком возбужденна с задатчиком интенсивности и с параметрическим согласованием работы канала регулировании напряжения на якоре двигатели и канала задания потока при помощи нелинейностей или множительно-делительных узлов в кэитурви этих пэиэпэв (1).

Однако в этих системах не обеспечивается усиление потока возбуждения при действии регулятора мотпности как в переходньтх, так и в установившихся режимах, что приводит к нерациональному использованию двигатели. Кроме того, изменение динамики привода требует . сложной перенастройки узлов системы.

Наиболее близким по технической сущности являвтса система регулирования с независимым упрюлением потоком возбуждения, содержвщаа преобразователь

4а рффбймф схема устройства.

l0

20!

3, 78 напряжения, к которому подкпючена обмбз ка возбуждения, регупятор потока воабужПении, включенный выхо)2ом на вход +eобфГзЪйа»тейя""йапряж»е»йия, даччйк тока якоря двигателя, датчик, потока возбужд ния, включенный в контур обратной связи

= "регулятора потока, блок регупирования мощйости, включенный входом на датчик потока возбуждения,. уэеп задержки регу1 пируемой величины с аппаратом ручного управления 2

Однако в этой ciic e закон изменеasst потока возбуждения задается с помоцью непинейностей, выпеченных между

-Регулятором потока- и э4дйещйм"узпом (эадатчиком интенсивности) и не зависит от характера, нагрузки дЬигатепя, так

- как регулятор мощности действует только на изменение напряжения на его якоре.

Эта особМВйЬМь" сжтем г"не позволяет рапионапьйо испопьаовать мощность привода, что значительно ограничивает об- . пасЖ йримейения этой системы.

Цепь изобретении - улучшение нспопьзсванйя мощностй двига гепя. Это достигается тем, что в устройство управпения возбуждением двигателя постоян-! ( ного тока, содержащее преобраэовательйанен с датчиком тока якорной пепи, а. вход фуркционального преобразователя поток-поток в tl --степени подключен к датчику потока и выход - к управляющему входу регулируемого элемента огРанич ения.

На чертеже приведена функциональная

Устройство дпя управления возбуждением двигателя постоянного тока содержит блок 1 задания минимального значения пс гока, узел 2 задания величины рабочего потока в пределах от минимального до номинального значения с аппаратом ручного управления, блок 3 задания закона регулирования с П-регулятором Н управляемым элементом 4 ограничения, функциональный преобразователь 5 поток-поток в р -степени, датчик 6 потока возбуждения, собранный на датчике 7 тока возбуждения, операционном усилителе 8 и- непинейном эпементе 9 в цепи обратной связи, блок 10 регупиро ванин мощности с эпементом 11 усипения и задержки и с элементом 12 выдепения модуля, подключенным к датчику

13 тока " якорной цепи, регулятор 14 йроизводной потока с эпементом 15 пряжения, к выходу которого подключена обмотка возбуждения, а ко входу - регупятор потока возбуждения, вход которого соединен с датчйксм йотока возбуждения, блок регупирсвания мощности с подкпю""чМнИИ" к его "входу датчиком потока воз буждения, эпемент задания минимального !. потока, узел задания рабочего потока и даик тока якорной" цепи, дополнительно введен регупятор производной потока воз буЖденйя- с" элементом ограниченйя в це« пи обратной связи, блок задания аакМа регупирсвания, выпопненйый в виде пронорционапьного усийИтепя с -ретуййруй- мйм элементсм ограничения в цепи обрат ной связи, иэмеритепь производной потока возбуждения, функционапьный преобразаватепь поток-поток в . t3--степени--, эпеЖйй" вйдепения "Моду&я и» "энем ент" за дерййи, причем регупятор производной йотока подключен выходом ко входу упо-! мянутого регупятора потока возбужденияи входами i измерителю производной по " " тока и к выходу бпока задания закона рзгупирования, замкнутогоГобратной связъю на датчик йотока возбужденйя и под " " кпюченного входами к- а ементу ьйдания ! минимального потока, к уалу задания рабочего потоке и через эпементы задерж- ,кй и выдейения модуля -"к бпоку регуйй разумия мЪщностй," ixott которого соедио

40 ограничения выхода, измеритель 16 проиаводной потока, состоящий из пропорционального операционного усилителя 17, входы которого включены череа фильтры

18 и 19 к датчику 20 напряжения на обмотке возбуждения и к датчику 7 тока возбуждения, регулятора 21 потока, вклю чеййого выходом к входу преобразователя

22, от которого питается обмотка 23 возбуждения двигателя.

Работа устройства происходит следующим образом.

Вепичинаминимапьного значения пото ка возбуждения задается элементом 1, подкпючениым к одному их входов регупятора 3 и к источнику постоянного на45 пряження, а необходимая величина рабочего магнитного потока в пределах от минимальной до номинальной - узлом 2, на вход которого подаются сигналы от задатчика частоты вращения (аппарат ручного управпения), от датчика напряже нкя Ha stKope двигатепя и от источника постоянного. напряжения (на чертеже ис. точники постоянного напряжения, аппарат ручного управления и датчик напряжения якоря двигатепя не показаны). Изменение выходного сигнапа узла 2, выаывающего

1 оспабпение нли усиление поля двигателя, . возможно лишь при напряжении на якоре, бпизкому к номинальному значению.

1 3 6 грузки в якорной цепи при этом не влияет на характер переходных процессов, которые протекают при неизменном и равном номинальному напряжению (ЭДС) якоря, обеспечивающим полное (улучшенное) использование мощностей двигателя.

Ъ

Формула изобретения

Устройство для управления возбуждени ем электродвигателя постоянного тока, содержащее преобразователь напряженик, к выходу которого подключена обмотка возбуждения электродвигателя постоянно- го тока, а ко входу - регулятор потока возбуждения, вход которого соединен с датчиком потока, блок регулирования мощ ности с подключенньм к его входу дач чиком потока, блок задания минимального значения потока, узел задания потока и датчик тока якорной цепи электродвигателя о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения использования мощности двигателя, в него введены интегральнопропорциональный регулятор производной потока возбуждения с элементом ограничения в цепи его обратной связи, блок задания закона регулирования, выполненный в виде пропорпионального усилителя с регулируемым элементом ограничения в пепи обратной связи, -измеритель производной потока, фуйкциональный преобразователь поток-поток в } — степени", элемент выделения модуля и элемент задержки, причем регулятор производной потока подключен выходом ко входу упомянутого регулятора потока возбуждения и входами к измерителю производной потока и к выходу -блока задания закона регулирования, подключенного входами к датчику потока, к элементу задания минимального значения потока, к узлу задания потока и через элементы задержки и выделения модуля - к блоку регулирования мощности, вход которого соединен с датчиком тока якорной цепи, вход функционального преобразователя поток-поток в }} -степени" подключен к датчику потока, а выход - . к управляющему входу регулируемого элемента ограничении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка Франпии hb 2295618, кл. Н 02 P 5/16, 1976.

2. Справочник по проектированию электропривода cHlfoBbIK и осветительных установок, М., Энергия", 1974, с. 310, рис. 2-226, 2-227.

5 7821

На входе блока 3, имеющего относительно большой. коэффициент усиления: (60 и более), сравнивается сумма трех сигналов; задающего минимальный поток от блока 1, задающего рабочий поток от аппарата 2 ручного управления и от блока 10 регулирования мощности с сигналом, поступающим от датчика б-потока.

Незначительное изменение одного из этих сигналов приводит к насыщению блока 3, t0 причем уровень насьпцения задается элементом 4 ограничения, который управляется функциональным преобразователем

5 поток-поток в }1 -степени".

Степень преобразования преобразователя 5 принимается в зависимости от требуемого закона регулирования электропривода. При неизменном напряжении на якоре двигателя и необходимости обеспечить постоянство ускорения принимается

Д = 2, а в случае необходимости обеспечить постоянство динамического тока якоря - принимается И3 = 3.

В переходных режимах прп ослаблении и усилении поля двигателя сигнал на вы- - 25 ходе блока 3 изменяется по закону, формируемому функциональным преобразователем 5, Этот сигнал, поступая на вход регулятора 14, компенсирующего электромагнитную инерцию якорной цепи, сравниваечся с истинным значением производной магнитного потока, измеряемым из мерителем 16.

Сигнал, вырабатываемый регулятором

14 и пропорциональный потоку, пос гупа-

3$ ет на вход регулятора 21 потока внутреннего. контура компенсации электромаш нитной инерции обмотки возбуждения, где он сравнивается с истинным значением магнитного потока, измеряемым датчиком

6. Результат сравнения определяет необ- ходимое форсировочное напряжение на преобразователе 22, обеспечивающее желаемый закон регулирования потока, и соответственно скорости электропривода.

При нормальной работе привода блок

10.регулирования мощности не действует. Он вступает в работу и усиливает поток возбуждения лишь тогда, когда ток якоря двигателя, измеряемый датчиком 13, превышает уставку элемента

50 ограничения блока 10, задаваемого дат чиксйи 6 потока возбуждения.

Таким образом, данное устройство обеспечивает независимое управление по55 током возбуждения двигателя постоянного тока по заданному закону, контроли-" руя при этом не .только величину потока 1 возбуждения, но ее производную. Ток на782113

Чурак 783 .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

" ло делам йзобретений и открнтий

113035, Москва, Ж-35 R окая наб 4 .

° ауш»у д» /5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор С. Патрушева

Заказ 8164/71

Составитель В. Кузнецова

Техред Н»Ковалева, Корректор Л. Иван

Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх