Способ отработки уступов на карьере
1. СПОСОБ ОТРАБОТКИ'УС- Т5^ОВ НА КАРЬЕРЕ,, включающий бурение скважин с расположением их В не^- сколько рядов, заряжение скважин взрывчатым веществом, взрывание и транспортировку взорванной горной массы, о т -л и ч а ю щ и и с я тем, что, с цельюулучшения качества дробления горВых пород и повышения устойчивости уступов путем снижения деформации от действия предьщущего взрыва, {федпоследниЙ в последний ряды скважин бурят с обра-паЛм углом наклона по отношению к плоскости откоса вновь образуемого уступа, причем предпоследний ряд скважин бурят до границы нижней бровки, а последний ряд скважин - До соприкосновения дна скважин с плоскостью вновь о(^азуем4>&» го уступа.2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю - щ и и с я тем, что угол наклона последнего и препоследнего рядов скважнн определяют по формуле оС» 130 - /i где оС - угол наклона скважин к гориаов»ту, град; fb - расчетный угол откоса уступа,град.;1^•ч!срUtО VI^
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.,Я0„„79507
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ CBNQETEJlbCTBY
° Ю
° а
Ъ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 2657546/22-03 (22) 15.08.78, (46) 07.10.83. Бюл. N 37 (72) А. И. Глатоленков (71) Институт горного дела АН КазССР (53) 622.27 1.3.(088.8) (56) 1. Технические правила ведения взрывных работ в энергетическом строительстве. М., "Энергия.", 1972, с. 83.
2. Смирнов А. В. и др. Технология заоткоски уступов в скальных породах, на ССГОКе, "Горный журнал", М., "Недра", 1978, N 2, с. 27-29 (прототип). (54)(57) 1. СПОСОБ ОТРАБОТКИ УСТУПОВ HA КАРЬЕРЕ,, включающий буре; ние скважин с расположением их в не-.
:. сколько рядов, заряжение скважин взрывчатым веществом, взрывание и транспортировку взорванной горной массы, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью
gag Е 21 С 41/06 Е 21 С 37/00
Ъ.улучшения качества дробления горных пород и повышения устойчивости уотупов путем снижения деформации от действия предыдущего взрыва, предпоследний и последний ряды скважин бурят с обратнь|м углом наклона по отношению к anocaocla откоса вновь образуемого уступа, причем предпоследний ряд скважин бурят до границы нижней бровки, а последний ряд скважин - до соприкосновения дна скважин с плоскостью вновь образуем<> го уступа.
2. Способ по и. l, о т л и. ч а юшийся тем, что угол наклона последнего и препоследнего рядов скважнн определяют по формуле о(, 130 - /3 где 0(- угол наклона скважин к горизон ту, град; Ъ - расчетный угол откоса уступа, град.
50
f,79
Жюбретение относится к области от- . ° крытой разработки и экплуатации угольных, рудных и нерудных месторождений и может быть также использовано в энергети чеаком строительстве, при строительстве котлованов и других технических сооружений.
Известен способ расположения зарядов при врезке промежуточных берм, по которому контурный откол и рыхление пород производят раздельно по каждому ярусу разработки. Скважины контурного откола бурят до проектной отметки промежуточной бермы (1 ).
Наиболее блиэким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ отработки уступов в приконтурной зоне основными зарядами дробления с предварительным щелеобразованием по контуру карьера наклонными скважинами, располагаемыми в плоскости формируемого откоса уступа, при постановке его в предельное положеЕ27
Недостатком способа является большой обьем бурения и взрывания скважин для образования экранирующей щели, сложность технологии заряжения этих скважин, нарушение (в небольшой степени) массива горных пород нерабочего уступа при взрывании скважин по контурному ряду, ухудшение в отдельных случаях качества дробления горных пород в районе примыкания скважин рыхления к скважинам контурного ряда.
Белью изобретения является улучшение качества дробления горных пород и повышение устойчнвости уступов путем снижения деформации от действия предыдущего взрыва, Поставленная цель достигается тем,что предпоследний и последний ряды скважин бурят с обратным углом наклона по отношению к плоскости откоса уступа, причем предпоследний ряд скважин бурят до границы нижней бровки, а последний ряд скважин — до соприкосновения дна скважин с плоскостью вновь образуемого устуна. Угол наклона последнего и предпоследнего рядов скважин ойределяют по формуле Ы,= 130 — /Ъ, где а - угол наклона скважин к горизонту, град;
f5 - расчетный угол откоса уступа, град
Пример. Л1есторождение отрабатывается открытым способом поуступно.
Высота уступа 10 м. Проектный угол откоса уступа в предельном положении
5077
Р 70 . Вскрышные породы отрабатываемого уступа представлены известняками
l0 категории взрываемости. Бурение скважин осуществляется станками 2СБШ-200, оснащенными шарошечными долотами
214 мм. Погрузка породы в автосамосвапы БелАЗ-548 производится экскаватором ЭКГ-8И.
На блок шириной 31 м и длиной 100 составляется паспорт на бурение. При этом угол наклона скважин, служащих для формирования плоскости откоса уступа равен с 130 - Р 130-70 =
"* 60 . Предпоследний ряд скважин о опускается под углом 60 к горизонту о до нижней бровки уступа. Глубина скважин этого ряда равна 11,4 м. От пред-! последнего ряда на расстоянии 5 м в направлении к верхней бровке вновь формируемой плоскости откоса уступа располагают последний скважинный ряд с тем же углом наклона скважин к горизонту. Глубина скважин по этому ряду принимается
4,8 м с тем расчетом, чтобы дно скважин опустить до формируемой плоскости откоса уступа. Вдоль линии расположения предпоследнего ряда на кровли уступа размещают вертикальный ряд скважин с глубиной 11 м. Последующие ряды вертикальных скважин размещаются на расстоянии 6 м друг от друга. По данному паспорту производятся буровые работы на блоке.
Перед взрывными работами составляется проект на взрыв, в котором отмечается, что блок длиной 100 м по простиранию и шириной 31 м представлен породами Пl категории взрываемости,скважины заряжаются зерногранулитом 79/21 с удельным расходом 0,56 кгlм . Общее количество скважин на блоке 84 шт.
Последовательность инициирования рядов
- от последнего ряда в направлении к верхней бровке отрабатываемого уступа.
После взрывной отбойки экскаватором
ЭКГ-8И прои зводится погрузка раздробленного масс ива в автоса мосвалы
БелАЗ-548 для, дальнейшей транспортировки в отвалы.
Данный способ отработки уступов на карьере позволяет улучшить качество дробления горных пород; повысить устойчивость уступа за пределами его отке- са и тем самым увеличить угол откоса уступа и отказаться от предварительного щелеобразования по.контуру карьера при,постановке уступов в предельное положе. ние.