Способ геодезической привязкимаршрутов радиогеодезических систем

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ а.оЮЗ С.ОВЕтСКНК

Социалистических

Республик

<п800634

* ь (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 050379 (21) 2733527/18-10 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.0181 Бюллетень МЯ 4

Дата опубликования описания 300181 (51)М. Кл.з

G 01 С 3/02

Государственный комнтет

СССР по делам изобретений н открытнй (53) УДК 528. 021. 6 (088. 8 ) (72) Авторы изобретения

В.П.Глумов и Ю.С.Михайлин

Московский ордена Ленина институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (71) Заявитель (54.) СПОСОБ ГЕОДЕЗИЧЕСКОИ ПРИВЯЗКИ МАРШРУТОВ

РАДИОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Изобретение относится к геодезической измерительной технике и предназначено для определения координат исходных точек маршрутов, прокладываемых в процессе геодезической привязки морских научно-исследовательских или поисково-разведочных работ радиогеодезическими системами, работеюшими в режимах фазового зонда или радиолага.

Известен способ геодезической при вязки исходных точек маршрутов, про-. кладываеьых геодезическими системами, работающими в режимах фазового зонда или радиолага,, заключающийся в выставлении отсчетов на счетчиках регистрирующего устройства подвижной станции, соответствующих значениям координат опорного пункта, расположенного в фазовом оле, создаваемом радиоизлучением базисных станций системы. Для реализации данного способа вблизи берега создают опорную сеть, пункты которой на поверхности моря закрепляют вехами или буями на якорях. Координаты вех .определяют известными методами с пунктов береговой опорной геодезической сети, которая специально создается для этих целей вблизи района работ. Для осуществления при. вязки судно должно пройти в непосредственной близости от опорной точки (1).

Недостатком этого способа является необходимость создания опорной геодезической сети с закрепленными на поверхности моря пунктами. На ее создание затрачивается до 30% рабочего времени, а стоимость составляет около 10% общей сметной стоимости работ. В случае утери поверхностного знака опорного пункта в шторм или в результате сноса судами

15 задача привязки решена быть не может.

Наличие существенных погрешностей, свойственных процессу привязки радиогеодезических ходов к поверхностным знакам,. также является не20 достатком способа.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ определения координат точек маршрутов радиогеодезических систем, в котором исходные координаты маршрута получаются путем пересечения продолжений базовых линий В и BZ первого.и второго каналов системы, например в точке A и точке В со30 ответственно. При этом в точке А

800634 (4

1Ъ 1 Л1Ь

51 S. B где S, S u

Л„.

30 " 4К2

Из решения

81 (- 1Л)К2 1 Ъ

i 2

Ba-Sy

2.» К 2.Ъ определяется координата р »по первому каналу системы, а в точке В определяется координата ) э по второму канаTlу. В сОвОкупнОсти Щ . и однозначно определяют плановое положение судна в системе координат базовых станций 1-3

Недоста ком этого способа является большая трудоемкость, заключающаяся в необходимости осуществления плавания по трассе АВ. Имея в виду, что длины В и В> не менее 100 км, можно заключить, что, производя привязку, судно должно пройти маршрут порядка 150 км и затратить на это не менее 8 часов. С учетом того, что процесс привязки должен осуществляться дважды в сутки, становится ясно, что этот способ определения координат исходных точек радиогеодезичес— ких ходов при выполнении научно-исследовательских с поисково-разведочных работ практически не применим.

Цель изобретения — сокращение времени привязки.

Поставленная цель достигается тем, что в способе геодезической привязки маршрутов радиогеодезических систем, заключающемся в пересечении продолжений базовых линий двух каналов системы и определении координат маршрута в моменты пересечений, для получения координаты по второму каналу пересекают базовую линию любого канала, фиксируют координату точки пересечения по первому каналу и по ней вычисляют требуемую координату по формулам

5 =Ь ъ 2= >

Б» ВВ -»Ь 5 саВд.; »> <»g ь где S, S ц S > — расстояния от соответствующих ба- 45 зисных станций радиогеодезической системы до точки пересечения базиса, Л и Л2 — значения линейных gp эквивалентов фаэоBHY. циклов первого и второго каналов, 3 — позиционный угол, образованный пересекаемым базисом и мнимым базисом," (, ) >g>>)< гиперболические координаты точки пересечения базиса по двум каналам. 40

На чертеже изображен способ геодезической привязки маршрутов.

Способ заключается в следующем.

Судно, перемещаясь по линии К, в точке К1 пересекает продолжение 65 базы В . В момент прохождения продолжения базы меняется знак приращения фазовых циклов на ленте самописца одного из каналов (1-3). Точке смены знака приращения фазовых циклов на фазограмме соответствует гиперболическая координата Д »)„. Станции 1.

Перемещаясь далее йо линии К, судно пересекает базу В„. в точке К 1.

В момент прохождения точки К знак приращения фазовых циклов по каналу (1-3 ) вновь сменится на противоположный .

Для точки К составлена следующая система уравнений

S = /+ s -26, s с05 ., (») расстояния от соответствующих базисных станций радиогеодезической системы до точки

К2на линии базиса В, линейный эквивалент фазового цикла канала (1- 3 ); гиперболическая координата точки

К по каналу (1-3), позиционный угол, образованный базисом В и мнимым базисОм В 3 системы

Ь - (Т g)g2 . y

1 2

В,= Ь,-В., (r) и S g — определяется выражением (3).

Вторая гиперболическая координата (Я )„ точки К2 определится из соотношения где — линейный эквивалент фазового цикла канала (2-3).

Предлагаемый способ определения геодезических координат точек маршрутов геодезических систем позволяет существенно упростить процесс привязки, на 30-40% сократить затрачиваемое на нее время и исключить создание опорной геодезической сети на поверхности моря для акваторий, удаленных на 80-100 км от береговой линии. Применение способа не зависит от наличия береговой геодезической

800634

Формула изобретения

Составитель Б.Поставнин

Техред A.Бабинец Корректор M.Øàðîøè

Редактор Ю.Ковач

Заказ 18394/47

Тираж 653 Подпи с но е

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 сети. При этом в зависимости от конфигурации береговой линии, взаимного расположения судна и базисных станций определение второй геодезической координаты можно выполнять при пересечении базовой линии любого канала системы, а описанные операции выпол5 нять в обратной последовательности.

В случаях, когда создание опорной геодезической сети на поверхности моря является необходимым, способ может быть использован для передачи геодезических координат на пункты этой сети без привязки их от береговой геосети. Все это приводит к повышению производительности по геодезическому обеспечению поисковоразведочных и научно-исследовательских работ, а также к зкономии материальных средств.

Способ геодезической привязки маршрутов радиогеодезических систем, заключающийся в пересечении продолжений базовых линий двух каналов системы и определении координат маршрута в моменты пересечений, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью сокращения времени привязки, для получения координаты по второму каналу пересекают базовую линию любого канала, фиксируют координату точки пересечения по первому каналу и по ней вычисляют требуемую координату по формулам

Ь+(3Ò, )ê, 2 3 (2.3 к = 2.Ь где 5, S H S — расстояния от соответствующих базисных станций радиогеодезической системы до точки пересечения базиса; значения линейных эквивалентов фазовых циклов первого и второго каналов, с(. — позиционный угол; образованный пересекаемым базисом и мнимым базисом, (у„,1 q(у ) — гиперболические коК2 1 К2 ординаты точки пе ресечения базиса по двум каналам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Глумов В.П. и др. Методика радиодальномерных измерений при морских геофизических работах. М., ВИНИТИ, 1099-69 Деп., с. 4-15.

2. Лозинская A.M. и др. Радиогеодезические работы при геофизических съемках. М., ВНИИГеофизика, 1965, с. 111-112 (прототип).

Способ геодезической привязкимаршрутов радиогеодезических систем Способ геодезической привязкимаршрутов радиогеодезических систем Способ геодезической привязкимаршрутов радиогеодезических систем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к изготовлению защитных корпусов измерительных приборов, таких как дальномер

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к технологическому оборудованию для определения предельных отклонений рельсовых путей, и может быть использовано преимущественно для периодических измерений пролета (сужения или уширения колеи рельсового пути) и разности отметок головок рельсов в одном поперечном сечении

Изобретение относится к области определения взаимного положения объектов, один из которых служит источником электромагнитного излучения в оптическом диапазоне, а второй - его измерителем и может использоваться для создания оптических дальномеров, пеленгаторов, теодолитов, телескопов и другой оптической аппаратуры аналогичного назначения

Дальномер // 870920

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам определения предельных отклонений рельсовых путей грузоподъемных кранов от проектного положения, и может быть использовано при периодических проверках планово-высотного положения наземных крановых путей козловых кранов. Способ заключается в измерении координат точек при помощи тахеометра, призмы которого закрепляют на кронштейнах П-образной формы, установленных на рельсах. Тахеометр устанавливают в пролете кранового пути так, чтобы в зоне его видимости находилось несколько точек n1…nk и c1…ck, расположенных на обеих рельсовых нитях. После проведения измерений из первоначального положения тахеометр переустанавливают в новое положение. Из этого положения тахеометра вновь определяют координаты точек bk и ck и по ним определяют координаты нового положения тахеометра. Затем призмы вместе с кронштейнами последовательно закрепляют в точках nk+1…nm и ck+1…cm, расположенных вдоль рельсовых нитей, производят измерение их координат, обработку результатов измерений и определяют фактическое планово-высотное положение кранового пути. Технический результат заключается в повышении точности измерения параметров планово-высотного положения кранового пути в зонах пролета, недоступных для измерения параметров оптическими и механическими средствами измерения. 2 ил.

Оптическая система дальномера содержит плоское зеркало с осевым отверстием, расположенное под углом к оптической оси, объектив, фотоприёмник и полупроводниковый лазерный излучатель. Объектив выполнен в виде положительной линзы и положительного мениска. При этом максимальная площадь входного зрачка больше либо равна сумме площадей центральной зоны входного зрачка для излучающего канала и площади эквивалентной площади кольцевого зрачка для приемного канала. Технический результат заключается в уменьшении габаритных размеров и уменьшении ошибок параллакса при измерении дальности. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области геодезического контроля в дорожно-строительной отрасли и может быть использовано при строительстве или реконструкции автомобильных дорог. В заявленном способе выполняют планово-высотное обоснование (ПВО) контролируемого участка автомобильной дороги с помощью наземной или мобильной сканерной геодезической съемки в прямом и обратном направлении, где в качестве опорных пунктов ПВО служат базовые станции GPS, размещенные по обочине автомобильной дороги, а также твердые точки по сторонам обочины дорожного полотна в виде оснований столбов дорожных знаков и элементов обустройства автомобильной дороги. Выполняют наземное или мобильное лазерное сканирование контролируемого участка по опорным пунктам ПВО, в результате чего определяют пространственные координаты по осям X, Y, Z точек отражения лазерного луча от поверхности дорожного полотна и опорные пункты ПВО, которые идентифицируются на сканах. Получают скан, передают результаты сканирования в ПЭВМ и с помощью компьютерной программы регистрируют в ней сканы, получают фактическую цифровую точечную трехмерную (3D) модель автомобильной дороги и придорожной полосы, Далее выполняют маршрутное фотографирование контролируемого участка дорожного полотна и прилегающей территории на ширину до 200 метров от оси автодороги в прямом и обратном направлении на базе беспилотного летательного аппарата. Передают результаты фотографирования в ПЭВМ, с помощью компьютерной программы регистрируют в ней ортофотопланы и производят построение цифровой фотограмметрической модели поверхности дорожного полотна и прилегающих к нему участков. По опорным пунктам ПВО трансформируют ее пространственные данные в данные фактической цифровой векторной трехмерной (3D) модели и получают интегральную реалистическую цифровую векторную трехмерную (3D) модель контролируемого участка автомобильной дороги и придорожной полосы, в этой же программе моделируют эталонную трехмерную модель автомобильной дороги и придорожной полосы. Совмещают ее по тем же опорным пунктам ПВО с полученной интегральной реалистической цифровой векторной трехмерной (3D) моделью автомобильной дороги и придорожной полосы. Далее формируют с заданной дискретностью продольные сечения, в автоматическом режиме распознают расхождения между фактическими значениями контролируемых параметров геометрических элементов интегральной реалистической цифровой векторной трехмерной (3D) модели и значениями эталонной трехмерной модели контролируемого участка автомобильной дороги и придорожной полосы, сравнивая полученные данные, определяют линейные геометрические параметры автомобильной дороги и придорожной полосы по поверхности измеряемого слоя, необходимые при строительстве или реконструкции автомобильных дорог. Технический результат - определение достоверных и точных значений параметров геометрических элементов автомобильной дороги и характеристик придорожной полосы с применением технологии лазерного сканирования. 3 ил.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано в многоканальных устройствах, предназначенных для контроля прицельно-наблюдательных систем. Устройство для контроля лазерного дальномера, содержащее входную и выходную оптические системы, связанные между собой волоконно-оптической линией задержки, выполненной в виде оптического волокна, входной и выходной торцы которой расположены в фокальных плоскостях входной и выходной оптических систем соответственно, причем входная собирающая и выходная коллимирующая оптические системы образованы одной оптической системой, обращенной вогнутой поверхностью к торцу оптического волокна, оптический элемент выполнен с вогнутой отражающей рабочей поверхностью, в фокальной плоскости которого расположен первый торец оптического волокна, являющегося как входом, так и выходом волоконно-оптической линии задержки, причем второй торец оптического волокна связан с узлом отражателя оптического сигнала. Кроме того, на вогнутую рабочую поверхность оптического элемента может быть нанесено просветляющее и/или защитное покрытие, нерабочие поверхности оптического элемента могут быть выполнены матированными, а в свою очередь покрытие оптического элемента может быть выполнено с показателем поглощения слоя толщиной 1 мм от 0,04 до 2 для излучения с рабочей длиной волны контролируемого лазерного дальномера. Кроме того, узел отражателя оптического сигнала может быть выполнен в виде волоконно-оптического разветвителя, общая ветвь которого оптически связана со вторым торцом оптического волокна, образующего линию задержки, ответвления соединены оптическим аттенюатором, а оптический аттенюатор может быть выполнен регулируемым по коэффициенту ослабления излучения контролируемого лазерного дальномера. Технический результат - компактность устройства контроля лазерного дальномера и его нерасстраиваемость при температурных и вибрационных воздействиях. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх