Регулировочный рычаг автомобильноготормоза

 

ОПИСАНИЕ.

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61} Дополнительный к патенту (22) Заявлено 120777 (21) 2502197/27-11 (51) М. Кл.

3 (23) Приоритет (32) 1 3.07.7 6

12,05.77 (33) Вели кобрит ан и я

В 60 Т 11/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (31). 29040/76;

19932/77

Опубликовано

07.06.81Бюллетень ¹ 21 (53) УДК 629.113-59 (088. 8 ) Дата опубликования описания 07.0 81 (54) РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ АВТОМОБИЛЬНОГО

ТОРМОЗА

Изобретение касается автомобиле;троения.

Наиболее близким к изобретению является регулировочный рычаг автомобильного тормоза, ссдержащий корпус, в кстором размещены червячное колесо, выполненное с возможностью соединения с тормозным валом, червяк и механизм автоматического поворота оси червяка при повороте корпуса относительно неподвижной детали j 1 .

Недостаток известного рычага воэможность нарушения его регулировки.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что механизм автоматического поворота выполнен в виде фрикционной муфты, ведущий элемент которой связан посредством передаточного звена, имеющего свободный ход, равный оптимальному зазору в элементах тор" моза с поворотным валом, имеющим связь с упомянутой неподвижной деталью, а ведомый элемент фрикционной муфты связан с осью червяка посредством муфты свободного хода, при

I этом ведущий и ведомый элементы фрик- ционной муфты поджаты один к другому посредством пружины. Кроме того, передаточное звено выполнено в виде подпружиненного толкателя с боковым пазом, а на ведущем элементе фрикционной муфты выполнен радиальный зуб, входящий в указанный паз с зазором относительно боковых стенок паза, при этом указанный зазор равен свободному ходу передаточного звена, фрикционная муфта выполнена многодисковой, а элементы фрикционной муфты выполнены конусными.

15 На фиг.1 изображен регулировочный рычаг, вид сбоку; на фиг.2 — сечение

A-A;sa p r.3 — сечение Б-В; на фиг.4 сечение В-В; на фиг.5 - сечение

Г-Г; на фиг.6 — сечение Д-Дт на

20 фиг.7 — фрикционная муфтау на фиг.8 - регулировочный рычаг, другой вариант; на фиг.9 — сечение Е-Е; на фиг. 10 — сечение Ж-Ж; на фиг. 11 — вид И фиг. 8; на фиг. 12-.

25 вид К фиг. 11.

Регулировочный рычаг содержит

1сорпус 1, в котором размещено чер,вячное колесо 2, закрепленное на

30 тормозном валу на шлицах 3 с воз837315 иожностью вращения в полости, обра.зованной двумя торцовыми крышками

4 и 5, установленными на противоположных сторонах корпуса. червяк б, входящий в зацепление с червячным колесом 2, соединяется с осью 7, установленной в отверстии

8 корпуса 1..Отверстие 8 распола-. гается по касательной к оси тормозного вала и в средней части имеет увеличенный диаметр для образования стенок 9 и 10, между которыми установлен червяк б.

На одном конце 11 отверстия 8 имеется полость 12, в которую выс тупает конец 13 оси 7. Конец оси 7, выступающий за крышку 14, выполнен 15 с головкой 15 некруглой формы, чтобы с помощью ключа мсжно было повора-, чивать вал и червяк.

В корпусе располагаются также механизмы 16 автоматического по- 2О ворота червяка б, предназначенный для компенсации износа фрикционных элементов тормоза. Указанный механизм содержит вал 17, установленный в отверстии 18 параллельно оси червячного колеса 2, с радиальным смещением в сторону от оси 7, Вал 17 соединен с неподвижной деталью, например с кронштейном 19, с помощью диаметрального штифта 20, концевая часть 21 которого загнута и пропущена параллельно оси 7 в паз, выполненный в кронштей le 19. Вал

l7 соединен с осью 7 с помощью толкателя 22 и фрикционной муфты 23.

Толкатель 22 выполнен в виде план- 35 ки с параллельными сторонами и при прямолинейном перемещении направляется параллельными сторонами прорези 24, выполненной по касательной к тормозному валу, и перпендикулярно к оси 7. На одном кбнце толкателя

22 выполнен выступ, образующий упор для одного конца возвратной пружины,25, поц действием которой собачка постоянно находится в зацеплении с кулачком 2б на валу 17.

Муфта 23 является многодисковой и содержит чередующиеся внутренние и наружные, относительно вращающиеся главные и вспомогательные фрикционные диски 27 и 28. Диски 27 5О закреплены на участке 29 меньшего диаметра гильзы 30, окружающей конец 13 оси 7. Гильза 30 является ведущим элементом муфты свободного хода, ведомым элементом которой Я является ось 7. Диски 27 и 28 прижаты к буртику 31 с помощью пружины 32, которая установлена с упором в шайбу 33, имеющую Ч-образную форму. Концы шайбы 33 установлены в диаметрально противоположные прорези

34 на конце 13 оси 7.

Каждый из дисков 28 выполнен с двумя размещенными под углбм осевыми канавками 35 и 36, между которыми образуется эуб 37, а все зубья

37 входят в пазы 38, выполненные в толкателе 22. В нерабочем положении зубья 37 удалены от боковой стенки 39 паза 38 на расстояние . .соответствующее заданному зазору между фрикционными элементами тормоза.

Во время работы при угловом смещении корпуса 1 по часовой стрелке, т.е. в направлении приложения тормозного усилия, как показано на фиг.l, тормозной вал вращается с помощью червяка 6 и червячного колеса 2 до тех пор, пока не будет выбран зазор во фрикционных элементах тормоза. Во время этого перемещения вал 17 тоже вращается, в результате чего толкатель 22 скользит в прорези 24, преодолевая усилие пружины 25, при этом стенка

39 смещается в сторону от зубьев

37, а стенка 40 движется к ним для уменьшения зазора свободного хода между ними. Обычно стенка 40 не контактирует с зубьями 37, если только не требуется компенсировать зазор от износа фрикцирнных элементов тормоза.

Когда угловое перемещение корпуса 1 передается через червяк б и червячное колесо 2 на тормозной вал для включения тормоза и кроме того для вращения вала 17, то стенка 40 вращает диски 28. Как только упомянутые тормозные зазоры будут выбраны, силы зацепления между червяком б и червячным колесом 2 достигают такой величины, что ограничивающий крутящий момент муфты сцепления оказывается достаточным для вращения червяка б. После чего муфта сцепления 23 проскальзывает, и никакой регулировки не происходит.

Если имеет место износ фрикционных элементов тормоза, то в начальный момент углового перемещения для выборки тормозных зазоров после того, как были выбраны зазоры свободного хода, диски 28 сцепления вращаются вместе с дисками 27. Дис-. ки 27 вращают ось 7 и следовательно червяк б. Червяк вращает червячное колесо 2 относительно корпуса 1 и регулировка достигается. Когда все зазоры в тормозе будут выбраны, то муфта 23 проскальзывает.

При отключении тормоза под действием накопившейся в пружине 25 энергии толкатель 22 удерживается во взаимодействии с валом 17, в результате чего диски 28 возвращаю=ся в исходное положение с помощью стенки 39, взаимодействующей с зубом

37. Благодаря наличию муфты свободного хода диски 27 вращаются вместе а дисками 28 сцепления относительно оси 7.

837315 ности, механизм автоматического поворота выполнен в виде фрикционной муфты, ведущий элемент которой связан посредством передаточного звена, имеющего свободный ход, равный оптимальному зазору в эле- ментах тормоза с поворотным валом, имеющим связь с упомянутой неподвижной деталью, а ведомый элемент фрикцйонной муфты связан с осью червяка посредством муфты свобод- ного хода, при этом ведущий и ведомый элементы фрикционной муфты поджаты один к другому посредством пружины.

2. Регулировочный рычаг по п.1 °

15.отличающийс я тем, что передаточное звено выполнено.в виде подпружиненного толкателя с боковым пазом, а на ведущем элементе фрикционной муфты выполнен радиальный зуб, входящий в указанный паз с зазором относительно боковых стенок паза, при этом указанный зазор равен свободному ходу передаточього звена.

3. Регулировочный рычаг по п.1, отличающийся тем, что фрикционная муфта выполнена многодисковой.

4. Регулировочный рычаг по п.1, отличающийся тем, что элементы фрикционной муфты выполнены конусными.

Приоритет по пунктамр пп. 1,2 и 4 — 13.07.76; п.3 — 12.05.77, Формула изобретения

1. Регулировочный рычаг автомо- 30 бильного тормоза, содержащий корпус, в котором размещены червячное колесо, выполненное с возможностью соединения с тормозньы валом, червяк н механизм автоматического поворота оси червяка при повороте корпуса относительно неподвижной детали, отличающийся тем, что, с целью повышения надежВ другом варианте конструкции пружина 25, работавшая на сжатие, заменена на несколько тарельчатых пружин 41.

В регулировочном рычаге, представленном на фиг.8-12, муфта 23 содеРжит внутренний и наружный вращающиеся конусные элементы 42 и 43, из которых внутренний элемент 42 установлен в фрикционном кольце 44, установленном в полости 12, и соединен с ocbfo

7 через муфту свободного хода., Внутренний элемент 42 имеет чашеобразную форму и установлен на участке 45 уменьшенного диаметра оси 7.

Элемент 42 выполнен с наружной наклонной поверхностью 46, которая под действием пружинной шайбы 47 взаимодействует с сопряженной внутренней поверхностью 48 на наружном элементе 43. На наружном конце элемента 43 выполнены под углом две канавки 49 и 50, между которыми образуется зуб 51, входящий в паз

38 толкателя 22.

Работает регулировочный рычаг, показанный на фиг.8-12, так же, как и ранее описанный.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании Р 1085048 кл. F 2 Е, опублик. 1967.

Составитель С. Макаров

Редактор Н. Ахмедова Техред Н. Келушак Корректор N. Демчик

Заказ 3215/47 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза Регулировочный рычаг автомобильноготормоза 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в исполнительных элементах тормозной системы высокоскоростного железнодорожного транспорта при установке на колесную ось прицепной тележки

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода ведущих колес транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к тросовым приводам для торможения обоих колес мотоцикла

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля
Наверх