Устройство развязки вибросейсми-ческого источника и транспортногосредства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТВЛЬСТВУ

Союз Соаетсннх

Соцналнстнчесннх

Реснублнк

° (22) Заявлено 090779 (21) 2793868/18-25 с присоединением заявки Йа (23) Приоритет

Опубликовано 15.05.81. Бюллетень М18

Дата опубликования описания 150 581 (5i) M. KB.3

6 01 Ч 1/04

Гвсуйарственнын нвмнтет

СССР не яслям нзобретення, н открытнй

РЗ) MK 550.83 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A.Ñ. ØàãèH aí, A.Ã. Асан-Джалалов, A. И. Сви и И,В. Жуков

Специальное конструкторское бюро сейсмич техники (71) Заявитель

Изобретение относится к сейсморазведочной технике, а именно к источникам сейсмических сигналов вибрационного типа, и может быть использовано в машиностроении, в различного рода механизмах, генерирующих в процессе работы вибрационные колебания °

Известно устройство развязки вибросейсмического источника и транспорт- ного средства, содержащее опорную плиту вибратора и опорные пластины, к которым жестко крепятся направляющие штанги с упругими элементами в виде пружин, а также стабилизирующее устройство, выполненное в виде массивного упругого тела, и ограничители расстояния между опорной плитой и пластинами, выполненные в виде цепей (1) . ла из-за того, что оно подвергается деформации сдвига.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство развязки вибросейсмического источника и транспортного средства, содержащее между опорной плитой источника и опорной пластиной транспортного средства упругий элемент в .виде пневмобаллона, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной, причем стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной размещены внутри пневмобаллона и выполнены в виде жестко соединенного с опорной плитой стакана, внутри которого размещена втулка из упругого материала, и жестко соединенного . с опсрной пластиной и расположенного в упругой втулке пальца с упором (2).

Однако для технического обслуживания или замены упругой втулки необходимо проводить полную разборку всего узла; консольно закрепленный па,лец подвержен большим изгибающим нагрузкам; наличие одной сплошной упругой втулки приводит к возникновению в ее.теле в процессе работы больНедостатками устройства являются сложность, некомплектность установки, заключающаяся в том, что упругие элементы : стабилизирующее устройство и ограничители расстояния между опорной 25 плитой и пластинами выполнены в виде отдельных узлов, занимающих эначительнум площадь опорной плиты, тем саьым ограничивая место для установки вибратора, недолговечность упругого те- 30 (54) УСТРОЙСТВО РАЗВЯЗКИ ВИБРОСЕЙСМИЧЕСКОГО

ИСТОЧНИКА И ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

8302б 4 ших нормальных и касательных напряжений, а следовательно, и к быстрому ее износу; из-за трения скольжения в паре, втулка-палец происходит быстрый износ сопрягаемых поверхностей.

Цель изобретения — упрощение конструкции устройства развязки вибросейсмического источника и транспортного средства. !

Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве развязки вибросейсмического источника и транспортного средства, содержащем между опорной плитой источника и опорной пластиной транспортного средства упругий элемент в виде пневмобаллона, стабилизирующее устройство и устройство f5 ограничения расстояния между плитой и пластиной, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной выполнены в виде двух коакснальных 20 цилиндров, основание одного из которых жестко связано с опорной плитой источника, а другого — с опорной пластиной транспортного средства, при этом цилиндры снабжены упорными 25 кольцевыми буртиками, а в радиальном .зазоре между цилиндрами установлен эластичный, элемент.

Кроме того, упруго-эластичный элемент выполнен в виде тел качения, например, в виде сфер. Тела качения снабжены осями, расположенными в одном из коаксиальных цилиндров, Наружные и внутренние поверхности тел качения армированы металлом.

На фиг.1 представлено устройство, общий вид на фиг.2 - разрез A-A на фиг.1у на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2.

Устройство содержит опорную плиту

1 виброисточника 2 и опорную пласти- 40

Ну 3 трайспортного средства, между которыми расположен упругий элемент

4, штанги 5 транспортного средства.

Упругий элемент (пневмобаллон) 4 расположен в коаксиальных цилиндрах 45 б и 7, основание одного из которых жестко связано с опорной плитой 1, а другого - с опорной пластиной 3.

Коаксиально цилиндры снабженй упрными кольцевыми буртиками 8 и 9, а в радиальном зазоре, между цилиндрами установлены упруго-эластичные элементы 10, расположенные на осях 11. Наружная и внутренняя поверхности упруго-эластичного элемента 10 армированы металлом 12. 5S

Устройство работает следующим образом..

Опорная плита 1 виброисточника 2 опускается на грунт. Транспортное средство своим. весом через штанги Щ

5, опорные пластины 3 и упругий элемент 4 создает статическую нагрузку на опориую -плиту 1.При этом пневмобаллоны сжимаются и цилиндр 7 перемещается в осевом направлении относитель- 65 но цилиндра б. При колебании опорной плиты 1 пиевмобаллоны 4 предотвращают передачу вибраций на транспортное средство, а цилиндр б перемещается относительно цилиндра 7, прокатываясь на упруго-эластичных элементах

10 качения. При установке на наклонный грунт плита 1 изменяет свое положение относительно транспортного средства. При этом элементы 10 вступают в контакт с цилиндром б, деформируются и через оси 11 и цилиндр 7 удерживают плиту 1 от боковых смещений. В транспортном положении и при подъеме опорная плита 1 поддерживается в пдднятом состоянии при помощи коаксиальных цилиндров б и 7, вступающих в контакт через упорные кольцевые буртикн 8 и 9.

Объединение в одном узле упругого элемента, стабилизирующеro устройства и устройства ограничения расстояния между опорными плитой и пластиной позволяет упростить конструкцию, повысить ее прочность, а также обеспечить защиту пневмобаллонов от повреждений во время работы. Введение упруго-эластичных элементов качения, армированных по своим поверхностям металлом, в зазор между коаксиальными цилиндрами позволяют уменьшить передаваемую на транспортное средство вибРацию, а также повысить срок службы упруго-.эластичных элементов за счет устранения трения скольжения.

Формула изобретения

1. Устройство развязки внбросейсмического источника и транспортного средства, содержащее расположенный между опорной плитой источника и опорной пластиной транспортного средства упругий элемент в виде пневмобаллона, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции, стабилизирующее устройство и устройство ограничения расстояния между плитой и пластиной выполнены в виде двух коаксиальных цилиндров, основание одного из которых жестко связано с опорной плитой источника, а другого - с опорной пластиной транспортного средства, при этом цилиндры снабжены упорными кольцевыми буртиками, а в радиальном зазоре между цилиндрами установлен упpyro-эластичный элемент °

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что упруго-эластичный элемент выполнен в виде тел качения, например, в виде сфер.

3 ° Устройство по п.1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что тела качения снабжены осями, расположенными в одном из коаксиальных цилиндров.

830264.-. Фит.!

А-А

Составитель Л.Стремоукова

Техред Н. Келушак Корректор Е.Роыко

Редактор Н.Минно

Подписное

Заказ 2794/27 Тираж 732

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

4. Устройство по п. 1-3, о т л и " ч а ю щ е е с я тем, что наружные и внутренние поверхности тел качения армированы металлом.

Источники ннФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CtIR 9 3291249, кл. 181-114, опублик. 1966.

2. авторское свидетельство СССР

В 648926, кл. G 01 U 1/04, 1977 (прототип).

Устройство развязки вибросейсми-ческого источника и транспортногосредства Устройство развязки вибросейсми-ческого источника и транспортногосредства Устройство развязки вибросейсми-ческого источника и транспортногосредства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам сейсморазведки и может быть использовано в вибрационных технологических установках

Изобретение относится к области технической гидроакустики и, в частности, к активным гидроакустическим системам, предназначенным для исследования промыслового шельфа на нефть и газ, определения места установки буровой вышки, для обнаружения подводных объектов и классификации их в реальном масштабе времени, для создания имитирующего акустического поля при калибровке и аттестации среды и шумящих объектов, для мониторинга разрабатываемых месторождений и рыбных запасов океана

Изобретение относится к средствам сейсмической разведки и может быть использовано в качестве источника сейсмических сигналов

Изобретение относится к сейсморазведке, а точнее к системам для ведения полевых сейсморазведочных работ

Изобретение относится к области электромагнитных приводов, предназначенных для создания импульсных усилий в невзрывных источниках сейсмических сигналов, используемых при сейсморазведочных работах, и может применяться в других случаях, когда на рабочее тело необходимо создавать кратковременные силовые воздействия
Наверх