Соединяющий клапан

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕЗЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 26 . 0 3 . 79 (21) 2 74 1096/2 5-08 с присоединением заявки йо. (23) Приоритет

Опубликовано 15.01.81. Бюллетень Н9 2

Дата опубликования описания 18 . 01 -81 (51)М. К.

Р 16 К 31/05

Государстаеииый комитет

СССР ио делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621 646 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.Т. Пиянзин, В.Ф . Чернышов н Е.Н. Головенкнн (71) Заявитель (54) СОЕДИНЯНМЦИЙ КЛАПАН

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для временного подсоединения измерительных приборов и других приспособлений к напорным системам.

Известны клапаны для подсоединения измерительных приборов к напорнье» магистралям 1) .

Известен также соединяющий клапан © с быстродействующей присоединительной муфтой и маховик<э» привода, в корпусе которого размещен призматический толкатель, взаимодействующий с подпружиненным шариковым клапаном 12), Недостатком известного клапана яв- 15 ляется возможность выброса рабочей среды через запорный орган прн соединении клапана с напорной системой.

Цель изобретения - повьвюние надежности и безопасности обслуживания 29 клапана.

Поставленная цель достигается тем, что клапан снабжен дренажным клапаном, выполненным в виде золотника с уплотнением на торце, кинематическк связан-ю ного с толкателем и маховиксм привода, и узлом блокировки, выполненныМ в виде шарикового фиксатора маховика привода и подпружиненного штока, одним концом взаимодействующего с присоеди- 30 ннтельной муфтой, а други» - с шари-, ком фиксатора, причем ось штока парал лельна оси муфты.

На фиг. 1 показан предлагаемый клапан, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Резьбовой конец штуцера 1 присоедк няют непосредственно к напорной системе, например к сосуду под давлением.

В канале штуцера 1 расположен эа-. порный клапан 2, постоянно прижимаемый к седлу пружиной 3.

Штуцер 1 связан с корпусом 4 соединяющего клапана с помощью быстродействующей присоединительной муфты, состоящей иэ цанги 5 и подпружиненного кожуха 6.

Внутри корпуса клапана выполнен цилиндрический канал 7, в котором расположен призматический толкатель 8, связанный с регулировочньт» винтсе» 9, имеющим маховик 10 ручного привода.

Цилиндрический канал 7 имеет расточку

11, в которую установлен дренажный клапан, выполненный в виде соединенного с призматическим толкатечем .8 золотника 12, снабженный, уплотнктелем

13 на его торце, кинематически связанным с маховиком 10 привода. Кроме того, в расточке 11 выполнено седло 14 °

796602

Штуцер 15 сообщается с каналом 7 и предназначен для подсоединения приспособлений и измерительных приборов.

Дренажный штуцер 16 каналом 17 соединен с расточкой 11.

К корпусу клапана прикреплена направляющая 18, в которой размещен подпружиненный шток 19, одним концом упирающийся в кожух 6 присоединитель— ной муфты, другим концом оканчивающийся конусом, взаимодействующий с шариком 20. Шарик 20 удерживается в сверлении, выполненном в направляющей 18, внутренней цилиндрической поверхностью 21 маховика привода. Naховик 10 имеет также конический переход 22 и внутреннюю цилиндрическую поверхность 23 с диаметром меньшим, чем диаметр поверхности 21. Шариковый фиксатор маховика и подпружиненный шток образуют узел блокировки клапана

Работает клапан следующим образом. 20

Вращением маховика 10 регулировочный винт 9 вворачивается в корпус клапана, перемещая при этом толкатель

8 по каналу 7 и золотник 12 по расточке 11 . В результате перемещения золотник 12 перекрывает канал 17 дренажного штуцера 16. В момент полного перекрытия канала 17 толкатель 8 входит во взаимодействие с запорным клапаном 2 и дальнейшим своим перемещением отжимает его от седла. Рабочая среда по зазорам между гранями толкателя и стенками канала 7 начинает поступать в штуцер 15 и к подсоединенному к нему прибору (на чертеже не показан) . Герметичность перекрытия канала 17 при этом обуславливается величиной кольцевого зазора между золотником 12 и расточкой 11.

При полностью отжатом клапане 2 золотник 12 своим торцовым уплотне- 40 нием 13 прижимается к седлу 14, чем обеспечивается практически полная герметизация канала 17.

Вместе с тем в результате вворачивания винта 9 маховик 10 также пере- мещается и своим коническим переходом

22 вдавливает шарик 20 в сверление в момент начала контакта толкателя 8 с клапаном 2. Теперь шарик удерживается в сверлении цилиндрической поверхнос- о тью 23 и препятствует перемещению штока 19 в направляющей 18. Поскольку шток 19 упирается в кожух 6 присоединительной муфты, то перемещение кожуха также исключается .

Таким образом, с начала контакта толкателя 8 с клапаном 2, т.е. уже с момента начала заполнения рабочей средой ка.нала 7 корпуса 4, и в дальнейшем при заполненном канале, кожух б присоединительной муфты не имеет воз- ЬО можности перемещения, поэтому исключается всякая случайная расфиксация цанги 5 и отсоединение корпуса 4 or патрубка 1 при наличии давления в корпусе.

Вращая маховик 10 в противоположную сторону, толкатель 8 и золотник

12 возвращаются в исходное положение, В результате запорный клапан 2 прижимается к седлу пружиной 3, канал 17 дренажного штуцера 16 открывается и. рабочая среда иэ канала 7, штуцера 15 и присоединенного к нему прибора сбрасывается в дренаж.

Теперь шарик 20 удерживается в сверлении снова цилиндрической поверхностью 21 и не препятствует перемещению штока 19.

Таким образом, одной операцией, возвращением маховика 10 в исходное положение, производится закрытие запорного клапана 2 и сброс рабочей среды иэ корпуса клапана, чем сокращается воэможность ошибок оператора и повышается безопасность проводимых работ.

Для отсоединения клапана от напорной системы кожух 6 присоединительной муфты перемещается вправо (по чертежу), при этом цанга 5 расфиксируется . и выходит из соединения со штуцером 1 .

Перемещая кожух б, подпружиненный шток

19 также перемещается в направляющей

18, при этом коническим концом смещает со своего пути шарик 20, прижимая его к поверхности 21.

Если после отсоединения клапана от напорной системы вращением маховика

10 ввернуть регулировочный винт 9 в корпус клапана, т.е. выдвинуть толкатель 8 и попытаться в таком состояни вновь подсоединить клапан к снстеме, то соединения не произойдет, так как шарик 20 при полностью ввернутом винте 9 препятствует перемещению штока

19 и, следовательно,,кожуха б присоединительной муфты.

Таким образом, конструкция клапана исключает присоединение клапана и с выдвинутым толкателем. формула изобретения

Соединяющий клапан с быстродействующей присоединительной муфтой и маховиком привода, в корпусе которого размещен призматический толкатель, взаимодействующий с подпружиненньм шариковьи клапаном, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности клалана и безопасности его обслуживания, он снабжен дренажным клапаном, выполненным в виде золотника с уплотнением на торце, кинематичЕски связанного с толкателем и маховиком привода, и узлом блокировки, выполненным в виде шарикового фиксатора маховика привода и подпружиненного штока, одним концом взаимодействующего с присоединительной муфтой, 796602

14 6 гт гг д

uz.2

Составитель Г. Иванов

Редактор А. Долинич . Техред М.Федорнак Корректор 0. Григорук

Закаэ 9 Тирам 1017 Подписное

ВНИИПК Государственного ксмитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Уигород, ул. Проектная, а другим — с шариком фиксатора, причем ось штока параллельная оси муфты .

Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе

1. Патент США У 2563968,кл.137-227, опублик. 1951.

2. Патент СССР М 390734, кл. Р 16 К 31/05, опублик. 1971.

Соединяющий клапан Соединяющий клапан Соединяющий клапан 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромоторным приводам с ручным дублером и может быть использовано преимущественно для управления паропромышленной трубопроводной арматурой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в пневмосистемах управления автотранспортных средств

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к трубопроводной арматуре и может быть использовано для управления запорной арматурой магистральных нефтепроводов

Изобретение относится к электромеханическим механизмам управления запорными устройствами и может быть использовано для изменения положения исполнительных органов запорной арматуры (задвижки, краны, заслонки и т.п.), установленных на трубопроводах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для комбинированного управления запорными органами трубопроводной арматуры с поворотной пробкой в нефтегазодобывающей промышленности

Клапан // 2196268
Изобретение относится к арматуростроению, к пассивной арматуре и предназначено для использования в системах трубопроводов на атомных и тепловых станциях, химической и нефтегазовой промышленности

Изобретение относится к электроприводам запорной арматуры и предназначено для управления исполнительными органами на трубопроводах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электроприводам, управляющим трубопроводной арматурой, например, задвижками или шаровыми кранами, и может быть использовано для дистанционного и местного управления запорной аппаратуры (в том числе высокого давления) на магистральных трубопроводах

Изобретение относится к области арматуростроения
Наверх