Электрическая машина

 

Сеез Советскик

Сецнаектичеееи

Реавублес

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

IC АВТОРСКОМУ Св ЕТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 0305.77 (21) 2481753/24-07 (5I)M. КЛ. с присоединением заявки М (23) Приоритет—

Н 02 К 9/10

Н 02 К 9/20

Государственный комктет

СССР яо аелаи кзобретення в открытнВ

Опубликовано 150181. Бюллетень N9 2

Дата опубликования описания 15.0181 (53) УДК 621. 313. . 713 (088. 8) {72) Авторь .изобретемия

Я,Б.Тубис, В.И. Радин, 3.P. Горбис, И.A. Воробьева, 3.A. Капалина, М. С, Фанарь и Г. A. Савченков (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области охлаждения электрических машин.

Известна электрическая машина с распределенным по периметру теплообменником, разделенным перегородками на отдельные секции со встречным движением охлаждаемого и охлаждающего воздуха в смежных отсеках (1).

Такой теплообменник предполагает наличие встроенного вентилятора, он не может быть выполнен съемным и не может применяться совместно с тепловыми трубами (термосифонами).

Известна также электрическая машина, в верхней части которой распо- !5 ложен съемный теплообменник, имеющий основание и закрепленные s нем, по меньшей мере, два ряда теплообменных труб, например тепловых, и образующий короб вместе с расположенными в тор- 20 цовых частях машины перегородками, днищем и диффузорами, направляющими хладагент на теплообменные трубы, в которой над спинкой статора, в зоне конденсата, имеется лабиринт для про-2З хождения хладагента (воздуха) (2).

Недостатком этой конструкции является недостаточно эффективное свнвание воздухом тех частей тепловых труб, которые размещены во внут- 30 ренней зоне машины (нагревателей), Применение внутреннего вентилятора для интенсификации циркуляции воздуха не исключает.-возможности застойных зон, а также снижает КПД и надежность обмоток.

Цель изобретения — интенсификация охлаждения путем органиэации внутренних воздушных потоков, смывающих нижние концы. тепловых труб (нагревателя).

Указанная цель достигается тем, что короб теплообменника электрической машины снабжен одной или несколькими перегородками, расположенными между рядами труб и разделяющими его на изолированные отсеки, каждый из которых имеет входное окно, расположенное в торцовой зоне днища над лопатками вентилятора, и выходное окно, расположенное на противоположном торце отсека, причем выходные и входные окна в смежных отсеках расположены в противоположных торцовых зонах.

На фиг.l изображена закрытая электрическая машина с предлагаемым теплообменником, продольный разрез; на фиг.2 — теплообменник, вид. снизу; на фиг,3 — то же, внд с торца, со

796991 стороны свободного конца вала; на фиг.4 - короб теплообменника в акронометрии.

Оребренные тепловые трубы 1 расположены в верхней части машины, Над спинкой железа статора и лобовыми частями статорной обмотки, вертикально, параллельными рядами.

Трубы закреплены на горизонтальной аластине 2, служащей основанием теп- лообменника и перегородкой между ® внутренним. и наружным воэдухом,Диффуэоры 3 и 4 направляют внутренний воздух, нагнетаемый лопатками ротора, на нижние части .(нагревателя) тепловых труб. Вертикальные пе- 15 регородки 5 делят внутреннее пространство короба теплообменника между основанием теплообменника и спинкой макета железа статора на аксиальные каналы отсеки. Торцовые пере- Щ городки б и днища 7 и 8, направленные по наружной образующей пакета железа статора, обеспечивают раздельное движение охлаждающих . потоков, созданных левыми и правыми лопатками ротор, g5

Окно, расположенное в торцовом участке к;идого отсека над лопаткамиротора, является входным, а окно, расположенное в торце отсека с проти воположной стороны, является выходным..

На фиг.l стрелками показано, что воздух, нагнетаемый левыми лопатками, йопадает в отсек, выходит иэ него через отверстие в правом торце, и на правляемый диффузором, движется к 35 правым лопаткам ротора, В смежном отceice движение воздуха происходит аналогично во встречном направлении, Предлагаемая машина повышает эффективность применения тепловых труб, формула изобретения

Электрическая машина, содержащая статор, ротор с вентиляционными лопатками., и установленный в верхней части съемный теплообменник, имеющий основание с закрепленными в нем, по меньшей мере, двумя рядами теплообменных,например тепловых труб, который с расположенными в торцовых частях машины перегородками, днищем и диффузорами, направляющими воздух через вентиляционные каналы на теплообменные трубы, образуют короб, о тл и ч а ю щ а я с ятем, что, с целью. повышения интенсивности охлаждения, короб снабжен расположенной. между рядами труб, по меньшей мере, одной перегородкой, разделяющей его на изолированные отсеки, каждый из которых имеет входное окно, расположенное в торцовой зоне днища над вентиляционными лопатками, и выходное окно, расположенное в противоположном торце отсека, причем входные и выходные окна в смежных отсеках расположены в противоположных торцовых зонах.

Источники информации; принятые во внимание при экспертизе

1 ° Охлаждение турбо и гидрогенератора, И., ЦИНТИЭП, 1959, с,177-182.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 53567li кл . Н 02 К 9/10, 1973,.

796991 !

Составитель Л.Карцева

Редактор М. Келемеш Техред М. Bapra Корректор В.Бутяга

Э ак аз 9 79 3/74 Тираз 739 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:
Наверх