Торцевое уплотнение лопаток направ-ляющего аппарата гидромашины

 

Союз Сюеетеиик

Сециалиатичесммн

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОВСКОМУ СВИДЮТИЛЬСТВУ

Р 03 В 3/l6 йвударстнвнный камнтет CCCP ав аннам нзабретнннй н ютнрытнй

Опубликовано 07.04.81. Бюллетень рь 13

Дата опубликования описания 07.04.8 l (5З)УД!(62l. .224-726-8 . (088.8) (72). Авторы изобретения

Г. С. Шеголев, В. В. Вяхирев, Г. A. Яблонс и 4-АЦроновский и В. В. Локтвева

М " а

6, 1

Г".. ., .,:.-:; „, Производственное объединение турбостроення Ленинградский металлический завод (74) Заявитель (54) TOPUOBOE УПЛОТНЕНИЕ ЛОПАТОК

НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГИЙРОМАШИНЫ!

Кзобретение относится к области гидрамааиностроения и может быть исполь заваио в конструкциях гидротурбин.

Известий торцовые уплотнения лопаток направляклкего аппарата гидротурбины, содержащие, размещенные в па5 зак верхнего и нижнего колец направляющего аппарата пластины, консольно закрепленные навстречу друг другу с перекрьттием уплотнительных элементов и упоров, причем упоры выполнены ж ткими» &

Ю, уплотнительные элементы — упругими j4$.

Недостатками этой конструкции является . то, что упругая пластина уплот- нения постоянно трется о торец лопатки, 15 что вызывает изменение yapyrax свойств пластины, а, следовательно, и изменение качества ее работы.

Стабильность работы указанного уп-

29 лотнения существенным сбразом зависит от колебаний напора и механических свойс1в применяемого ьетериала. Кроме того, технологически сложно заменять износивщиеся или потерявшие свои упругие свойства пластины уплотнения.

Известны также торцовые уплотнения лопаток направляющего аппарата гидрома» шины, размещенные в пазах верхнего и нижнего колец последнего и снабженные механизмом прижатия нх к лопаткам в момент закрытия направляющего аппарата и обратного отвода во всех остальных положениях направляющего аппарата $2).

Недостатком известной конструкции торцового уплотнения лопаток является сложйость конструкции механизма прижвтия а отвода уилотннтельной прокладки, выполненного в виде гидравлических дом кратов, связанных с работой сервомоторов, управляющих поворотом лопаток.

Этот механизм расположен в бетоне статора, занимает много места, поэтому его монтаж, демонтаж и обслуживание представляют значительные трудности.

Uenrw изобретения является усовер —. шенствование конструкции жханизма пере3 81 ремещения уплотнительной прокладки, уп- . рощение его кинематической связи с поворотом лопаток, повышение надежности работы и удобства обслуживания.

Указаннвя цель достигается тем, что механизм перемещения уплотнительных прокладок относительно торцов лопаток выполнен в виде системы кулачков, раз. мещенных на цапфе, связанных с торцами прокладки.

Прокладка выполнена составной в ,плоскости торца лопасти, каждая ее часть в плоскости разъема снабжена зуб цаья с наклойенными к указанной плоскости скосами, при этом внутрен няя часть прокладки подвижна от кулачков цапфы в плоскости торца лопатки, а наружная - в плоскости, перпендикулярной торцу.

На фиг. 1 показан направляющий аппарат турбины, поперечный разрез, на фиг- 2 - резрез А-Л на фиг. 1 на фиг. 3 — узел Х иа фиг. 1; на фиг. 4— узел И на фиг. 1 на фиг. 5 — сечение

Б-Б на фиг. 1 (сечение по кулачкам ), на фиг. 6 — сечение В-B на фиг.2.

Торцовое уплотнение лопатки 1 направляющего аппарата, расположенное меж, ду верхним 2 и нижним 3 кольцами, представляет собой прокладку, выпол- ненную составной в плоскости, параллель, ной торцу лопатки, содержащую наружную

4 и внутреннюю 5 части. Прокладка распсложена в пазах колец между двумя соседними цапфами лопатки.

В наружной части .4.прокладки, обращенной к торту лопатки, закреплен уп"ругий уплотняющий элемент 6. От выпадания часть 4 проктадки зафиксирована эаплечиками, на которых тшцке расположен упругий элемент 7. В плос- кости разъема прокладки часть 4 ,снабжена зубцами Р со скосами, наклоненными к плоскоститорца лопатки, а часть 5 — такими же зубиае 9. При этом наружная час"гь 4 выполнена с воэможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной торцам лопатки, а внутренняя часть 5 — с возм жностью перемещения параллельно торцу лопатки. ля этого часть 5 кинематически связана с поворотной цапфой лопатки 1.

Как один иэ вариантов осуществления кинематической связи между цапфой и внутренней частью 5 прокладки представлен «улачковый механизм. На цапфе закреплено кольцо 1 О, на котором диаметрально расположены кулачки 11

Формула изобретения

1. Торцовое уплотнение лопаток направляющего аппарата гидропашины, содер жащее размиденные в пазах верхнего и нижнего колеи направляющего аппарата прокладки, снабженные механизмом л перемипения относительно торцов лопаток, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 55

9386 ° 4 и 12, упирающиеся в тсрцы внутренней части . 5 .прокладки.

Предложенная конструкция уплотнения работает следующим образом.

При повороте лопаток 1 на закрытие (по стрелке) направляющего аппарата в конце их хода кулачок 11 упирается в торец внутренней части 5 прокладки и перемещает ее параллельно торцу лопаткие

При этом скссы зубцов 9 внутренней части 5 прокладки скользят по скосам зубцов 8 наружной части 4 прокладки и сообщают ей перемещение в плоскости, перпендикулярной торцу лопатки. "Поэтому в момент полного закрытия нап равляющих лопаток уплотняющий элемент

6 плотно прижат к торцам лопатки. При, открытии направляющего аппарата ло20 . ; латка 1 поворачивается в противоположную стсрону. При этом кулачок 12 выходит из контакта с торцом внутренней части 5 прокладки, освобождая ей путь к обратному перемещению, а кулачок

11 перемещает ее в исходное положе25 ние. При этом скосы зубцов 9 отходят от скосов зубцов 8, давая возможность наружной части 4 прокладки переместиться от торца лопатки ;внутрь паза под действием упругих уплотняющих

30 элементов 6 и 7.

Таким образом, при открытом направляющем аппарате прокладка с уплотнекием полностью находится в пазу и не касается торцов лопаток в момент их

З5 регулирования.

Предложенная конструкция уплотнения обеспечивает надежность работы уплотнения за счет исключения постоянного трения о торец лопатки, что могло

4о бы вызвать ее повышенный износ.

Механизм поджатия уплотнения очень прост, компактен, не требует сложных коммуникаций для подвода воздуха, удобен в обслуживании, так как не устанав45 ливается в бетон: . его достоинством является обеспечение связи перемещения уплотнения относительно торцов с поворотом самих лопаток.

819386 б носительно кулачков в плоскости торцов лопаток, а наружная часть - в нлоскости, перпендикулярнои торцам . с целью упрощения конструкции и повышения н адежности, прокладки выполнены составными в плоскости торца и каждая часчь снабжена зубцами со скосами, наклоненными к плоскости разьеье.

2. Уплотнение по и. 1, о т л и ч аю щ е е е с я тем, что на цапфах попаток размещены кулачки, взаимодейс юующие с торцами прокладок, внутренняя, часть которых выполнена неподвижной от5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 194660, кл. Г 03 В 3/16, 1967.

2. Патент Франции Уе 1317378, щ кл. Р 03 B 1972.

819386.

В-д

Фткрипме

Яакоб

Составитель Н. Силаева

Техред . М.Гопника

Корректор Г.Реаетник

Редактор Е. Хорина

° Ю

Заказ 124 1/7 Тираж 523

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по денем изобретений и открытий

113035, Москве, Ж:-35, Рауаская наб., д. 4/5

Подписное

Фипиал ППП Патент, г. Ужгород, у . Проектнан, 4

Торцевое уплотнение лопаток направ-ляющего аппарата гидромашины Торцевое уплотнение лопаток направ-ляющего аппарата гидромашины Торцевое уплотнение лопаток направ-ляющего аппарата гидромашины Торцевое уплотнение лопаток направ-ляющего аппарата гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии монтажа гидромашинного оборудования и может быть использовано при монтаже закладных частей в гидротурбинных блоках (ГТБ) ГЭС, ГАЭС и насосных станций с вертикальными гидромашинами, имеющими сварную металлическую спиральную камеру

Изобретение относится к гидравлической машине, в частности к водяной турбине, насосной турбине или насосу

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в статорных частях гидромашин
Наверх