Устройство для включения и выключениявентилятора системы охлаждениядвигателя внутреннего сгорания


F04D27F01P5/04 -

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскии

Социапистическик

Республик

< 840491 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) За я влено 07. 06. 79 (21,) 2777511/25-06 (51)М. Кл.

F 04 0 27/00

F 01 Р 5/04 с присоединейием заявки №вЂ” (23) Приоритет

Гооудорствоиимй комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.06.81. Бюллетень ¹ 23 (53) Уд 3(621 ° 635. (088.8) Дата опубликования описания 23. 06. 81 (72) Автор. изобретения

В. В. Бычков (71) Заявитель (54) УСТРО11СТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ И ВЫКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к вентиляторостроению, а конкретно к устройствам для включения и выключения вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство для включения и выключения вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащее биметаллический элемент мгновенного действия, имеющий 0 выпуклую форму, в центре которого закреплен подпружиненный шток, воздействующий на клапан, который открывает и закрывает отверстия камеры для накапливания жидкости .(1).

Однако устройство отличается сложностью.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности. является уст-. ройство, содержащее расположенный в полости вала насоса термосиловой элемент с подпружиненным штоком, снабженным приводным упругим элементом и обоймой, кинематически связанной с подвижной кольцевой полумуфтой сцепления f2)

Одним из недостатков известного устройства является его сложность.

Кроме того включение и выключение вентилятора осуществляется мгновенно, что приводит к возникновению динамических нагрузок на привод.

Цель изобретения — обеспечение плавного включения вентилятора и упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено, по меньшей мере, двумя осями, закрепленными на валу, и установленными на них рычагами, один конец каждого из которых связан с обоймой, а другой — шарнирно соединен посредством тяги с полумуфтой сцепления, причем обойма расположена в полости вала, полумуфтана валу, а упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины.

3 84049

На чертеже изображено устройство включения и выключения вентилятора, продольный разрез.

Устройство для включения и выключения вентилятора содержит расположенный в полости 1 вала 2 насоса 3 термосиловой элемент 4 с поджатым пружиной 5 штоком 6, снабженным приводным упругим элементом 7 и обоймой 8, кинематически связанной с.под- 1О вижной кольцевой полумуфтой 9 сцепления. Устройство снабжено йо меньшей мере, двумя осями !О, закреплен ными на валу 2, и установленными на них рычагами .И, один конец каждого д из которых связан с обоймой 8, а другой "-"шарнирно соединен пбсредством тяги 12 с полумуфтой 9 сцепления и фиксатором 13, причем обойма 8 распо ложена в полости 1 вала 2, полумуфта

9 - на валу 2, а упругий элемент 7 выполнен в виде тарельчатой йружйнь».

Шток 6 и обойма 8 имеют пазы 14 и 15 сквозь которые проходит палец 16. На ступице 17 вентилятора установлена 25 неподвижная полумуфта 18.

При работе холодного двигателя термосиловой элемент 4 омывается холодной жидкостью и его шток 6 и обойма 8 зо находятся в крайнем"левом положении.

При этом полумуфта 9 сцепления находится в крайнем правом положении, при котором крутящий момент не передается через неподвижную полумуфту

18. Таким образом, при работе двигателя, имеющего температуру охлаждающей жидкости ниже критической, венти"лятор -отключен и мощность двигателя на прйвод "вспомогательнь1х BrperaToB 40 не расходуется.

При достижении охлаждающей жидкостью критической температуры шток 6 термосилового элемента 4 перемещается вправо.При этом он преодолевает со-45 противление пружины 5 и тарельчатой пружины. Тарельчатая пружина имеет устойчивое положение только в крайних точках (в крайней левой и в крайней правой). В средней части тарельчатая пружина находится в положении неустойчивого равновесия, что проявляется в резких (практически мгновенных) перемещениях пальца 16 (за счет действия силы упругости тарельчатой пружины, когда она пройдет среднее положение). Таким образом, термо- силовой элемент 4 перемещает шток 6, палец .16, ступицу 17 вправо до точки

1 4 неустойчивого равновесия тарельчатой пружины. После того, как тарельчатая пружина йройдет точку неустойчивого равновесия, она изменяет направление действия силы, упругости и резко перемещает обойму 8 вправо. При этом шток 6 не сможет воспрепятствовать атому перемещению, так как между ним и пальцем 16 имеется конструктивный зазор. При перемещении обоймы 8. в крайнее правое положение рычаги 11 перемещают нолумуфту 9 влево до соприкосновения с полумуфтой 18. При этом происходит жесткое соединение вышеуказанных деталей, а фиксатор 13 предотвращает самопроизвбльное выключение полумуфт 9 и 18.

При охлаждении жидкостй до критической температуры шток 6 термосилового элемента 4 перемещается под действием пружины 5 влево. При этом шток

6 перемещает палец 16., а вместе с ним и тарельчатую пружину влево. Обойма 8 влево не перемещается вплоть до прохождения тарельчатой пружиной положения .неустойчивого равновесия, что может быть возможным при нали »ии конструктивного зазора между обоймой 8 и пальцем 16. После того, -как шток 6 переместит тарелъчатую пружину за точку неустойчивого равновесия, она изменяет направление действия силы упругости и резко перемещает обойму 8 влево. При этом рычаги 11 отводят полумуфту 9 от полумуфты 18, а фиксатор

13 фиксирует выключенное положение полумуфт 9 и 18. Привод вентилятора отключается.

В дальнейшем, по мере прогрева двигателя и достижения жидкостью критической температуры, описанньп» процесс повторяется.

Таким образом, в предлагаемом уст" ройстве значительно упрощена конс грукция, и кроме того указанное устройство обеспечивает плавность включения и выключения вентилятора.

Формула изобретения

Устройство для включения и выключения вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащее расположенный в полости вала насоса термосиловой элемент с под.Lпружиненным штоком, снабженным приводным упругим элементом и обоймой, кинематически связанной с подвижной

5 840491 6 кольцевой полумуфтой сцепления, о т- той сцепления, причем обойма расл и ч а ю щ е е с я тем, что, с положена в полости вала, полумуфта " целью обеспечейия плавного включения на валу, а упругий элемент выполнен вентилятора и упрощения конструкции, в виде тарельчатой пружины. устройство снабжено, по меньшей ме- Источники информации, ре, двумя осями, закрепленными на ва- принятые во внимание при экспертизе лу, и установленными на них рычагами, 1.. Патент Франции 2299507, один конец каждого из которых связан кл. F Ol P 5/12, опублик. 1976, с обоймой, а другой — шарнирно сое- 2. Патент Франции 2323879, динен посредством тяги с полумуф- 1О кл. F О1 Р 5/04, опублик. 1975 °

В

ПП Патент г.ужгород,ул.Проектная,4

Устройство для включения и выключениявентилятора системы охлаждениядвигателя внутреннего сгорания Устройство для включения и выключениявентилятора системы охлаждениядвигателя внутреннего сгорания Устройство для включения и выключениявентилятора системы охлаждениядвигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:
Наверх