Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства

 

>8397

Союз Соаетскик

АНИЕ

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.09.79 (21) 2819232/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 60 J 7/12

В 60 P 7/02.Гааударстаенный камнтат

СССР по делам нэобретеннй и ютнрмтнй

Опубликовано 23.06.81. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 28.06.81 (53) УДК 629.113. .011.643 (088.8) /

А. Н. Долгишев, А. М. Королев и Д. Н. Харитонов ... ч / (4ф, 1 )-), f с".

Всесоюзный научно-исследовательский и проектный ййстйВут по организации, экономике и технологии материа,дьио1твщщы ского снабжения сельского хозяйства (ВНИИ%&), (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЫТИЯ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ

КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства при перевозке, например, сыпучих грузов.

Известно устройство для закрытия верхней части кузова транспортного средства, содержащее переднюю и заднюю панели, шарнирно соединенные между собой, опорный кронштейн, кузова и привод перемещения панелей, включающий закрепленный на кузове гидроцилиндр со штоком, связанным с упомянутой передней панелью. Фиксация т© передней панели осуществляется гидроцилиндром двойного действия за счет фиксации его штока в определенном положении, а прижатие задней панели — за счет усилия торсионной пружины, установленной в шарнирном соединении между передней и тз задней панелью (1).

Однако привод устройства недостаточно долговечен вследствие восприятия штоком гидроцилиндра дополнительных нагрузок.

Кроме того, отсутствует надежная фиксация задней панели, что приводит к снижению надежности защиты перевозимого груза.

Наиболее близким к изобретению является устройство для закрытия верхней части кузова транспортного средства, содержащее переднюю и заднюю панели, шарнирно соединенные между собой, опорный кронштейн кузова и привод перемещения панелей, включающий закрепленный на кузове гидроцилиндр со штоком, связанным с упомянутой передней панелью через одноступенчатый редуктор, и регулируемый в вертикальной плоскости зажимный механизм с направляющим скосом на зажимном элементе для фиксации задней панели. Ведомый вал редуктора связан с передней панелью через муфту предельного момента, а зажимный механизм состоит из связанного с кузовом вала, на котором установлен зажимный элемент, выполненный в виде клина для его взаимодействия с задней панелью (2).

Однако устройство недостаточно долговечно вследствие того, что в муфте предельного момента в процессе работы происходит истирание рабочих накладок, и, как следствие, быстрый выход их из строя. При передаче крутящего момента от ведомого вала редуктора на переднюю панель действием муфты предельногЬ момента создаются значительные осевые нагрузки, которые, воспринимаясь отдельными элементами редуктора, его крышками, буртиками его вала, 839749

3 корпусами, в которых размещена передняя панель, создают значительные сопротивления, ведущие к истиранию упомянутых деталей, что приводит к выходу устройства из строя.

Жесткая связь передней панели с муфтой предельного момента обеспечивает жесткое, с резкими ударами о кузов, закрытие панелей, что также снижает долговечность устройства.

Кроме того, работа устройства в процессе автоматической фиксации и расфиксации панелей кузова, недостаточно эффективна, так как в процессе эксплуатации рабочие накладки муфты предельного момента истираются, в результате чего пробуксовывают и не могут обеспечить передачу необходимого крутящего момента на панели укрытия. Преждевременная пробуксовка накладок муфты предельного момента ведет к несвоевременному срабатыванию фиксаторов зажимного механизма и, следовательно, не может обеспечить надежной фиксации пане. лей, так как при пробуксовке муфты ранее необходимого времени зажимный механизм разворачивается раньше, чем опускается панель на кузов, и не фиксирует последнюю.

В результате того, что подпружиненный зажимной элемент взаимодействует только с задней панелью, передняя панель прижата недостаточно надежно.

Цель изобретения — повышение надежности устройства при одновременном повышении .его долговечности.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено поводковым механизмом с дополнительным валом, жестко связанным с ведомым валом редуктора и несущим пру.жины кручения, одни концы которых жестко закреплены на дополнительном валу, а другие связаны с передней панелью, при этом дополнительный вал связан через кривошип с упомянутым зажимным механизмом, зажимные элементы которого соединены между собой подпружиненной тягой, кинематически связанной с кривошипом через соединительные звенья и кулисное соединение. Зажимные элементы выполнены в виде крюков, в зеве одного из которых выполнен упомянутый направляющий скос.

На фиг. 1 показано устройство для закрытия верхней части кузова при закрытых панелях, зафиксированных зажимным механизмом, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, с открытыми и незафиксированными панелями, сложенными над кабиной кузова; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 4узел I на фиг. 1 (в увеличенном масштабе); на фиг. 5 — положение кривошипа, соединенного с валом поводкового устройства при открытых панелях, слцженных над кабиной кузова; на фиг. б — положение зажимного элемента при открытых панелях, сложенных над кабиной кузова; на фиг. 7 — положение кривошипа, соединенного с валом поводкового устройства при закрытых панелях, 4 незафиксированных зажимным механизмом; на фиг. 8 — положение зажимного элемента при закрытых панелях, незафиксированных зажимным механизмом; на фиг. 9— положение кривошипа, связанного с валом поводкового устройства при закрытых панелях, зафиксированных зажимным механизмом.

Устройство для закрытия верхней части кузова транспортного средства содержит переднюю и заднюю 2 панели (фиг. !), соединенные между собой шарниром 3 с торсионной пружиной 4 (фиг. 3), опорный кронштейн 5 (фиг. 1), кузова и привод перемещения панелей.

Привод содержит закрепленный посред15 ством шарнира б.на кузове 7 гидроцилиндр 8 со штоком 9, связанным с упомянутой передней панелью 1 через кривошип 10, установленный на ведущем валу 1! одноступенчатого редуктора с передаточным числом

1:2. Ведомый вал 12 редуктора связан с

220 передней панелью 1 через поводковое устройство (фиг. 1 и 2).

Поводковое устройство (фиг. 3) содержит вал 13, связанный с ведомым валом 12 редуктора посредством жесткой муфты 14.

На валу 13 попарно расположены пружины

15 кручения, между которыми подвижно на втулках 16 закреплены проушины 17 передней панели 1. Пружины 15 одними концами закреплены к валу 13 поводкового устройства, а другими концами прикреплены к проушинам 17 передней панели l. Причем пружины 15 кручения относительно проушин 17 установлены с двух сторон и работают на скручивание попеременно (если при закрывании панелей левая от проушин 17 пружина 15 скручивается, то правая раскручиваетМ5 ся, и наоборот).

Поводковое устройство кинематически связано с зажимным механизмом фиксации панелей через кривошип 18, установленный на муфте 14, и через соединительные звенья

19 и 20, последнее из которых связано с ползуном 21 (фиг. 1 и 2). Регулировочный элемент 22 служит для регулировки длины звена 20.

Зажимный механизм для фиксации панелей включает крюки 23 и 24, регулируемые в

45 вертикальной плоскости с помощью пружин

25 и регулировочных гаек 26. Крюки 23 и 24 связаны шарнирно между собой тягой 27, имеющей с одной стороны кулисное соединение, выполненное в виде продольного паза 28, а с другой — пружину 29 и регулировочные гайки 30 для регулировки усилия на тяге 27 в продольном направлении. В пазу

28 тяги 27 размещен с возможностью возвратно-поступательного перемещения ползун 21 звена 20.

Фиксация панелей 1 и 2 относительно кузова 7 автомобиля осуществляется посредством захвата крюками 23 и 24 пальцев 31, жестко закрепленных на указанных панелях.

Крюк 23 имеет в своем зеве направляющий

839749

1S ге

2S зо зю

Формула изобретения

so

SS скос 32, обеспечивающий надежную фиксацию положения всех крюков и всего устроиства.

Устройство работает следующим образом.

Из положения «открыто» (фиг. 2) в положение «закрыто» (фиг. 1) панели 1 и 2 перемешаются благодаря движению штока

9 гидроцилиндра 8 из левого крайнего в правое крайнее положение.

Для предлагаемой конструкции угол, на который может шток 9 переместить кривошип 10 ведущего вала 11 редуктора, составляет 90, при передаточном числе редуктора 1:2 ведомый вал 12 редуктора, дополнительный вал 13 поводкового устройства и кривошип 18 разворачиваются на 180 (фиг. 3).

Начальный момент вращения ведомого вала 12 редуктора, дополнительного вала 13 поводкового устройства с кривошипом 18 не влияет на разворот панелей 1 и 2 и механизм фиксации панелей, так как у пружин 15 угол закручивания для предлагаемой конструкции составляет 30, и они удерживают панели 1 и 2 от закрывания, а звено 20 с ползуном 21, кинематически связанное с кривошипом 18, перемещается влево по пазу 28 тяги 27, в результате чего тяга

27, а вместе с ней и крюки 23 и 24 остаются на месте, удерживаясь в этом положении пружиной 29 (фиг. 2, 5 и 6).

На фиг. 5 видно, что в положении начала разворачивания панелей 1 и 2 угол Г положения, угол между осью кривошипа 18 и вертикалью Π— О, составляет 30 (для предлагаемой конструкции), а расстояние от шарнира 33 звена 19 до вертикали Π— О составляет .

На фиг. 6 видно, что при указанном положении кривошипа 18 ползун 21 звена 20 находится в крайнем правом положении, на расстоянии t, от левого конца паза 28 тяги 27.

При дальнейшем повороте кривошипа 18 на 30 крутящий момент пружин 15 достигает рабочего момента, достаточного для разворота панелей 1 и 2, последнив начинают разворачиваться, одновременно ползун 21 звена 20 перемещается влево в пазу 28 тяги 27, и через некоторое время, в момент закрытия панелей, достигает крайнего левого положения (фиг. 7 и 8).

На фиг. 7 видно, что в указанном положении кривошип 18 разворачивает относительно вертикали Π— О на угол = 120, при этом шарнир 33 звена 19 из положения, представленного на фиг..5, перемещается вправо на расстояние 6, и находится на указанной вертикали.

На фиг. 8 видно, что волзун 21 звена 20 из положения, представленного на фиг. б, и. ° перемещается на расстояние б, и достигает крайнего левого положения в пазу 28 тяги

27. При этом панели 1 и 2 находятся в положении «закрыто», а зажимнЫй механизм фиксации панелей еше не включился в работу.

Затем, за счет скручивания пружин !5 кручения поводкового механизма, происходит дополнительный поворот кривошипа 18 на угол g> — — 30 .

Благодаря кинематической связи с кривошипом 18 тяга 27, преодолевая сопротивление пружины 29, также смешается влево. При этом шарнир 33 звена 19 смешается влево от вертикали на расстояние (фиг. 9), в результате чего крюки 23 и 24 поворачиваются и обеспечивают фиксацию панелей 1 и 2 путем взаимодействия с пальцами 30. Направляющий скос 32 крюка

23 удерживает крюки 23 и 24, а также панели 1 и 2 в прижатом, зафиксированном положении (фиг. 1).

Из положения «закрыто» (фиг. 1) в положении «открыто» (фиг. 2) панели и 2 перемещаются благодаря движению штока

9 гидроцилиндра 8 из крайнего правого е крайнее левое положение. При этом кривошип 18 перемешается вниз, а кинематические звенья 19 и 20 с ползуном 21 — вправо.

Через 30 поворота кривошипа 18 нагрузка пружин 15 кручения на панели и 2 снимается, пружина 29 смещает тягу 27 также вправо, что приводит к сбрасыванию крюков

23 и 24 с пальцев 31. Крюки поворачиваются и освобождают панели 1 и 2 от фиксации, преодолевая сопротивление скоса 32 крюка 23.

В дальнейшем, не встречая сопротивления, панели 1 и 2 разворачиваются и открывают кузов автомобиля.

Благодаря применению поводкового устройства, за счет аммортизации пружин кручения, панели плавно, без ударов опускаются на борта кузова и кронштейн автомобиля. Кроме того, применение поводкового устройства, вал которого связан с передней панелью, дает возможность дополнительного прижатия этой панели к борту кузова автомобиля.

1. Устройство для закрытия верхней части кузова транспортного средства, содержашее переднюю и заднюю панели, шарнирно соединенные между собой, опорный кронштейн кузова и привод перемещения панелей включающий закрепленный на кузове гидроцилиндр со штоком, связанным с упомянутой передней панелью через одноступенчатый редуктор, и регулируемый в вертикальной плоскости зажимный механизм с направляющим скосом на зажимном элементе для фиксации панелей, отличающееся тем, что с целью увеличения надежности устройства при одновременном повышении его долговечности, оно снабжено поводковым механизмом с дополнительным валом, жестко свя939749

Фиг.1 юг.g занным с ведомым валом редуктора и несущим пружины кручения, одни концы которых жестко закреплены на дополнительном валу, а другие связаны с передней панелью, при этом дополнительный вал связан через кривошип с упомянутым зажимным механизмом, зажимные элементы которого соединены между собой подпружиненной тягой, кинематически связанной с кривошипом через соединительные звенья и кулисное соединение.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что зажимные элементы выполнены в виде крюков, в зеве одного из которых выполнен упомянутый направляющий скос.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3833255, кл, 296 — 137, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2641763/23-11, кл. В 60 P 7/02, 1978 (прототип).

839749

Составитель И. Антропова

Редактор И. Николайчук Техред А..Бойкас Корректор С. Щомак

Заказ 4626/15 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул,.Проектная, 4

Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства Устройство для закрытия верхней частикузова транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх