Муфта сцепления

Авторы патента:

F16D11F16D7 -

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25. 07. 79 (21) 2802198/25-27

Союз Советских

Социалистинеских

Республик

<п1830043 (51) м. к,. с присоединением заявки ¹

F 16 0 11/00

F 16 0 7/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.0581.Бюллетень ¹ 18 (53) УДК 621 825.6 (088.8) Дата опубликования описания 15. 05. 81 (72) Автор изобретения

К.И. Исупов и (71) заявитель (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через эксцентрики и упругое кольцо f1),.

Недостатком ее является невозможность отключения.

Наиболее близка к изобретению по технической сушности и достигаемому результату муфта сцепления, содержащая ведущую полумуфту и ведомую полумуфту с эксцентриком связанные между собой через упругое кольцо, соединенное с устройством включения $2) .

Недостатком ее является низкая нагрузочная способность.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена кареткой, смонтированной на ведущей полумуфте подвижно в радиальном направлении, а устройство включения выполнено в виде шарнирно-рычажного механизма, при этом каретка контактирует с упругим кольцом, а последнее выполнено металлическим.

На фиг. 1 изображена муфта сцеп ления, продольный разрез; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 схематическое изображение включения муфты сцепления.

Муфта сцепления содержит ведущую полумуфту корпуса 1;, дна 2, крышку 3, установленную через подшипник

4 на ведомый вал 5. Дно стакана 2 через втулку 6 и шпонку 7 скреплено с ведущим валом 8. Эксцентрик 9 смонтирован на конце ведомого вала

5 на подшипнике 10 и подшипнике 11.

Подшипник 11 установлен в щеке води15 ла 12, врашаюшегося в подшипнике

13, в центре дна стакана 2, на эксцентрике 9 смонтировано пружинное кольцо 14. Пружинное кольцо выполнено круглым, но может быть эллипсным

20 или другим по форме сечения, например витой пружиной, установленной параллельно оси ведущего вала 8 °

В пазы пружинного кольца 14 (не показаны) входит подвижная каретка 15, помещенная в радиальной плоскости ведущей полумуфты, благодаря чему пружинное кольцо 14 фиксируетая от проворачивания относительно корпуса 1. Подвижная каретка 15

30 на одном конце снабжена упором 16, 830043 а другим концом связана через шарнирное звено 17 с Г-образным поводком 18, который через подшипник 19 установлен.на втулку 20. Втулка

20 двигается вдоль оси ведущего вала

8 под действием вилки 21 исполнитель5 ных органов.

Втулка 22, вставленная в соединение шарнирного звена 17 с подвижной кареткой 15, катается по поверхности упора 23, воспринимающего продольную составляющую усилия от воздействия шарнирного звена 17 на подвижную каретку 15 при включении муфты.

Муфта сцепления работает следующим образом. l5

При выключенном состоянии, изображенном на фиг.1, корпус 1 и крышка 3 вращаются вместе с ведущим валом 8;

При этом подвижная каретка 15 увлекает за собой пружинное кольцо 14,ко- 20 торое вместе с кулачком 9 свободно, вращается на игольчатом подшипнике

10 и подшипнике 11, вращая водило

12.

При включении муфты сцепления под действием усилия исполнительных органов через вилку 21 втулка 20 вместе с Г-образным поводком 18 двигается вдоль оси ведущего вала 8, при этом шарнирное звено 17 стремится занять положение, перпендикулярное оси ведущего вала 8, а подвижная каретка

15 вместе с упором 16 выдвигается от центра в радиальном направлении.

Из-эа эксцентриситета, а между осью вращения корпуса 1 и осью вращения кулачка 9 при проворачивании корпуса

1 относительно ведомого вала 5 пружинное кольцо 14 должно деформироваться (удлиняться), линия действия усилия, возникающего при этом между, 40 упором 16 и ведомым валом 5, всегда проходит через ось вращения кулачка 9.

Наибольшей величины усилие достигает тогда, когда упор 16 наиболее отдаляется от оси вращения кулачка 45

9 (условно мертвая точка).

Возможны два различных варианта сцепления валов .

В первом случае, при небольшой разнице угловых скоростей ведущего

8 и ведомого 5 валов, например,при переключении с третьей скорости на четвертую сцепление валов может произойти без прохождения упором 16 мертвой точки (при провороте корпуса стакана 1 менее чем на 180 после того, как шарнирное звено 17 займет положение, перпендикулярное оси ведущего вала 8).

Во втором случае, при большой разнице угловых скоростей ведущего бО

8 и ведомого 5 валов. например,при включении первой скорости, когда ведущий вал 8 имеет одинаковую с двигателем скорость,. а ведомый вал

5 еще стоит, воэможно, что после б5 включения муфты с пульта управления (шарнирное звено 17 установлено перпендикулярно оси ведущего вала 8) сцепление валов будет происходить при провороте корпуса 1 относительно ведомого вала 5 в несколько оборотов, Для удобства рассуждений не будем брать промежуток, в котором шарнирное звено 17 поворачивается до положения, перпендикулярного оси ведущего вала. 3а начальное положение возьмем I-I (см.фиг.З), когда ось вращения кулачка 9 находится в точке А, диаметрально противоположной

/ мертвой точке (пружинное кольцо 14 наименее натянуто или не натянуто вообще). Вращаясь, например, по часовой стрелке корпус стакана 1 вме =те с выдвинутой подвижной кареткой

15 вращает за собой кулачок 9 с пружинным кольцом 14, которое,деформируясь, увлекает за собой ведомый вал 5, вращая последний также по часовой стрелке. В момент перехода упора 16 через мертвую, точку последняя оказывается сдвинутой на некоторый угол (положение TI-II см. фиг.З),т.е. ось вращения кулачка 9 повернулась до точки А . После прохождения положения II-11 (мертвои точки) усилие пружинного кольца 14 увеличивает скорость вращения ведущего вала 8, а ведомого вала 5 уменьшает. Пока система повторно займет положение, пр:. котором пружинное кольцо 14 наименее натянуто (положение III †!II, см. фиг.3),ведомый вал 5 повернется на угол (Ь >*, при этом ось вращения кулачка 9 приходит в точку А>. Далее процесс повторяется с постепенным увеличением скорости вращения ведомого вала 5 до тех пор, пока его скорость не сравняется со скоростью вращения ведущего вала 8. Для выключения сцепления нужно вилкой 21 через исполнительные органы оттянуть

Г-образный поводок 18 в направлении, обратном включению. Подвижная каретка 15 под действием усилий от шарнирного звена 17 и пружинного кольца 14 вдвинется к центру ведущего вала. Этим самым снижается напряжение на пружинном кольце 14,— что будет означать выключение муфты.

Ведомый вал 5 и ведущий вал 8 можно поменять ролями, а вилку 21 мбжно устанавливать как на,BeziytaeM, так и яа ведомом валу.

Так как пружинное кольцо, а также другие составляющие элементы муфты сцепления просты в изготовлении и не требуют высокого класса точности обработки, вся муфта сцепления в сборе сравнительно проста. Кон-струкция муфты сцепления допускаеч некоторую несоосность ведущего и ведомого валов и даже некоторый их перекос. При необходимости ремонт»

830043

21 для снятия муфты сцепления достаточно отсоединить шарнирное звено

17 от подвижной каретки 15, отсоединить ее от ведущего вала 8 (отсоединить втулку 6 от дна стакана 2) и снять крепежные элементы в стыке

В ведомого вала 5, что можно сделать не снимая окружающих муфту узлов. Этим обеспечивается- ускорение и упрощение обслуживания муфты.Конструкция муфты сцепления в целом компактна, позволяет устанавливать ее на расстоянии от двигателя независимо от него, потому что не требуется дополнительной защиты от по- падания посторонних частиц. При подборе пружинного кольца на определенный крутящий момент гредлагаемая муфта будет работать как предохранительная, а управление ею не требует особого навыка водителя, так как нет необходимости в плавном осторожном включении. формула изобретения

Муфта сцепления, содержащая ведущую полумуфту и ведомую полумуфту с эксцентриком, связанные между собой через упругое кольцо, соединенное с устройством включения, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения нагруэочной способности, она снабжена кареткой, смонтированной на ведущей полумуфте подвижно в радиальном направлении, а устройство . включения выполнено в виде шарнирнорычажного механизма, при этом каретка контактирует с упругим кольцом, а последнее выполнено металлическим.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.. Авторское свидетельство СССР

Р 341983, кл. F 16 D 7/04, 1971

2.Авторское свидетельство СССР

20 М 561029, кл . F 16 0 7/00, 1975 (прототип).

830043

ТРе ктиорие Иимеиид ю р

sv Ф прум. нилацо 1Ч фие.З

Тираж 1006 Подписное

ВНИИПЙ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Nl-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2660/9 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель И. Яцунов

Редактор Т. Парфенова Техред С.Мигунова Корректор Г. Назарова

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:
Наверх