Дисковый тормоз

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ 804940

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 190379 (23) 2737419/25-27 (5>)М Х . с присоединением заявки ¹ — (23) Приоритет

F 16 0 55/14

Государствеииый комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 150281. юллетеxa "

Дата опубликования описания 180281

Ю) НЖ 621.592 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.П. Стринадко и А.М. Ма (71) 3а яв итель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах.

Известен дисковый тормоз, содержащий корпус с упорами, фрикционные диски, установленные в корпусе на ведущем валу подвижно в осевом направлении, нажимные диски, смонтированные с возможностью поворота один относительно другого, стянутые пружинами снабженные упорами и Профильными лунками с .расположенными в них распорными шариками, и тяги управления, связанные с нажимными дисками, при зэм на нажимных дисках выполнены 15 дополнительные профилированные лунки, имеющие меньшую глубину, чем ра» нее упомянутые (1 1.

K недостаткам этого технического 20 решения можно отнести то, что.регулировка зазора в этом тормозе является ступенчатой и для ее обеспечения необходима его полная разборка, перестановка распорных шариков из глубоких профильных лунок в мелкие профильные лунки и последующая сборка тормоза, что повышает трудоемкость обслу" живания и не дает возможности обеспечить одинаковые зазоры в левом и 30 правом бортовых тормозах транспортной машины, например трактора.

Цель изобретения — обеспечение удобства регулирования зазоров в дисковом тормозе.

Поставленная цель достигается тем, что дисковый тормоз, содержащий корпус с упорами, фрикционные диски, установленные в корпусе подвижно в осевом направлении, подпружиненные нажимные диски, смонтированные с возможностью поворота один относительно другого, снабженные упорами и профильными лунками с расположенными в них распорными шариками, и тяги управления, связанные с нажимными дисками, снабжен регулируемой в осевом направлении опорой, установленной между одним из фрикционных дисков и корпусом с воэможностью взаимодействия с упомянутым фрикционным диском.

Кроме того, корпус может иметь центрирующий выступ и регулировочный червяк, а опора выполнена в виде связанного резьбовым соединением с выступом корпуса диска, на наружной поверхности которого выполнены зубья, находящиеся в зацеплении с регулировочным червяком.

804940

На фиг. 1 изображен тормоз, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-A на фиг.1.

В корпусе 1, .снабженном упорами 2 и 3, установлены подвижные в осевом направлении, имеющие возможность поворота один относительно другого нажимные диски 4 и 5, стянутые пружинами 6 и снабженные упорами 7 и 8. Нажимные диски 4 и 5 имеют профильные лунки 9, и которых размещены распорные шарики 10: Нажимные диски 4 и 5 связаны между собой тягами 11 и 12 и вилкой 13. Фрикционные диски 14 и 15 установлены на ведущем валу 16 подвижно в осевом направлении. Между одним из фрикционных дисков, например между фрикционным диском 14 и 1$ корпусом 1, дополнительно установлена опора 17, которая выполнена подви>кной в осевом направлении. Указанная опора 17 устанавливается на центрирующем выступе 18 корпуса 1, при 20 помощи резьбового или винтового шлицевого соединения. На внешней поверхности опоры 17 выполнены зубья, которые входят в зацепление с червяком

19, который установлен в корпусе 1 д с возможностью вращательного движения. Один хвостовик 20 червяка 19 выведен за пределы корпуса 1 тормоза, и на нем может быть выполнен шлиц 21 под отвертку или четырех- или шестигранник под ключ для проворачивания червяка 19. Для его фиксации в требуемом положении предназначена контргайка 22.

Устройство работает следующим образом.

При включении тормоза вилка 13, тяги 11 и 12 перемещаются и поворачивают навстречу друг другу нажимные диски 4 и 5, которые распорными шариками 10, расположенными в лунках 40

9, раздвигаются в осевом направлении и выбирают зазор между поверхностями трения нажимных 4 и 5 и фрикционных

14 и 15 дисков и корпуса 1. При вращении вместе с ведущим валом 16 фрик- 4 ционные диски 14 и 15 поворачивают соприкасающиеся с ними нажимные диски 4 и 5, один из которых перемещается до упора 2 или 3 корпуса, а другой дополнительно затягивает тормоз.

Угол между тягами 11 и 12 по мере износа фрикционных дисков уменьшается, при этом пропорционально уменьшается передаточное отношение тормозного механизма. Когда суммарный износ поверхностей трения достигнет предельной величины, что внешне проявляется в увеличении усилия включения тормоза, отпускают контргайку 22 и, вращая хвостовик 20 червяка 19, перемещают опору 17 на центрирующем выступе 18 корпуса 1 до его соприкосновения с поверхностью фрикционного диска 14. Затем отворачивают хвостовик 20 червяка 19 на определенную величину в обратном направлении. При этом устанавливается требуемый в тормозе зазор, и восстанавливается его эффективность.

Формула изобретения

1. Дисковый тормоз, содержащий корпус с упорами, фрикционные диски, установленные в корпусе подвижно в осевом направлении, подпружиненные нажимные диски, смонтированные с возмо>кностью поворота один относительно другого, снабженные упорами и профильными лунками с расположенными в них распорными шариками, и тяги управления, связанные с нажимными дисками, отличающийся тем, что, с целью обеспечения удобства регулирования зазоров в дисковом тормозе, он снабжен регулируемой в осевом направлении опорой, установленной между одним из фрикционных дисков и корпусом с возможностью взаимодействия с упомянутым фрикционным диском.

2. Дисковый тормоз по и. 1, о т л и ч а ю .шийся тем, что корпус имеет центрирующий выступ и регулировочный червяк, а опора выполнена в виде связанного резьбовым соединением с выступом корпуса диска, на наружной поверхности которого выполнены зубья, находящиеся в зацеплении с регулировочным червяком.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 588417, кл. F 16 D 55/14, 1976.

804940

Я-A

Заказ 10836/53

Тираж 1017 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Безуглый

Редактор Л. Копецкая Техред Н. Ковалева Корректор А. Гриценко

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным тормозным устройствам. Тормозное устройство содержит тормозной ротор, тормозные колодки, которые могут вращаться вокруг оси самопроизвольного вращения, параллельной оси вращения тормозного ротора, поддерживающие элементы и прижимные устройства. При прижатии тормозных колодок к тормозному ротору тормозные колодки вращаются вокруг оси вращения относительно тормозного ротора, в то же время сцепляясь за счет трения с боковыми поверхностями тормозного ротора. Поддерживающие элементы прижимают тормозные колодки в направлении, перпендикулярном оси вращения, и сцепляют с возможностью трения внешние периферии тормозных колодок с цилиндрической поверхностью тормозного ротора соответственно. Тормозные колодки самопроизвольно вращаются вокруг оси самопроизвольного вращения после начала прижатия, но приходят в состояние покоя при увеличении прижимающего усилия. Достигаются уменьшение возможности изменений в тормозном моменте с прохождением времени и устойчивое формирование тормозного усилия в течение длительного времени. 6 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх