Способ изготовления рабочегоколеса гидромашины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапнстнческих

Республик

<и>, 808686

{61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.01. 79 (2() 2749157/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет (Д Ц К 3

F 03 В 3/12

В 23 К 31/00

Государственный коиитет

СССР но деаам нзобретеннй н открытий

Опубликовано 280281.Бюллетень ЙВ 8 (53) УДК 621.224 (088.8) Дата опубликования описания 28. 02. 81 (72) Авторы изобретения

: ..l..

Б.A. Беркман, Г. A Вильнер, Л.Л. Смелков, И.С. Веремеенко, IO. Н. Мишев, Б.И. Иищенко, В.С. Слынько и P.A. Броновский

Научно-производственное объединение Центральный! котлотурбинный институт им. И.И. ПолэуноЬа. и Производственное объединение турбостроения

"Харьковский турбинный завод им. С.И. Кирова" (73) Заявители (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА

ГИДРОМАШИНЫ

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес гидротурбин радиально-осевого типа.

Известен способ изготовления рабочего колеса гидромашины, включающий сварку торцов обработанных лопастей с верхним и нижним ободами (11 .

Недостатком известного способа

10 является его низкая надежность, вследствие возникновения в лопастях в процессе изготовления значительных по величине предварительных растяги-, вающих напряжений и, в первую очередь,тз в зоне сопря>кения выходных частей лопастей с ободами. Предварительные растягивающие напряжения суммируются с растягивающими напряжениями, имеющими место на выходных кромках ло- 20 пастей под действием внешней нагрузки при работе турбины, что приводит к возникновению трещин на выходных кромках лопастей.

Цель изобретения — повышение надежности путем создания в лопастях напряжений с><атия.

Укаэанная цель достигается тем, что в средней части торцов лопастей предварительно выполняют выемки, а 30 после остывания швов сварки их з аплавляют.

Кроме того, на торцах лопастей со стороны выходной кромки дополнительно выполняют параллельные ей прорези, примыкающие к выемкам и имеющие длину, составляющую 0,10,15 от длины лопасти, и прорези после эаплавления выемок заваривают.

На чертеже изображено рабочее колесо, изготовленное предлагаемым способом.

Способ реализуется следующим образомм.

В средней части предварительно обработанных торцов 1 лопастей 2 выполняют выемку 3, затем сваривают тЬрцы 1 лопастей 2 с верхним и нижним ободами 4 и 5, а после остывания швов сварки 6 и 7 выемки 3 заплавляют, а также на торцах 1 лопастей 2 со стороны выходной кромки 8 дополнительно выполняют параллельные ей прорези 9, примыкающие к выемкам 3 и имеющие длину, составляющую 0,1-0,15 от длины лопастей 2, и прорези 9 после заплавления выемок

3 заваривают.

В результате использования предлагаемого способа изготовления рабо808686

Составитель T. Куликова

Техред Е.Гаврилешко Корректор A. Гриценко

Редактор М. Лысогорова

Тираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 360/34

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 чего колеса гидромашины в зоне выемок при остывании наплавленного металла возникают растягивающие температурные напряжения, а в зонах сопряжения выходных и входных кромок

c ободами — сжимающие температурные напряжения. Последние, взаимодействуя с растягивающими напряжениями, возникающими на выходной кромке под действием Внешней нагрузки при работе турбины, повышают прочность рабочего колеса и препятствуют тем самым образованию трещин на выходных кромках лопастей. Предлагаемый способ изготовления, рабочего колеса существенно повысит

его .сопротивление образованию усталостных трещин в эксплуатации.

Формула изобретения

1. Способ изготовления рабочего .колеса гидромашины, включающий сварку торцов обработанных лопастей с верхним и нижним ободами, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем создания в лопастях напряжений сжатия, в средней части торцов лопастей предварительно выполняют выемки, а после остывания швов сварки их заплавляют .

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что на торцах лопастей со стороны выходной кромки дополнительно выполняют параллельные ей прорези, примыкающие к выемкам и имекщие длину, составляющую 0,115 0,15 от длины лопасти, и .прорези после заплавления выемок заваривают.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

2р 1. Авторское свидетельство СССР

Р 258832, кл. В 23 К 31/00, 1962.

Способ изготовления рабочегоколеса гидромашины Способ изготовления рабочегоколеса гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к надводной и подводной технике передвижения, в частности, для ускорения подводных и надводных объектов (торпед, торпедных катеров, спортивных глиссеров и др.)

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в конструкциях уплотнений лопастей рабочих колес поворотно-лопастных гидромашин

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности способу восстановления работоспособности гидроагрегата, и может быть использовано при ремонтно-восстановительных работах на гидроэлектростанциях (ГЭС), при выполнении работ по реконструкции гидроагрегата, а также при замене гидротурбинной установки на вертикальных гидроагрегатах с зонтичным или подвесным исполнением генератора и с гидротурбиной поворотно-лопастного или радиально-осевого типа

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и предназначено для привода электрогенератора

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано для преобразования энергии малых потоков воды с небольшим и расходами и напорами в электроэнергию

Изобретение относится к гидроэнергетике

Изобретение относится к ветро- и гидроэнергетике и может быть применено на приливных электростанциях, низконапорных речных гидроэлектростанциях, на волновых электростанциях, на ветроэлектростанциях с концентраторами ветровой энергии

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при создании генератора для получения в промышленных масштабах электроэнергии и водорода за счет преобразования потенциальной энергии реки в электрическую и химическую энергию путем электролиза
Наверх