Шарнирное соединение

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (uj842258 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 070979 (21) 2816773/25-27 с присоединением заявки ¹

С53)М. Кл.з

F 16 С 11/06

В 60 0 1/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретениИ и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 300681. Бюллетень Н9 24 (53) УДК 621. 979. .06(088.8) Дата опубликования описания 30.0681 (72) Авторы изобретения

В.А. Виноградов и Ф.Г. Куковицкий (71) Заявитель

Сыктывкарский опытный судомеханический (54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорно-сцепных устройствах транспортных машин.

Известно шарнирное соединение, содержащее подпятник, палец, вкладыш с сопряженными сферическими поверхностями и фиксирующую гайку.

Это соединение предназначено. для передачи усилий, действующих вдоль оси пальца. Вкладыш охватывает внутренней поверхностью узкий пояс сферической головки. Гайка выполнена с торцовым выступом, воздействующим на ответсную торцовую поверхность вкладыша $1) .

Недостатками известной конструкции являются ненадежность при эксплуатации в опорно-сцепных устройствах транспортных машин и сложность при сборке во время ремонта.

Это связано с тем, что в упомянутых опорно-сцепных устройствах во время эксплуатации усилия в некоторых случаях действуют параллельно ответным поверхностям гайки и вкладыша, что приводит к их взаимному перемещению, стиранию и появлению зазоров.

Последние, в условиях ударных нагрузок, еще более ускоряют износ. ЗО

Для устранения зазоров необходим р8гулярный контроль и подтяжка гайки, что усложняет эксплуатацию транспортных средств. Регулярная подтяжка гайки ухудшает, кроме того, условия смазки, что в свою очередь сокращает срок службы вкладыша. При замене последнего необходима расстыковка пальца и присоединенной к нему тяги, что усложняет сборочные работы при ремонте.

Цель изобретения — повышение надежности при эксплуатации и упрощение демонтажа и сборки при ремонте. указанная цель достигается тем, что в шарнирном соединении вкладыш, размещенный на торцовой поверхности подпятника, выполнен из отдельных секторов, с конической наружной поверхностью и кольцевой проточкой на ней, а гайка выполнена с ответной внутренней конической поверхностью, пазом и радиально направленными резьбовыми отверстиями, при этом секторы зафиксированы относительно гайки.

На фиг. 1 представлено шарнирное соединение, разрез; на фиг. 2 - сечение A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 4— вкладыш шарнирного соединения.

842258

Шарнирное соединение сцепного устройства транспортной машины включает подпятник 1 со сферическим углублением, палец 2 со сферической головкой 3, вкладыш 4 со сферической внутренней поверхностью, гайку 5 и систему смазки.

Гайка 5 связана с подпятником 1 посредством резьбы, снабжена пазом 6, ответная поверхность 7 гайки 5 выполнена конической.

Вкладыш 4 расположен на торцовой поверхности подпятника 1 заподлицо с гайкой 5, выполнен составным (из секторов) и снабжен фиксатором 8, установленным в проеме, образованном пазом 6 и зазором между частями вкладыша 4. Ответная внешняя поверхность вкладыша 4 выполнена конической. Для удобства установки секторов вкладыша 4 с верхней торцовой стороны в них выполнены небольшие глухие сверления 9.

Система смазки образована радиальными канавками 10 во вкладыше 4, полостью 11 между гайкой 5 и подпятником 1, каналом 12 в гайке 5. В канале 12 установлена масленка 13.

Шарнирное соединение снабжено стопорными винтами 14, установленными в гайке 5, а на вкладыше 4 выполнена кольцевая канавка 15. В рабочем положении шарнирного соединения концы сто порных винтов 14 установлены заподлицо с внутренней поверхностью гайки 5.

Палец 2 со сферической головкой 3 посредством сварки соединен с дышлом 16 полуприцепа. Подпятник 1 установлен на раме 17 сцепного устройства.

Шарнирное соединение монтируют в следующем порядке. На сферическую головку 3 свободно надевают гайку 5.

Далее сферическую головку 3 размещают в углублении подпятника 1, гайку 5 приподнимают и на поверхность сферической головки 3 размещают вкладыш 4, который располагается на торце подпятника 1. Далее гайку 5 закручивают на резьбе подпятника 1. При этом гайка 5 конической поверхностью части 7 воздействует на коническую поверхность вкладыша 4, постепенно прижимая последний к сферической голов2О до выхода их торцов в канавку 15, 5

15 ке 3. До полной затяжки гайки 5 секторы вкладыша сдвигают так, чтобы зазор между ними образовался напротив паза 6. В этом проеме размещают фиксатор 8, после чего проводят окончательную затяжку соединения.

При использовании шарнирного соединения происходит постепенный износ сферической поверхности вкладыша 4, который заменяют, не нарушая жесткого соединения пальца 2 с дышлом 16.

При этом фиксатор 8 удаляют из гнезда, отворачивают гайку 5 и освобождают вкладыш 4.

При замене базового тягача или ремонта прицепного устройства шарнирное соединение разъединяют. При этом, не нарушая жесткое соединение пальца 2 с дышлом 16, извлекают фиксатор 8, а стопорные винты 14, ранее установленные в гайке 5, довинчивают благодаря чему они предотвращают выпадение. секторов вкладыша 4 из гайки 5. Далее отворачивают гайку 5 вместе с вкладышем 4.

Изобретение повышает эксплуатационную надежность соединения, упрощает технологию ремонта и сборочных операций при замене транспортных средств.

Формула изобретения

Шарнирное соединение, содержащее подпятник, палец вкладыш с сопряженными сферическими поверхностями и фиксирующую гайку,.о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности при эксплуатации и упрощения сборки, вкладыш, размещенный на торцовой поверхности подпятника, выполнен из отдельных секторов с конической наружной поверхностью и кольцевой проточкой на ней, а гайка выполнена с ответной внутренней конической поверхностью, пазом и радиально направленными резьбовыми отверстиями, при этом секторы зафиксированы относительно гайки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 614970, кл. В 30 В 15/00, 1976.

842258

aiba.д

Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ьаказ 5013/32

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Тарновский

Редактор E. Спиридонова Техред A. Савка Корректор С. Корниенко

Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение 

 

Похожие патенты:
Наверх