Способ регулирования тока электро-двигателя

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >797046 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 22. 12. 75 (21) 2302204/24-07 (51)М. Кл. с присоедииеиием заявки М(23) Приоритет

Н 02 P 7/28

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.0181. Бюллетень М 2 (53) Удк 621. 316. 718. .5 (088.8) Дата опубликования описания 15. 01. 81 (22) Авторы изобретения

Ю. М. Шефкинд, П. Д. Гаврилов и A. Е. Медведев (71) Заявитель

Кузбасский политехнический институт (54) СПОСОБ .РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к -электротехнике, в частности к электроприводам постоянного тока с тиристорными нреобразователями.

Известен способ регулирования тока электродвигателя, реализованный в электроприводе, заключающийся в том, что сравнивают текущее и заданное значения тока двигателя и по результатам сравнения переключают питание электродвигателя j1).

Пульсации тока двигателя могут . быть уменьшены повышением частоты переключений питания двигателя, что ограничивает применение в качестве 15 переключающего устройства тиристорных преобразователей.

Наиболее близким к изобретеиию по технической сущности является .способ регулирования тока электро- 2Q двигателя, питающегося от тиристорного преобразователя постоянного тока, заключакщийся в том, что сравнивают текущее и заданное значения токов электродвигателя и по резулв- 25 татам сравнения переключают тиристорный -преобразователь, причем вводят задержку на включение преобразователя и ограничивают максимальную. ,частоту его работы (2). 30

Однако из-за значительных пульсации тока двигателя снижается качество регулирования тока в целом.

Цель изобретения — повышение качества регулирования тока электродвигателя.

Цель достигается тем, что по предлагаемому способу дополнительно измеряют противо-ЭДС двигателя и задержку на включение тиристорного преобразователя формируют в функции измеренной противо-ЭДС.

На фиг.1 представлена структур-ная схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг.2 а,б диаграммы его работы.

Устройство (см.фиг.1) содержит задатчик 1 тока, выход которого соединен с входом нуль-органа 2, второй вход которого подключен к выходу импульсного датчика 3 тока электродвигателя. Выход нуль-органа 2 сое-, динен с входами формирователя 4 импульсов и блока 5 переменной задержки, выход которого соединен с входом формирователя 6 импульсов управления рабочими тиристорами тиристорного преобразователя 7. Тиристорный преобразователь 7 содержит один рабо " чий тиристор 8 и коммутирующее уст797046

t0

26

S5

I ройство 9, на вход которого подклю чен выход формирователя 4 импульсо

На выход тиристорного преобразовать ля 7 подключен электродвигатель 10, выход датчика 11, противо-ЭДС которого подключен к дополйительному входу блока 5 переменной задержки.

Устройство работает следующим образом.

Пусть блок 5 переменной задержки

5 по мере возрастанйя противо-ЭДС электродвигателя 10 уменьшает время задержки импульсов на включение преобразователя 7 от максимальной величины 6 t< до минимальной де . При включении тиристорного преобразователя 7 в режиме пуска электродвигателя ток двигателя быстро нарастает и при выключении медленно спадает.

Допустим теперь, что задатчиком

1 тока задано такое значение, что переключение тиристорного преобразователя 7 происходит с максимальной частотой, определяемой его конструктивными параметрами. При выключении рабочего тиристора 8 ток электродвигателя 10 уменьшается и становится меньше заданного значения J< (см. фиг.2а), а сигнал датчика 3 тока — меньше сигнала задатчика 1 тока. Нуль-орган прекращает генерировать импульсы, поступающие на блок 5 переменной задержки, и на выходе последнего сигнал U отсутствует. С задержкой времени а „ блок 5 переменной задержки выдает сигнал на формирователь 6 импульсов управления рабочим тиристором, который включает рабочий тиристор. 8 и следовательно, питание электродвигателя.

Ток двигателя начинает нарастать и снова достигает величины Э . При этом сигнал датчика 3 тока становится равным величине сигнала, задах-,. чика 1 тока, а нуль-орган 2 начинает генерировать импульс и сбрасывает до нуля сигнал U на выходе блока 5 переменной задержки 6, и, если истекло. время Т н, заданное настройкой формирователя 4 импульсов и равное минимальному периоду переключения преобразователя 7, прекращает подачу импульсов на коммутирующее устройство 9. Последнее включает рабочий тиристор 8 и электродвигатель 10. Ток двигателя начинает спадать. Далее процессы повторяются.

В рассмотренном случае воздействие помехи на нуль-орган не приводит к выбросам тока двигателя, так как сигнал нуль-органа блокируется блоком переменной задержки на время, достаточное для подготовки преоб разователя к отключению. Пульсации тока при этом незначительны из-за, малой скорости ego спадания.

Допустим теперь, что электродвигатель 10 разогнался и ток двигателя при включении преобразователя 7 нарастает медленно, а при его выключении быстро спадает(см.фиг.2 б).

Следовательно, увеличивается и сигнал ыа выходе датчика 11, что вызывает уменьшение величины задержки импульсов управления рабочим тиристором до минимального значения си, обеспечивая минимальное спадание тока электродвигателя 10.

В режиме генераторного торможения электродвигателя 10 работа устройства аналогична, однако блок 5 переменной задержки задает минимальную задержку на включение преобразователя 7 при нулевом значении противо-ЭДС и увеличивает ее с ростом последней, так как ток двигателя при больших значениях противо-ЭДС нарастает быстро, а спадает медленно.

Таким образом, повышается качество регулирования из-за снижения пульсаций тока и помехозащищенность элек тропривода в целом.

Формула изобретения

Способ регулирования тока электро двигателя, питающегося от тиристорного преобразователя постоянного тока, заключающийся в том, что сравни.вают текущее н заданное значения токов электродвигателя и по результатам сравнения переключают тиристорный преобразователь, причем вводят задержку на включение преобразователя и ограничивают максимальную частоту его работы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества регулирования тока электродвигателя, дополнительно измеряют противо-ЭДС двигателя и формируют задержку на включение тиристорного преобразователя в функции измеренной противо-ЭДС.

Источники информации, принятие во внимание при экспертизе

1. Панкратьев Л. Д. и др. Импульсные и релейные следящие приводы по" стоянного тока с полупроводниковыми усилителями, М., "Эн ргия", 1969, с. 35-37.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 364061, кл. Н 02 Р 7/28, 1970.

797046

Фмя,8в

У

Up.

4 èã. 2

Составитель В. Самохин

Редактор М. Келемеш ТЕкреф М.Левицкая Корректор,Н.Григорук

Заказ 9799/77 . Тираж 741 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва-, й-35, Раушская наб., д. 4/Б

Филиал ППП "Патент.", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ регулирования тока электро-двигателя Способ регулирования тока электро-двигателя Способ регулирования тока электро-двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности, к электроприводам электромобилей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к системам управления двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тяговыми электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокочастотных зарядных устройствах и источниках питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных автомобилей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных системах регулирования угловой скорости, построенных на базе контура фазовой синхронизации

Изобретение относится к способу управления гасительным устройством для рекуперирующей мостовой схемы вентильного преобразователя, причем мостовая схема вентильного преобразователя, управляемая пусковыми импульсами схемы управления, синхронизированной с сетью, своими тремя входами подключена к фазам трехфазной сети, а оба выхода мостовой схемы связаны с электродвигателем постоянного тока, который в генераторном режиме через мостовую схему возвращает энергию в трехфазную сеть, и гасительное устройство управляется блоком управления, от которого выдаются управляющие импульсы в зависимости от контроля электрических и временных параметров

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленных установках для отработки позиционными электроприводами с упругими валопроводами заданных диаграмм перемещения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к полупроводниковой технике, и может быть использовано на электроподвижном составе для управления тяговыми электрическими машинами постоянного тока, электротермическими установками и другими потребителями электроэнергии
Наверх