Разгонный калибр
О0 И САНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»)829217 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.04.79 (21) 2753207/22-02 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) Я. Кл.а
В 21 В 1/08
Гаеударстнаннмй кюмнтет
СССР
Опублик вано 15.05.81. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 25.05.81 (АЗ) УДК 621.771. .2.073 (088.8) о делам нзобретений н нткрмтнй
Е. Н. Изотов, Н. Ф. Грицук, 1О. Е. Ку и В. П. Приходько (72) Авторы изобретения украинский ордена Трудового Красного Зн гменн*-: — : научно-исследовательский институт металтптг (71) Заявитель (54) РАЗГОННЫЙ КАЛИБР
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для увеличения ширины полосы в процессе ее прокатки.
Известен разгонный калибр, служащий для увеличения ширины полосы в процессе прокатки, образованный парой валков, снабженных винтовыми выступами на их рабочих поверхностях 11) .
Недостатком этого калибра является образование следов от винтовых выступов валков на поверхности полосы и возможность нагружения ее сплошности поперечными растягивающими усилиями от выступов.
Цель изобретения — повышение качества поверхности проката.
Цель достигается тем, что калибр составлен двумя парами консольных валков, верхней и нижней, причем в каждой паре валки расположены торцами друг к другу и развернуты в каждой паре относительно друг друга под углом, вершина которого ориентирована в направлении прокатки преимущественно с увеличением зазора к середине калибра, причем проекции осей каждой пары валов на горизонтальную плоскость составляют угол 120 — 170, на вертикальную плоскость-угол 150 †1, валки могут иметь коническую форму.
Это обеспечивает уменьшение возможных нарушений сплошности и получение ровной
5 поверхности полосы.
На фиг. 1 схематически изображен разгонный калибр со стороны входа металла в валки; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — пример использования калибра при прокатке двутавра.
Разгонный калибр для получения вынужденного уширения образован четырьмя приводными валками 1 — 4.
Валки попарно расположены с верхней
15 и нижней стороны калибра. Ось каждого валка наклонена относительно горизонтальной оси калибра и развернута в тф же время относительно оси прокатки. Угол *между проекциями осей пар валков, составляющих верхнюю или нижнюю сторону калибра, на вертикальную плоскость, перпендикулярную оси прокатки, составляет 150 †1 . Проекция этих же осей на горизонтальную плоскость составляет угол Р равный 120 — 170 . Вер829217
Фэрмуга изобретения шина угла ф — направление по ходу прокатки.
На ;. 2 приведен план скоростей течения металла в очаге деформации в результате воздействия на него валками. Результирующая скорость течения металла V раскладывается н а среднюю скорость выхода металла из (.чага деформации V p и скорость течени:, металла в поперечном направлении
Ч-„. При гостоянстве скорости вращег!ия валков величина горизонтальной ссставляющей V может быть увеличена за счет изменения как угла Р, так и диаметра валков. Учитывая, что для данного стана диаметр валков является величиной ограниченной, то скорость
Чг, а следовательно, и уширение можно увеличить путем уменьшения только угла В
Однако уменьшечие этого угла путем разворота валков относительно оси грокатки приводит к прогрессирующему увеличению мес-. ной высоты калибра на участке сопряжения валков. Увеличение местной высоты калиб- 2о ра не должно превышать объема металла, идущего на зытяжку и в уширение. В противном случае образуется посередине раската недеформируемь(й гребень.
Использование конических валков, соп—
25 ряженных меньшими основаниями., способствует созданию в очаге деформации поля скоростей VI, возрастающих к краям раската, ITo благоприятствует вынужденном г,ширению. Однако выходящий и" такого калибра раскат обладает большей разнотолщин- зв ностью, чем прокатываемый в цилиндрических валках при прочих равных параметрах.
Для получения раската без разнотолшинности по его ширине вынужденное уширение может быть достигнуто путем использования конических валков, сопряженных большими основаниями. Таким образом, в зависимости от расположения калибра в линии стана могут быть использов-ны калибрь: всех трех вариантов исполнения.
Поскольку в краевых зонах деформации необходимо создание больших скоростей „,, а скорость течения металла связана с величиной обжатия, тс валки устава..лива(от с наклоном к гори" îíòàëè, таким образом, что угол между проекцией осей каждой пары валков на вертикальную и "îñêîñòü равен d. (С учетом изложенного ограничены величины углов d.=- 150- 170 и = 120 ——
170 .
Использование угла а(больше 170 исключает проявление эффекта вынужденного уширения, а при угле менее 150 происходит прогрессирующее уширение за счет роста сил трения, препятствующих перемещению металла в поперечном направлении.
Значение нижнего диапазона угла Я (120 ) установлено из условия увеличения местной высоты калибра на участке сопряжения валков. Уменьшение угла „9 менее
120 приводит к образованию посередине раската недеформируемого гребня. Верхний диапазон угла, pBBHIIH 170, установлен из условия значимого роста величины уширения по сравнению с обычными условиями и ро к а тки .
Разгонный калибр может быть использован с целью сокращения числа заготовок для прокатки различных по ширине профилей, в частности, двутавров (фиг. 3).
":!,редлагаемый калибр псзволяет использовать при изготовлении двутавров менее
::Io:цное прокатное оборудование вследствие с(ряжения усилия деформирования за счет растягивающих напряжений в поперечном сечении.
1. Разгонный калибр для уширения полосы, образуемый валками, рабочие поверхности которых расположены таким об)зазом, lT(, векторы их окружных скоростей направлены под углом к оси прокатки в стороны от ее середины к краям, отличающийся тем, что, с целью повышения качества поверхности проката, калибр составлен из двух гар консольных валков — верхней и нижней, причем в каждой паре валки расположены торцами друг к другу и развернуты относительно друг друга под углом„вершина которого ориентирована в направлении прокатки
r:ðñI,ìóøåñòüåHíL с увеличением зазора к середине калибра, причем проекции осей каждой .IF !I=I BBJlr(oB HB гоРизонтальную ко(ть составляют угол 120 — 170, а на вертикальную плоскость — угол 150 — 170 .
2. Калибр по п. 1, аглинаюигийся тем, что валки выполнены коническими.
Источники информации, пР-„-. I(I=Е ВО ВНИМаНИЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ
i. - 1 вторское свидетельство СССР мо =,0 447 л В 21 В 1/22 1974
829237
Составитель А. Маслов
Редактор С. 1имохина Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова
Заказ 2618I3 Тираж 888 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород; ул. Проектная, 4