Предохранительное устройство длямногоконтурной пневматическойтормозной системы
Союз Советских
Социапистических
Республик (ii>831647 ф
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 310579 (21}2774336/27-11 (51)М. Кл.
С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ЗаЯВКи ¹
В 60 Т 15/48
В 60 Т 11/32
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230581 Бюллетемь № 19
Дата опубликования описания 250531 (53) У4К 629. 113-597. 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения
М.И. Дронин, А.А. Козак, и С.И. Руденко (71) Заявитель
Полтавский автоагрегатный завод (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ МНОГОКОНТУРНОЙ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ
ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
20
Изобретение относится к предохранительным устройствам пневматических тормозных систем и может быть использовано ва автомобилях и тракторах.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является предохранительное устройство для многоконтурной пневматической системы, содержащее полый корпус, в котором выполнены две соединительные камеры, сообщенные с ресиверами служебных контуров, дополнительная соединительная камера, сообщенная с ресивером вспомогательного контура, и напорные камеры, отделенные от указанных соединительных камер подпружиненными обратными клапанами и сообщенные каналами с входной камерой, связанной через регулятор давления с компрессором (1).
Однако известное предохранительное устройство не позволяет сохранить полное давление в ресиверах транспортного средства, оборудованного пневматическим тормозным приводом, при обрыве нагнетающего трубопровода или при повреждении одного из конту-, ров, что приводит к снижению эффективности тормозов, т.е. снижает его надежность.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Указанная цель достигается тем,. что устройство снабжено обратными манжето-клапанами, установленными в напорных камерах для предотвращения перетекания воздуха из соединительных камер в напорные.
Кроме того, в лепестках обратных манжето-клапанов, установленных в напорных камерах служебных контуров, выполнены дроссельные каналы.
А также тем, что обратные манжетоклапаны, установленные в напорных камерах служебных контуров, подпружинены со стороны подвода воздуха.
На фиг. 1 изображено предохранительное устройство с элементами в положении, когда система не запитана сжатым воздухом, разрез) на фиг. 2— устройство по месту подвода давления сжатого воздуха к напорным соединительным камерам устройства, поперечный разрез.
Предохранительное устройство состоит из корпуса 1 с крышками 2. Между корпусом 1 и крышками 2 расположены мембраны с направляющими стаканами, на которые воздействуют пружины, усилие которых регулируется.
831647
Открытие клапанных элементов 8 происходит при нарушении герметичности между седлом клапанного элемен60
B расточках корпуса установлены два обратных манжето-клапана 3, под-. пружиненных пружинами 4, содержащих направляющий лепесток 5, в котором выполнен дроссельный канал б. Обратный манжетоклапан 7 вспомогательного контура установлен в расточке корпуса 1 перед клапанным элементом 8 вспомогательного контура. Клапанные элементы 8 контуров также установлены в расточках корпуса и контактируют с мембранами.
Полости 9-11 напорных соединительных камер связаны с полостью 12 нагнетающего трубопровода отверстиями 13-15 соответственно (фиг. 2).
Для регулировки клапанных элементов
8 в корпусе установлены винты 16.
Корпус 1 содержит бабышки с полостями 17 и 18 для подсоединения служебных ресиверов и полость 19 для подсоединения ресивера вспомогательного контура.
Предохранительное устройство работает следующим образом.
Сжатый воздух от компрессора через водоотделитель, регулятор давления и нагнетающий трубопровод подводится в полость 12 корпуса 1 устройства. Сжатый воздух через отверстия
13 и 14 поступает в полости 9 и 10 йаполненных камер, а через отверстие
15 давление подводится к третьей полости 11 соединительной камеры, связанной с ресивером вспомогательного контура °
Из полостей 9 и 10 сжатый воздУх, огибая лепестки 5 обратных манжетоклапанов 3, воздействует на подпружиненные клапанные элементы 8, а давление, поступившее в полость 11, огибает лепесток обратного манжетоклапана 7, воздействует на клапанный элемент 8 вспомогательного контура. та и корпусом 1. Сжатый воздух сначала поступает в ресиверы служебных контуров, а затем заполняет объем ресивера вспомогательного контура.
При обрыве нагнетающего трубопровода от резкого падения давления в полости 12 и в отверстиях 13-15 обратные манжето-клапаны 3 служебных контуров, а также манжето-клапан 7 вспомогательного контура закроются, при этом во всех ресиверах будет сохранено давление сжатого воздуха, равное по величине тому, которое было в ресиверах до повреждения.
При повреждении одного из служебных контуров транспортного средства, к примеру, ресивера, связанноГо с полостью 17, обратный манжето-клапан 3 исправного контура (ресивер связан с полостью 18) закроется изза резкого падения давления в полос5
55 ти 10 перед ним. Падение давления в полости 10 произойдет потому, что полость 17 через открытый клапанный элемент 8, дроссельный канал б в лепестке 5 обратного манжето-клапана 3 сообщается с полостью 9, а через отверстия 13 и 14 — с полостью 10.
Таким образом в исправном ресивере (полость 18) будет сохранено полное давление, которое было до момента повреждения одного из служебных контуров.
Выравнивание давления в служебных реСиверах контуров происходит следующим образом. Сжатый воздух с полости
17 через дроссельный канал б в лепестке 5 обратного манжето-клапана 3, через полость 9 и отверстия 13 и 14 поступает в полость 10, которая через дроссельный канал б в обратном манжето-клапане вторичного контура сообщается с полостью 18 при открытом клапанном элементе 8.
Вышеуказанным путем давление из полости 18 может перетекать в полость 17, обеспечивая выравнивание давления в служебных ресиверах после каждого торможения. Выравнивание дав— ления позволяет обеспечить подачу равного по величине давления в тормозной камере осей раздельного тормозного привода транспортного средства, что позволяет реализовать оптимально тормозные моменты по осям транспортного средства.
При расходовании сжатого воздуха из вспомогательного контура, давление из служебных контуров перетекает в ресивер вспомогательного контура через дроссельный канал 6 в лепестках обратных манжето-клапанов 3.
Давление вспомогательного контура (используемого для заполнения полости пневмопружинных камер) для пополнения падения давления в служебных контурах не расходуется, так как обратный манжето-клапан 7 сохраняет полное давление и не допускает обратного перетекания воздуха за счет наличия лепестка клапана, не имеющего дроссельного канала на лепестке.
Благодаря выравниванию давления воздуха в ресиверах системы за счет использования предохранительного устройства, уменьшается частота срабатывания регулятора давления без применения дополнительного ресивера, а также повышается срок службы компрессора, т.е. обеспечивается более высокая надежность системы.
Формула изобретения
1. Предохранительное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы, содержащее полый корпус, в котором выполнены две соединительные камеры, сообщенные с ре-.
831647 скверами служебных контуров, дополнительная соединительная камера, сообщенная с ресивером вспомогательного контура, и напорные камеры, отделенные от указанных соединительных камер подпружиненными обратными клапанами и сообщенные каналами с входной камерой, связанной через регулятор давления с компрессором, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено обратными манжето-клапанами, установленными в напорных камерах для предотвращения перетекания воздуха их соединительных камер в напорные.
2. Предохранительное устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, в лепестках обратных манжето-клапанов, установленных в напорных камерах служебных контуров, выполнены дроссельные каналы.
3. Предохранительное устройство по п. 1, отличающееся тем, что, обратные манжето-клапаны, установленные в напорных камерах служебных контуров, подпружинены со стороны подвода воздуха.
Источники информации, принятые во внимание при. экспертизе
1. Патент СССР Р 637070, кл. В 60 T 15/48, 1978. б31647
Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/3
Заказ 2938/10 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель С. Макаров
Редактор В. Лазаренко Техред A.Áàáèíeö Корректор Ю. Макаренко