Муфта свободного хода

 

Фюь

ОП ИСАНИ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советсиик

Социалистических

Республик

< 298381

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву ¹ 526731 (22) Заявлено 25.04.79 (2l ) 2758336/25-27 с присоединением заявки пе (23) ПриоритетОпубликоваьо 23.01 81 Бюллетень М 3 (5I)M, Кн.

Р 16D41/06

t- 16@ 33/02

Гяаударятввнный кямнтет

СССР но делам нзябретеннй н яткрмтнй (53) УДК621. .825.5 (088.8) Дата опубликования описания 23.01.81 (72) Авторы изобретения

В. Н. Кестельман и В. В. Панов (7!) Заявитель

Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (54) МУФТА CBOBOllHOI О XOQA

Изобретение относится к машинострое> нию и может быть использовано в механизмах, работающих при высоких скоростях обгона.

Известна по основному авт. св. № 526731 муфта свободного хода, содер

S жащая обойму, звездочку, установленный между ними сепаратор с роликами, подпружиненный относительно звездочки, и дополнительную гидродинамическую муфту, одно колесо которой соединено с обоймой муфты свободного кода, а другое— с ее сепаратором Pj..

Недостатком такой муфты является то, что при.увеличении разности частот вращени!т звеньев в период обгона практичжки неограниченно возрастает избыточный момент гидродинамических сил на колесах гидродинамической муфты, в результате чего сущеснзенно,увеличиваются общие потери в механизме и величина крутящего момента, передающегося от ведомого звена к ведущему при свободном ходе муф ,ты, что уменьшает ее надежность.

Недостатком муфты является также то, что для нормального функционирования необходимо наличие жидкой смазки в полости гидродинамической муфты, что не всегда может быть обеспечено в реальных условиях эксплуатации, особенно в случае застывания смазки при низких температурах окружающей среды.

LIens изобретения - повышение наде.жности путем ограничения величины гидродинамических потерь и обеспечение работоспособности муфты при повышенной вязкости масла.

Указанная дель достигается тем, что обойма выполнена совместно с втулкой, в которой установлено соответствующее колесо гидродинамической муфты с возможнос тью возвратно-поступательного перемещения, а обращенные друг к другу торцы колес снабжены концентрично расположенными кольцевыми выступами и .. впадинами с наклоннь.ми боковыми поверхностями, при этом выступь одного .коле79838 1 тигает величины, равной моменту силы пружины 10, колесо 7 начинает поворачи» ваться вокруг оси и перемещаться в осевом направлении по винтовым шпицам. В

5. результате осевого смещения колеса 7 увеличиваются зазоры 13 между сопряженными наклонными поверхностями выс,тупов 11 и впадин 12 обоих колес и автоматически ограничивается дальнейший а 1О рост сил вязкостного трения.

Сила вязкостного трения, возникающая при относительном смещении колес зависит от величины зазора между сопряженными поверхностями, вязкости масла, разности частот вращения звеньев и общей площади сопряженных поверхностей. Изме кение величины зазора между смещающимися поверхностями колес позволяет регулировать величину этой силы. са размещены во впадинах другого колеса с зазором.

Кроме того, на внутренней поверхности установлен упор, а на прилегающих п верхностях втулки и соответс жующего колеса выполнены шпицы, сопряженные между собой, при этом между втулкой и колесом расположена пружина, прижимающая его к упору. Усилие этой пружины больше усилия прижимной пружины сепар тора.

На чертеже представлена муфта свободного хода, осевой разрез.

Устройство состоит из кониентрично расположенных звездочки 1, обоймы 2, роликов 3, установленных в окнах сепара тора 4, подпружиненного относительно звездочки прижимной пружиной 5. Обойм

2 и сепаратор 4 связаны с колесами гид родинамической муфты. Колесо 6 соеди — zp нено с сепаратором 4, а колесо 7 - с обоймой 2 с возможностью возвратно-поступательного перемещения по винтовым шлииам, расположенным на сопряженных поверхностях колеса 7 и втулки 8. Втул- 2s ка 8 выполнена совместно с обоймой 2, и в ней закреплен упор 9, к которому при жато пружиной 10 колесо 7. На обращенных друг к другу ториах колес 6 а 7 выполнены кониентрично расположенные коль- so цевые выступы 11 и впадины 12 с наклонными боковыми поверхностями, причем выступы одного колеса расположены во впадинах другого колеса с зазором 13. Усилие пружины 10 больше усилия прижимной пружины 5. Зазор 13 между колесами эайолнен смазкой.

Муфта работает следующим образом.

При малой разности частот вращения звездочки 1 а обоймы 2 в период свобод- 40 ного хода муфты силы фрикиионного взаимодействия сопряженных поверхностей ко-. лес 6 и 7, обусловленные вязкостным тре. нием смазки в малом зазоре между ними, создают момент, необходимый для преодо- 4 пения момента силы прижимной Hpóæaíö 5 и принудительного отвода сепаратора с роликами в широкую часть клинового пространства звездочки. При этом момент сил трения между колесами 6 и 7 меньше мо- о мента, обусловленного действием силы пружины 10 и поэтому колесо 7 остается неподвижным относительно обоймы 2.

С увеличением разности частбт враще ния обоймы и звездочки растут силы вяз- gg костного трения в зазоре 17 между сопряженными поверхностями колес 6 и 7, в ре зультате чего появляется;избыточный: момент на них. Как только этот момент досТаким образом, при любом изменении разности частот вращения звеньев муфты в период обгс на момент сил трения между колесами не превышает заданной величины. Причем максимальная величина избыточного момента сил трения между колесами определяется усилием пружины 10.

Формула изобретения

1. Муфта свободного хода по авт. св. №526731, отличающаяся тем, что, с Пелью повышения надежности, обойма выполнена совместно с втулкой, в которой установлено соответствующее колесо гидродинамической муфты с возможностью возвратно-поступательного переме» щения, а обращенные друг к другу торны колес снабжены кониентрично расположенными кольцевыми выступами и впадинами с наклонными боковыми поверхностями, при этом выступы одного колеса размещ ны во впадинах другого колеса с зазором.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что на внутренней поверхности втулки установлен упор, а на прилегающих поверхностях втулки и соответствующего колеса выполнены винтовые шлиф, сопряженные между собой, при этом между втулкой и колесом расположена пружина, прижимающая его к упору.

Источники информа сии, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 526731, кл. V 16D41/06, 1974 (прототип) .

Составитель Л. Атрушкевич

Техред Ж.Кастепевич Кор екто М. Вигула

Редактор Т. Кугрышева

Подписное филиал ППП ."Патент, г» Ужгород, ул . Проектная, 4

Заказ 9988/42 Тираж 101 />

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дедам изобретений и открытий ,113035,Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Наверх