Резьбовое соединение деталей

Авторы патента:

F16B31F16B39/28 -

 

О П И С А Н И Е (83ОО25

И ЗОВУЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеюа Соаатсиик

Сециапистическик республик (61) Дополнительное к авт. свид-sy (22) Заявлено 06. 02. 79 (21) 2720881/25-27 с присоединением заявки М

{23) Приоритет (54)®. K>

16 В 31/QQ

Г 16 В 39/28

Ввудлрствеай квинтет

CCCP ав 46ll3lN извбретекий к еткрмткй

Опубликовано 15.05.81. бюллетень М 18 (53) УДК 621. 882, . 62 (088. 8) Дата опубликования описания 15;,05. 8 1

В. А..Шицко (72} Автор изобретения (71) Заявитель (54) PE3bBOBOE СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резьбовым соединениям.

Известно резьбовое соединение, содержащее соединяемые детали, болт и гайку, которая выполнена сборной и состоит из расположенного в зазоре между резьбовым корпусом и втулкой упруго-эластичным элементом, причем опорный торец смещен относительно опорного торца корпуса в сторону соединяемой детали(()), Однако это резьбовое соединение .нельзя использовать в условиях динамических нагрузок и вибраций из-за небольшой нагруэочной способности.

Наиболее близким к предлагаемому по техническому существу и достигаемому результату является резьбовое соединение деталей, содержащее болт, 2о установленный с зазором в отверстиях соединительных деталей, две опорные шайбы со сферическими сопряжающимися поверхностями и гайку с тарельчатой пружинной шайбой, закрепленной на ней кольцевым пазом, при этом головка болта выполнена с разгружающей кольцевой выточкой у стержня на опорном торце (2).

Однако это резьбовое соединение не обладает достаточной надежностью для работы в yñëoâèÿõ динамической нагрузки и вибраций.

Цель изобретения - повышение надежности и долговечности соединения в условиях динамических нагрузок и вибраций .

Укаэанная цель достигается тем, что соединение снабжено втулкой, размещенной на головке болта с sos можностью взаимодействия с соединяемой деталью, и браслетной пружиной, а сопрягающиеся поверхности головки болта и втулки выполнены с кольцевыми канавками, имеющими в поперечном сечении форму равно" бедренного прямоугольного треугольника, при этом браслетная пружина рас830025 4

5S положена в упомянутых кольцевых канавках.

В браслетной пружине размещен резиновый шнур. Стержень болта выполнен с коническим буртиком, вершина конуса которого обращена к головке болта, а гайка в зоне кольцевого паза выполнена с продольными линейками, охватывающими конический буртик болта, при этом одна из опорных шайб закреплена в соединяемой детали, а вторая опорная шайба выполнена с кольцевой выточкой, в которой установлена тарельчатая пружинная шайба.

На фиг.l изображено резьбовое соединение деталей в осевом разрезе; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.l; на фиг.3 — узел T на фиг.l(a — исходное положение витка, б — сдвинутое), Реэьбовое соединение содержит болт 1, на котором выполнен конический буртик 2, соединяемые детали 3 и 4 и гайку 5. Головка 6 болта и втулка 7 зафиксированы браслетной пружиной 8, на которой размещен резиновый шнур 9, расположенный в кольцевых канавках 10 и 11 головки болта и втулки, связанных с пазом 12.Опорный торец втулки смещен относитель-. но опорного торца головки болта в сторону соединяемой детали. Кольцевые канавки выполнены с поперечным сечением в виде равнобедренного прямоугольника и в собранном сдвиге одной из деталей имеют прямоугольный профиль, благодаря чему круглые витки спирали пружины деформируются в овальные (фиг. 3). Шайба 13 эапрессована с натягом в деталь 3, а в сферическое углубление ее установлена шайба 14, с кольцевой выточкой, в которой размещен торец тарельчатой пружинной шайбы 15. Гайка выполнена с лепестками !6. Для облегчения монтажа соединения на гайке предусмотрен кольцевой наружный выступ

I7. Головка болта снабжена поверхностью под ключ — шестигранником.

Резьбовое соединение работает следующим образом.

Зажимное усилие, создаваемое ключом, передается при перемещении гайки 5 по стержню болта 1 на браслетную и тарельчатую пружины 8 и 15

Тарельчатая пружина 15 опирается на выступ 17 и по мере затяжки гайки прижимает лепестки 16 гайки к буртику 2 болта l, в результате обеспечи(вается стопорение болта 1 и гайки

5 от свинчивания и разгружается резьба от воздействия вибрационных нагрузок.

Уменьшение амплитуды колебаний и передачи динамических нагрузок и вибрации с резьбового соединения на соединяемые детали и наоборот происходит за счет упругих свойств тарельчатой и браслетной пружины, упругий резиновый шнур, установленный в браслетной пружине, дополнительно гасит колебания и уменьшает амплитуду указанных нагрузок.

Широкий диапазон жесткости браслетной пружины достигается за счет изменения шага навивки витков, изменения диаметра проволоки, количества пружин и диаметра самой пружины, в тарельчатой пружине за счет умень= шения или увеличения ее толщины.

Использование данного изобретения. позволяет увеличить надежность

25 и долговечность резьбового соединения, уменьшает амплитуду колебаний и передачу динамических нагрузок и вибраций с резьбового соединения

30 . на соединяемые детали и наоборот, обеспечивает самоцентрирование резьбового соединения, стопорение болта и гайки от свинчивания и тем самым разгружает резьбу гайки и болта от воздействия вибрационных на35 груз ок.

Формула изобретения

1. Резьбовое соединение деталей, содержащее винт, размещенный с зазором в.отверстиях соединяемых деталей, две опорные шайбы со сферическими сопрягающимися поверхностями и установленными на болте гайку с тарельчатой пружинной шайбой, закрепленной в кольцевом пазу, последняя при этом головка болта выполнена с разгружающей кольцевой выточкой у стержня на опорном торце, о т л и ч а ю щ е— е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности соединения в условиях динамических нагрузок и вибраций, оно снабжено втулкой разиещеииой на головке болта с возможностью взаимодействия с соединяемой деталью, и браслетной пружиной, а сопрягающиеся поверхности головки

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 4S2684, кл. F 16 В 37/08, 1976.

2. Орлов П. И. Основы конструирования.N., "Машиностроение", кн.3, 1978, с. 22, рис.35 — И11, с.301, рис. 601 (прототип).

5 830025 6 болта и втулки выполнены с кольцевы- на болте с возможностью взаимодейми канавками, имеющими в поперечном ствия упомянтых лепестков с коничес-. сечении форму равнобедренного прямоу- кой поверхностью буртика, при этом гольного треугольника, при этом одна из опорных шайб закреплена в браслетная пружина расположена в упр» > соединяемой детали, а вторая опор" мянутых кольцевых канавках. ная шайба выполнена с кольцевой ,; 2. Соединение деталей по п.1, о т- . выточкой, в которой установлена тал н ч а ю щ е е с я тем, что оно рельчатая пружинная шайба. снабжено резиновым шнуром, размещенным в браслетной пружине.

3. Соединение деталей по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем,что стержень болта выполнен с коническим буртиком, вершина конуса которого обращена к головке болта, а гайка в зоне кольцевого паза выполнена с продольным испытанием и установлена

830025 фиИ . Д р «l

Составитель И. Проконичев Редактор О. Персиянцева Техред Н.Келушак Корректор В. Бутяга

« ЮВ ЮФ

Заказ 3287/50 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Резьбовое соединение деталей Резьбовое соединение деталей Резьбовое соединение деталей Резьбовое соединение деталей 

 

Похожие патенты:
Наверх