Лебедка

 

Союз Советских

Социалистических республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЮТИЛЬСТВУ

<>8001!8 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву:в 553199 (51)М. Кл 3

В 66 0 1/16 (22) Заявлено 180479 (21) 2756253/29-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 3001,81. Бюллетень ЙЯ 4 (53) УДК 621. 864 (088. 8) Дата опубликования описания 3 0181 (72) Авторы изобретения

В. В, Вашковец, В. Д. Галенко и В. П. Макогонов (71) Заявитель (54) ЛЕБЕДКА

Изобретение относится к груэоподьемным механизмам, а именно к лебедкам, преимущественно для монтажных работ в стесненных условиях, например на судах.

Известно устройство по основному авт.св. Р 553199, содержащее корпус, состоящий иэ двух половин, соединенных стяжками, эксцентриковый вал со свободно посаженным на нем барабаном, реборды которого выполнены с выступами криволинейного профиля, взаимодействующими со стяжками и образующими с последними цепочное зацепление 1 .

Недостатком лебедки является неудобство в пользовании, связанное с особенностью ее передаточного механизма, а именно, при.наличии эксцентрично вращающегося барабана при подь- 20 еме груза на приводной рукоятке возникает переменное усилие, которое воспринимается как толчки и повышает утомляемость работающего.

Цель изобретения — повышение удоб- 25 ства в эксплуатации. ,Поставленная цель достигается тем, что лебедка снабжена рукояткой смонтированной с воэможностью вращения,в противоположную сторону вращению ба- 30 рабана, закрепленной ча эксцентриковом валу под углом 90 относительно плоскости эксцентриситета.

Такое расположение рукоятки является оптимальным, так как позволяет поместить зону наибольших нагрузок на рукоятке внизу, где усилие, раз- виваемое работающим, максимально (наибольшие физические возможности работающего).

На фиг.1 изображена лебедка, продольный разрез; на фиг.2 — разрез

A-A на фиг.1 стрелками показано направление вращения рукоятки и барабана при подъеме груза; на фиг.3 - вид

Б, на фиг. 1.

Устройство содержит корпус, состоящий из двух половин 1 и 2, в которых свободно установлен приводной эксцентриковый вал 3, несущий íà себе подвижно посаженный барабан 4 с канатом 5. Реборды барабана выполнены с выступами криволинейного профиля в виде одинаковых цепочных колес б. Обе половины корпуса соединены стяжками-цевками 7, расположенными по образующим цилиндра, обеспечивающего их зацепление с цевочными колесами б. Количество выступов цевочного колеса на один меньше количество стя800118 жек-цевок 7. На валу 3 с эксцентриситетом е, под углом о =90 к плосо кости эксцентриситета закреплена руко- ятка 8 с грузоупорным тормозом 9.

Конструкция лебедки предусматривает применение подшипников качения в опорах приводного вала 3, а также в месте его соединения с барабаном

4 и на стажяках-цевках 7 в местах их взаимодействия с цевочными колеса ми 6..

Устройство работает следующим образом.

При вращении рукояткой 8 вала 3, подвижно сидящий на эксцентричной шейке вала барабан 4, обкатываясь ребордами-цевочными колесами 6 по стяж- 15 кам-цевкам 7, вращается со скоростью, в i раз меньшей скорости вращения вала 3 (где i — передаточное число, равное числу выступов цепочного колеса, в сторону, противоположную вращению Щ рукоятки 8 и обеспечивает перемещение груза канатом 5.

При этом на эксцентриковом валу 3 возникает при подъеме переменный элемент, величина которого зависит от положения плоскости эксцентриситета относительно направления действия тягового усилия в канате 5 и выражается уравнением

=0 (— +8 sing ), 30 где Q — тяговое усилие в канате;

Π— диаметр барабана;

Z — число зубьев. цевочного колеса;

КПД цевочно-планетарного механизма; эксцентриситет вала; угол между направлейием действия тягового усилия в канате и плоскостью эксцентрисите- 40 та.

Наибольшая величина момента составляет т.е. когда эксцентриситет перпендикулярен направлению тягового усилия и ось барабана находится на наиболь- 5О шем ра "ñòîÿíèè от линии действия тягового усилия а наименьшая

М =0. (— - C)

m 1и 22УЬ т.е. когда эксцентриситет перпендикулярен направлению тягового усилия и ось барабана находится на наименьшем расстоянии от линии его действия.

Соответственно моменту меняется и усилие на рукоятке 8 от Рщ,„до Рп, „

На фиг. 3 приведен график изменения этого усилия при подъеме груза при оптимальном расположении рукоятки

8 относительно плоскости эксцентриситета. Наибольшее усилие Р„с„ на рукоятке 8 возникает в ее нижнем положении, т.е. когда работающий тянет ее к себе. В соответствии с эргономическими исследованиями в этом положении руки, работающий способен развить максимальное усилие на рукоятке при ее вращении в указанном (на фиг. 2 и 3) направлении. При дальнейшем повороте и подъеме рукоятки 8 физические возможности работающего уменьшаются, но соответственно уменьшается и усилие на рукоятке до Р„„ и . Работающий при этом меньше утомляется.

Таким образом, закрепление рукоятки на валу под углом 90 относительо но плоскости его эксцентриситета в направлении, обратном вращению рукоятки, при подъеме груза приводит в соответствие физические возможности работающего и усилие, развиваемое им на рукоятке, что повышает удобство пользования лебедкой и улучшает условия труда осблуживающего персонала.

Формула изобретения

Лебедка по авт.св. Р 553199, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения удобства ее в эксплуатации, она снабжена смонтированной с возможностью. вращения в противоположную сторону вращению барабана рукояткой, закрепленной на эксцентриковом валу под углом 90О относительно плоскости эксцентриситета.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 553199, кл. В 66 D 1/16, 1974.

Лебедка Лебедка Лебедка 

 

Похожие патенты:

Лебедка // 631437

Лебедка // 616233

Лебедка // 609719

Лебедка // 553199

Изобретение относится к подъемному устройству

Лебедка // 948863

Лебедка // 998318

Изобретение относится к подъемным механизмам, а именно к устройствам для соединения барабана лебедки с силовым приводом

Изобретение относится к тросовым приводам с устройством аварийного торможения. Устройство аварийного торможения имеет приводимую в движение с помощью барабана для троса группу зубчатых колес. Одно из обоих зубчатых колес отслеживается/считывается считывающим рычагом фиксатора. Другой конец фиксатора взаимодействует с храповым зубчатым колесом группы зубчатых колес. Как только возникает превышение максимальной частоты вращения, фиксатор сцепляется с храповым зубчатым колесом и вызывает поворотное движение носителя, на котором установлен фиксатор. Это поворотное движение применяется для спуска соединенного с барабаном для троса механического тормозного устройства. Достигается повышение надежности и безопасности устройства. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх