Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы

 

Союз Советски к

Социалистичесних . республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ iii839841 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 30,07.79 (21) 2802967/27-11 (5Г}М. Кл.

B 63 В 25/08

В 63 В 13/00 с присоелинением заявки рй.Государственный комитет

СССР (26) П риорнтет оо делам изооретеннй и открытий

Опубликовано 23. 06. 81 Бюллетень ¹ 23 (53} УДК 629,12,,06(088.8) Дата опубликования описания 05. 07, 81

Г.К.Соколов, Ю.П.Володин, А.П.Глянцев, А.Г.Попов, А.П.Серегин, А.С.Якобсон, О.С.Фадеенк -АИориц-; — — — - --;

Р,À.Êàèïoâ, А.Г.Ильин, Б.В.Тихомиров, Никитюк;

И.Б.Сорин, Ю.Н.Власов и Б.А.Рык (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАПОРНЫХ ОРГАНОВ

СУДОВОЙ СИСТЕМЫ

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству индикации положения. запорных органов судовой системы, .Известно устройство индикации по5 ложения запорных органов судовой системы, содержащее индикатор, блок питания, аналоговый датчик и конечный выключатель, установленные на затворе, причем конечный выключатель

10 связан с лампой сигнализации закрытого положения затвора, устройство управления и орган включения устройства индикации в работу 111.

Недостатками этого устройства являются:

1. Устройство обеспечивает контроль степени открытия затвора только из одного поста.

2. Оно не обеспечивает сигнализацию о самопроизвольном открытии затвора.

3. Отсутствует сигнализация оботходе затвора от фиксированного промежуточного положения в любую сторо,ну, 4. Отсутствует контроль исправности уСтройства.

5. Необходимо обеспечивать герметизацию корпусов датчиков и формирование на выходе слабых сигналов для обеспечения взрывобезопасности.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, повышение безопасности и улучшение сохранности

t груза при одновременной перевозке различных сортов грузов, Укзанная цель достигается тем, что в него введен блок формирования сигналов, звонок и лампы сигнализации отхода и самопроизвольного открытия затвора, переключатель степени открытия затвора, прибор контроля, состоящий из чувствительных элементов, поворотных шкал с заслонками и бесконтактных датчиков перемещения, причем входы чувствительных элементов подключены к выходу конечного

839841 ф

25 ства.

Устройство включает поворотный затвор 1, прибор 2 контроля и приборы, устанавливаемые обычно в центра55 выключателя и аналогового датчика, а поворотные шкалы соединены кинематически с подвижными торцами чув— ствительных элементов и связаны через заслонки последовательно с бес5 контактными датчиками, выходы которых подключены к выходам индикатора через блок формирования сигналов, другой вход которого подключен к органу включения устройства индикации, а выходы блока формирования сигналов параллельно связаны с лампами сигнализ ации з акрытого положения затво-. ра и отхода затвора, с лампой сигнализации самопроизвольного открытия затвора, со звонком и с переключателем степени открытия затвора.

Прибор контроля также снабжен кнопкой контроля, элементом И и сигнальной лампой, которая через элемент И подключена к выходам бесконтактных датчиков, а кнопка контроля связана с чувствительными элементами и входом блоха формирования сигналов. Кроме того в блок формирования сигналов введены логические элементы ИЛИ, НЕ, И с запретом и ПАМЯТЬ дополнительные первый и второй элементы И и дифференцирующие цепочки, входные ячейки коммутации, выходы которых подключены параллельно к индикатору через делитель напряжения, общая точка которого связана с выходом элемента

И с запретом, первый и второй входы которого подключены к органу включения устройства и блоку питания, а запрещающий вход связан с кнопкой контроля, причем выходы ячеек коммутации дополнительно подключены к лампе сигнализации отхода затвора последовательно через дифференцирующие цепочки, первый дополнительный элемент И, элементы ИЛИ и ПАМЯТЬ, причем второй вход первого дополнительного элемента И через элемент HE связан с устройством управления затвором, а вход одной ячейки коммутации подключен к звонку и сигнальной лампе сигнализации самопроизвольного открытия затвора через элемент НЕ и второй дополнительный элемент И, вто- рой вход которого связан с органом включения устройства индикации, На чертеже показана схема устройльном посту 3 управления, например, грузовыми операциями, На поворотном затворе 1 установлены аналоговый датчик 4 положения (с аналоговым выходом) и конечный выключатель 5, который срабатывает, когда затвор находится в закрытом положении.

Местный прибор 2 контроля содерI жит два чувствительных элемента 6.

Подвижные торцы чувствительных элементов.кинематически связаны с поворотными шкалами 7 и 8ь Заслонка, установленная на шкале 7, входит во взаимодействие с бесконтактным датчиком 9 перемещения, в результате чего происходит преобразование перемещения шкалы в электрический сигнал. В качестве излучателя. например, может быть применен светодиод

10, а в качестве приемника фотодиод

11 Корпус подвижной шкалы 8 входит во взаимодействие с блоком 12 бесконтактных датчиков, построенным на тех же элементах, Оба чувствительных элемента 6 связаны с кнопкой !3 контроля (кнопкой "Контроль"), н выходы бесконтактного датчика 9 и блока 1.2 датчиков через элемент И 14 с лампой 15> сигнализирующей об исправности прибора, В центральном посту 3 управления установлены следующие приборы: блок

16 формирования сигналов, который своими выходами связан с индикатором 17 степени открытия затвора, лампой 18 сигнализации закрытого положения затвора, лампой 19, сигнализирующей об отходе затвора и фиксированного промежуточного положения, переключателем 20 степени открытия затвора. Входы блока формирования сигналов пбдключены к органу включения устройства в работу переключателем 21 и блоку 22 питания, который связан также с входами датчика 9 и блока 12 датчиков.

Вход и два .выхода приборов, расположенных в посту 3 управления, связаны с устройством управления затвором, а один выход подключен к лампе 23 и звонку 24, которые установлены в посту, где имеется постоянная вахта на ходу судна, например в ходоной рубке. Блок 16 формирования сигналов включает в себя входные ячейки 25 коммутации, питание к которым подается с блока 22, Каждая ячейка коммутации построена на со5 противлении 26 и транзисторе 27. Выход одной ячейки 25 связан с лампой

18 сигнализации, а вход — с датчиком 9, выход которого соединен с входом элемента НЕ 28, Выход элемента НЕ подключен к входу элемента

И 29, выход которого подключен к лампе 23 сигнализации, звонку 24 и устройству управления, а второй вход элемента И 29 соединен с органом 21 включения. Выход органа 21 включения соединен также с элементом И с запретом 30, второй вход .соединен с блоком 22 питания, а запрещающий вход с кнопкой 13 контроля. Выход элемента 30 соединен с одним из входов индикатора 17 и сопротивлением

31, Остальные ячейки 25 коммутации своими первыми входами соединены с блоком 12 датчиков, а вторыми входами — с блоком 22 питания. Выходы этих ячеек 25 параллельно связаны с входами переключателя 20 и с лампой 19 последовательно через дифференцирующие цепочки 32, элементы

ИЛИ 33, И 34 и ПАМЯТЬ 35. Второй вход элемента 34 соединен с устройством управления через элемент НЕ

36. Кроме того выходы ячеек 25 соединены через сопротивления 37 с вторым входом индикатора 17 и сопротивлением 31, которое с сопротивлением

37 образует делитель напряжения.

Устройство работает следующим образом.

При проведении грузовых операций на танкере оператор осуществляет контроль за положением большого числа поворотных затворов 1 (более

100 шт), Для осуществления контроля оператор предварительно включает устройство в работу воздействием на переключатель 21 ° При открытии затвора 1 сигнал, который воспринимался чувствительным элементом 6 местного прибора 2, с выхода конечного выключателя 5, снимается, и поворачивается связанная с ним шкала 7> на которой становится видна надпись

"Открыт" вместо надписи "Закрыт, Рабочей средой конечного выключателя, аналогового датчика и чувствительных элементов может. быть масло или воздух, При своем повороте шкала 7 входит между фотодиодом ll u светодиодом 10 бесконтактного датчика 9, прерывая световой поток от излучателя к приемнику. Ток через

839841 6

55 фотодиод 11, который держал открытым транзистор 27 ячейки 25, прекращается, Транзистор 27 запирается,, и ток через нагрузочное сопротивление 26 прекращается, лампа 18 — гаснет, Одновременно начинает поворачиваться шкала 8, которая отградуирована в процентах открытия затвора.

Шкала 8 приводится во вращение вторым чувтствительным элементом 6, который подключен к аналоговому датчику 4. Поворачиваясь вокруг оси. шкала 8 начинает взаимодействовать с блоком 12 датчиков, выходы которых соединены со входами ячеек 25 коммутации блока 16 формирования сигналов ° По мере движения затвора перемещается шкала 8, срабатывают последовательно ячейки 25, и напряжение на сопротивлении 31 увеличивается пропорционально количеству подключенных к выходам ячеек 25 коммутации сопротивлений 37, которые образуют с сопротивлением 31 делитель 38 напряжения. Питание делителя 38 напряжения осуществляется от блока 22 через элемент И с запретом 30, который срабатывает при включенном переключателе 21 и отсутствии сигнала с кнопки 13 "Контроль", Меняющееся напряжение с сопротивления 31 подается на индикатор 17, засвечивая его шкалу пропорционально степени открытия затвора, Если затвор 1 по условиям проведения грузовых операций необходимо автоматически остановить в любом промежуточном положении, то переключатель 20 степени открытия затвора из нулевого положения переводится в позицию, которая соответствует необходимой степени открытия. В этом случае выход необходимой ячейки 25 коммутации блока 16 формирования сигналов через переключатель 20 соединяется с устройством управления для остановки затвора. Так как процесс проведения грузовых операций обычно длится более суток, а количество затворов, участвующих в процессе, велико, оператору трудно уследить за тем моментом, когда затвор может самопроизвольно отойти от положения

t в котором его оставил оператор в связи с технической необходимостью, Для обеспечения оператора необходимой информацией в этом случае в блок 16 формирования сигналов вве39841 8 службы на судне, могут быть установлены в ходовой рубке или центральном посту, где имеется постоянная вахта на ходу судна. Кроме того, с

5 выхода элемента И 29 сигнал поступает на закрытие затвора. Совокупность существенных признаков устройства позволяет достичь следующего положительного эффекта: а) в результате расширеяия.функциональных воэможностей у-стройства достигается более качественный контроль за положением поворотных затворов, участвующих в процессе проведения грузовых операций, а сигна— лизация об отходе затвора от проме— жуточного фиксированного положения позволяет вовремя обнаружить и ликвидировать снижение производительности грузовых операций; б) формирование сигнала о самопроизвольном открытии затвора во вре. мя перехода судна обеспечивает защиту от смешения и порчи различных перевозимых грузов; в) обеспечение контроля устройства позволяет повысить эксплуатационные характеристики, Создание устройства индикации по.— ложения арматуры судовых систем позволит внедрить на суда современные автоматизированные системы грузовых операций.

Формула изобретения

7 8 дены логические элементы ИЛИ 33, И

34, ПАМЯТЬ 35, НЕ 36, и дифференцирующие цепочки 32, Если затвор> остановленный в любом промежуточном положении, начинает самопроизвольное движение, на выходе соседней ячейки 25 блока !6 формирования сигналов появляется сигнал, который поступает на соответствующую дифференцирующую цепочку 32 и через элемент ИЛИ 33 на элемент И 34, элемент ПАМЯТЬ 35 и лампу 19, сигнализирующую об отходе затвора от фик сированного промежуточного положения в случае, если на втором входе элемента И 34 имеется сигнал, который приходит с устройства управле— ния затвором через элемент НЕ 35.

Перед проведением грузовых операций и в процессе их реализации оператор может осуществить контрогь ис— правности устройства. Для этого он должен воздействовать на орган 13 управления, который входит во взаимодействие с чувствительными элементами 6. По движению шкал 7 и 8 местного прибора 2, а также по засветке лампы 15, на которую подаются сигналы с выходов датчика 9 и блока 12 датчиков через элемент И

14, оператор может судить об исправности устройства. Грузобалластные системы в момент перехода судна находятся в выключенном состоянии, а все затворы ) — в закрытом положении. В этот период пост 3 управления грузовыми операциями обычно закрыт, а оператор выполняет другие функции на судне, Однако в практике эксплуатации судов часто встречаются случаи самопроизвольного открытия за— творов в момент перехода судна, Осуществлять контроль за закрытым положением затворов особенно важно в случае перевозки судном различных сортов груза одновременно ° Для обеспечения защиты от смешения грузов в случае самопроизвольного открытия затвора в блоке 16 формирования сиг. налов предусмотрены элементы НЕ 28. и И 29, Сигнал, поступающий на вход ячейки 25 коммутации с выхода датчика 9, поступает одновременно на вход элемента НЕ 28 и, через элемент И

29, второй вход которого подключен к выходу переключателя 21, — на лампу 23 сигнализации, звонок 24, которые в зависимости от организации

1. Устройство индикации положения запорных органов судовой системы, 40 содержащее индикатор, блок питания, аналоговый датчик и конечный выключатель, установленные на затворе, причем конечный выключатель связан с лампой сигнализации закрытого положения затвора, устройство управления затвором и орган включения устройства индикации в-работу, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, повышения безопасности и улучшения сохранности груза при одновременной перевозке различных сортов грузов, в него введен блок формирования сигналов, звонок и лампы сигнализации отхода и самопроизвольного открытия затвора, переключатель степени открытия затвора, прибор контроля, сос тоящий из чувствительных элементов

8398

15

25

30 поворотных шкал с заслонками и бесконтактных датчиков перемещения, причем входы чувствительных элементов подключены к выходу конечного выключателя и аналогового датчика, а поворотные шкалы соединены кинематически с подвижными торцами чувствительных элементов и связаны через заслонки последовательно с бесконтактными датчиками, выходы которых подключены к выходам индикатора через блок формирования сигналов, другой вход которого подключен к органу включения устройства индикации, а выходы блока формирования сигналов параллельно связаны с лампами сиг. нализации закрытого положения затвора и отхода затвора, с лампой сигнализации самопроизвольного открытия затвора, со звонком и с переключателем стецени открытия затвора.

2. Устройство по п, 1, о т л ич а ю щ в е с я тем, что прибор контроля снабжен кнопкой контроля, элементом И и сигнальной лампой, которая через элемент И подключена к выходам бесконтактных датчиков, а кнопка контроля связана с чувствительными элементами и входом блока формирования сигналов, 3. Устройство по пп, 1 и 2, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что в блок формирования сигналов введены логи41 1О ческие элементы ИЛИ, НЕ, И с запретом и ПАМЯТЬ, дифференцирующие цепочки, дополнительные первый и второй элементы И и входные ячейки коммутации, выходы которых подключены параллельно к индикатору через делитель напряжения, общая точка которого связана с выходом элемента И с запретом, первый и второй входы которого подключены к .органу включения устройства индикации и блоку питания, а запрещающий вход связан с кнопкой контроля, причем выходы ячеек коммутации дополнительно подключены к лампе сигнализации отхода затвора последовательно через дифференцирующие цепочки, дополнительный пер-, вый. элемент И, элементы ИЛИ и ПАИЯТЬ, причем второй вход дополнительного первого элемента И через элемент НЕ связан с устройством управления затвором, а вход одной ячейки коммутации подключен к звонку и сигналь ной лампе сигнализации самопроизвольного открытия затвора через элемент

HE и второй дополнительный элемент

И, второй вход которого связан с органом включения устройства индикации, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Патент Японии У 52-24759, кл, 84 О 24, опублик. 1978,

Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы 

 

Похожие патенты:

Ледовоз-н // 2145290
Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкции судов и их трюмов, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов и глыб льда

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для транспортировки цельных грузов с почти идентичными трюму размерами и весами, приближенными к его водоизмещению

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкции судов и их трюмов, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов и глыб льда

Изобретение относится к водному транспорту и касается технологии транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов, например реакторных отсеков утилизируемых подводных лодок

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания плавучих сооружений для перевозки автомобилей, а также для использования этих сооружений в качестве автостоянок или гаражей
Изобретение относится к хранению и транспортировке навалочных грузов, в частности металлизованных окатышей

Изобретение относится к судостроению и конкретно касается создания транспортных судов тримаранного типа и их трюмов, предназначенных для перевозки брусов льда и плавучих средств в виде барж-контейнеров с размещенными на них грузами

Изобретение относится к водным грузоперевозкам тяжеловесных крупногабаритных грузов, в частности к способу погрузки и доставки одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок к морскому транспортному средству и устройству для его осуществления

Изобретение относится к области судостроения и эксплуатации судов, а именно к вопросам размещения грузов

Устройство индикации положениязапорных органов судовой системы

Наверх