Движитель крутосклонного транспорт-ного средства

 

Севз Советских

Социалистических

Республик

On@Can@E

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЮТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.06.79 (21) 2770185/27-11 {51)M с присоединением заявки ¹

В 60 G 19/02

В 60 В 3/08

В 60 В 11/08

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий.(23) Приоритет

Опубликовано 15,04В1. Бюллетень ЙЯ 14

Дата опубликования описания 15. 04. 81

{53) УДК 629. 113. .012.857 (088.8) (72) Авторы изобретения

П.А. АмельченКо, В.В. Гуськов, В.В. Яцкевич и П.В. Зеленый

Белорусский ордена Трудового Красного политехнический институт

1 . н аме нн:: ", 1

i (71) Заявитель

„I ( (54) ДВИЖИТЕЛЬ КРУТОСКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО""-- ..»

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к крутосклонным тракторам.

Известен колесный трактор для

5 работы на крутых склонах, задний мост которого снабжен свободно вращающимися бортовыми редукторами, оборудованными приводом их поворота в вертикальных плоскостях для обес" печения вертикального положения остова трактора на поперечном склоне (1)

Однако данный колесный трактор обладает недостаточными тягово-сцепными свойствами, особенно на поперечном склоне, вследствие уменьшения ширины пятна контакта колес при их стабилизации в вертикальной плоскости. Средством повышения тяговосцепных свойств трактора является прйменение сдвоенных ведущих колес, Известен колесный движитель крутосклонного транспортного средства, содЕржащнй внешнее и внутреннее, обращенное к его остову, колеса, расположенные по обе стороны жестко установленной на выходном валу поворотного бортового редуктора ступицы, и шарнирно связанные с ней . посредством равноплечих коромысел и центральной тяги, причем внутрен нее колесо выполнено с соосным оси его вращения кольцевым выступом, расположенным в вертикальных направляющих (2$ .

Однако в данном сдвоенном колесе на крутосклонном тракторе при установке его на бортовой редуктор, вследствие отклонения направляющих от вертикального положения при повороте редуктора, затруднено перемещение колес друг относительно друга, необходимое для копирования микрорельефа и наклона опорной поверхности, особенно при значительном угле, поворота редуктора, достигающем в отечественных моделях крутосклонных тракторов (МТЗ-82К, Т-50К)

60 на склоне 20

Целью изобретения является улучшение работоспособности сдвоенного колеса путем сохранения вертикального положения направляющих при повороте бортового редуктора.

Укаэанная цель достигается тем, что направляющие установлены на бортовом редукторе с возможностью поворота вокруг его выходного вала и шарнирно связаны с остовом транпортного средства продольной тягой, ичем упомянутая продольная тяга, 821234 бортовой редуктор, направляющие и остов образуют шарнирный параллелорамм.

На фиг. 1 схематически изображено устройство, вид сверху;на фиг, 2 - то же, вид сзади, на фиг. 3 — то же, вид сбоку. Послед"няя иллюстрирует принцип работы устройства (сплошная линия — нейтральное положение, штриховые — промежуточные положения, верхнее и нижнее).

Движитель крутосклонного транспортного средства состоит из внешнего 1 и внутреннего 2, обращенного к остову 3 транспортного средства колес. Оба колеса 1 и 2 связаны со 15 ступицей 4 посредством равномерно расположенных равноплечих коромысел

5, середина каждого из которых связана со ступицей 4 шарнирами 6, а концы †. с колесами 1 и 2 шарнирами 7 gp и 8. Внешнее колесо 1 дополнительно связано со ступицей 4 шарнирной центральной тягой 9, равной по длине плечу коромысла 5, шарнир 10 которой расположен в одной плоскости с шарни- рами 6, а шарнир 11 — в одной плоскости с шарнирами 7. Ступица 4 жестко прикреплена к выходному валу 12. Колесо 2, обращенное к остову 3 трактора, снабжено вертикальными наЗО правляющими 13. Последние своими внутренними стенками взаимодействуют с внешней цилиндрической поверхностью кольцевого выступа 14, выполненного на колесе 2. Все три шарнира 6-8 каждого коромысла 5 и оба шарнира 10 и

11 центральной тяги 9 выполнены шаровыми или в виде Карданового соеди. нения. Направляющие 13 установлены на поворотном бортовом редукторе

15 с возможностью поворота вокруг 49 его выходного вала 12 и шарнирно связаны с остовом 3 транспортного средства продольной тягой 16 таким образом, что упомянутая продольная тяга

16, бортовой редуктор 15, направляю- 4 щие с рычагом 17 и остов 3 образуют шарнирный .параллелограмм. При этом один конец продольной тяги 16 шарнирно связан с направляющими 13 посредством рычага 17, а второй, с ® остовом 3 — посредством кронштейна

18. Передачу крутящего момента от ведущего вала 19 к выходному 12 осуществляют зубчатые колеса 20 независимо от положения редуктора 15. Поворот последнего осуществляют силовым цилиндром 21, один конец которого шарнирно связан с редуктором в точке, смещенной относительно оси его поворота, а второй — с остовом 3. Обе полостй силового цилиндра 21 сообще- @) ны с управляемой автоматически Или вручную гидросистемой (не показана) трубопроводами 22.

Устройство работает следующим образом. б5

При движении по горизонтальной поверхности с гладким микрорельефом вертикальная нагрузка, приходящаяся на выходной вал 12 бортового редуктора 15, равномерно распределена на оба колеса 1 и 2, вследствие равенства плеч коромысел 5, что обуславливает и равенство опорных реакций под колесами 1 и 2. Силовой цилиндр

21 удерживает при этом бортовой редуктор 15 в нейтральном горизонтальном положении, а тяга 16 удерживает направляющие 13 в вертикальном положении. При въезде одного иэ колес на неровность вследствие появления при этом неравенства опорных реакций под колесами одно из них перемещается вверх, а второе — вниз.

Это обеспечивает равноплечие коромысла 5 поворотом вокруг шарниров 6 их крепления к ступице 4. Благодаря этим перемещениям колес 1 и 2 достигается копирование ими микрорельефа поверхности движения. Централь- ная тяга 9 не препятствует перемещению колес в вертикальной плоскости, а направляющие 13 обеспечивают путем воздействия на кольцевой выступ 14 перемещение в указанном направлении.

Если по каким-либо причинам силы сцепления колес 1 и 2 с опорной поверхностью окажутся различными, то и в этом случае колеса 1 и 2 будут перемещаться только в вертикальной плоскости, так как направляющие 13 исключат их перемещение в любом другом направлении. От относительного проворачивания при различии сил сцепления колес с опорной поверхностью колеса 1 и 2 предохраняет центральная тяга 9, которая позволяет им сблизиться при проворачивании.

При въезде транспортного средства на поперечный склон посредством силового цилиндра 21 бортовой редуктор 15 поворачивают на угол, при котором остов 3 займет вертикальное положение. В этом положении силовой цилиндр запирают. Продольная тяга

16 при повороте бортового редуктора

15 удерживает направляющие 13 постоянно в вертикальном положении, так как тяга 16, редуктор 15, остов

3 и направляющие 13 с рычагом 17 образуют шарнирный параллелограмм. . Копирование наклона опорной по верхности движитель осуществляет таким же образом, как и неровностей на горизонтальной поверхности.

Данный движитель позволяет улучшить работоспособность сдвоенного колеса на склоне путем обеспечения вертикального положения направляющих в любом положении бортового редуктора ° Вертикальное положение направ,ляющих обеспечивает беспрепятственное перемещение колес в вертикальной плоскости с минимальным трением о них

821234 кольцевого выступа. Это позволяет повысить надежность и износостойкость упомянутых деталей, а также снизить нагруженность трансмиссии и других деталей.

Формула изобретения

Движитель крутосклонного транс портного средства, содержащий внешнее и внутреннее колеса, расположенные по обе стороны жестко установленной на выходном валу поворотного бортового редуктора ступицы, и шарнирно связанные с ней посредством равноплечих коромысел и центральной тяги, причем внутреннее колесо выполнено с соосным оси его вращения кольцевым выступом, расположенным в вертикальных направляющих, о т л ич ающи и с я тем, что, с целью улучшения работоспособности устройства путем сохранения вертикального положения направляющих при повороте бортовертикального редуктора, направляющие установлены на бортовом редукторе с возможностью поворота вокруг

его выходного вала и шарнирно связаны с остовом транспортного средства продольной тягой, причем упомянутая продольная тяга, бортовой редуктор, направляющие и остов образуют шарнирный параллелограмм.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

15 9 171279, кл. В 60 G 19/00.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2602775/27-11, кл. В 60 G 19/02, В 60 В 3/08, 22.02.79 (прототип).

821234

Фиа,3

Заказ 1687/28

Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретениЯ и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г ° Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель A. Глинка

Редактор П. Коссер ТехредЖ.Кастелевич Корректор Л. Иван

Движитель крутосклонного транспорт-ного средства Движитель крутосклонного транспорт-ного средства Движитель крутосклонного транспорт-ного средства Движитель крутосклонного транспорт-ного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для повышения проходимости колесных транспортных средств при их движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях и малой несущей способности почв
Наверх