Аэродинамический подшипник с термо-компенсацией

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

on NCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«»844844 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 29.0679 (21) 2828503/25-27 (51)М. Кл. с присоединением заявки Йо

F 16 С 17/22

Государственный комитет

СССР ио дмам изобретений н открыти и (23) Приоритет

Опубликовано 070781.Бюллетень Но 25

Дата опубликования описания 07.07,81 (53) УДК 621 822° 5 (088. 8) ".. ;60%36t g

I (72) Авторы изобретения

Ю.Т. Борисов и B.Ñ. Баласаньян (71) Заявитель (54) АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

С ТЕРМОКОМПЕНСАЦИЕЙ

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для привода инструмента (шлифовального круга, фрезы, сверла) с большой частотой вращения.

Известен аэродинамический подшипник с термокомпенсацией, содержащий антифрикционный вкладыш, смонтированный в обойме, установленной в корпусе на симметрично расположенных опорных кольцевых выступах, при этом значение коэффициента температурного расширения материала вала выбра.но в промежутке между значениями коэффициентов температурных расширений материалов вкладыша и обоймы 1).

Основным недостатком известного подшипника является неравномерность распределения температуры вдоль подшипника (вблизи выступов температура ниже, так как по ним происходит наиболее интенсивный отвод тепла). Кро-. ме того, упругость выступов, которые, будучи холоднее подшипника, оказывают сопротивление его расширению, . изменяют приведенный коэффициент тем.— пературного расширения. При перегреве в десятки градусов относительно окружающей среды, который имеет место в радиальных подшипниках с газовой смазкой при больших скоростях скольжения (до 100 м/с и более). величина изгиба образующей может в ряде случаев превосходить значение среднего по окружности радиального зазора вблизи поясков, где он минимален. Это приводит к существенному снижению несущей способности подшипника по сравнению с подшипником, имеющим строго прямолинейную образующую рабочей поверхности.

Цель изобретения — повышение несущей способности за счет уменьшения искривления образующей рабочей поверхности.и обеспечение равномерного температурного расширения по длине.

Указанная цель достигается тем, что в аэродинамическом подшипнике с термокомпенсацией, содержащем антифрикционный вкладыш, смонтированный в обойме, установленной в кор.пусе на симметрично расположенных опорных кольцевых выСтупах, при этом значение коэффициента температурного расширения материала вала выбрано в промежутке между значениями коэффициентов температурных рааширеЗО .ний материалов вкладыша и обоймы, Ордена Трудового Красного Энамени экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков

844844

Формула изобртения опорные кольцевые выступы обоймы смещены по оси от ее торцов к центру на величину, равную,-- — длины

1 Ч б подшипника. При этом обойма выполнена с переменным продольным сечени-. ем, увеличивающимся к основаниям кольцевых выступов.

Изобретение поясняется чертежом.

Аэродинамическй подшипник с термокомпенсацией содержит антифрикционный вкладыш 1, смонтированный в обойме 2. Обойма 2 установлена в кор- ® пусе 3 на симметрично расположенных опорных кольцевых выступах 4. Эти выступы 4 отстоят от торцов 5 подшипника на величину, раВную — — <

4 его длины. Обойма 2 выполнена с переменным продольным сечением, увеличивающимся к основаниям кольцевых выступов б.

При нагреве температура в предлагаемом подшипнике распределяется более равномерно, а утолщение обоймы

2 у оснований выступов 4 сгособствует преодолению упругости выступов 4, благодаря чему подшипник, расширяется равномерна, а величина рабочего g$ зазора по длине остается постоянной.

1. Аэродинамический подшипник с термокомпенсацией, содержащий антифрикционный вкладыш, смонтированный в обойме, установленной в корпусе на симметрично расположенных опорных кольцевых выступах, при этом значение коэффициента температурного расширения материала вала выбрано в промежутке между значениями коэф-. фициентов температурных расширений материалов вкладыша и обоймы, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения несущей способности за счет уменьшения искривления образующей рабочей поверхности, опорные кольцевые выступы обоймы смещены по оси от ее торцов к центру на величину, равную 1 - 1.длины

4 5 подшипника.

2. Подшипник по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения равномерного температурного расширения по длине, обойма выполнена с переменным продольным сечением, увеличивающимся к основаниям кольцевых выступов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Борисов Ю.Т. Исследование формы рабочей поверхности аэродинамических подшипников с термокомпенсацией. — "Станки и инструмент", 1977, У 12, с. 17-19.

ВНИИПИ Заказ 4426/12

Тираж 8бО Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä,óë.ÏðoåêTíàÿ,4

Аэродинамический подшипник с термо-компенсацией Аэродинамический подшипник с термо-компенсацией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с подшипниками скольжения, предназначенных для работы в агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений, в частности в герметичных химических насосах с магнитной муфтой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам автомобильного сцепления, управляемого вилкой

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к способу и устройству компенсации упругих тепловых деформаций подшипников шпинделей металлообрабатывающих станков. При вращении вала шпинделя осуществляют непрерывное измерение температуры нагрева каждого его подшипника. Корректировку тепловых деформаций подшипников осуществляют при достижении температуры подшипников шпинделя некоторого уровня путем расширения на определенную величину с помощью пьезокерамических элементов ширины осевого паза, выполненного на поверхности отверстия шпинделя. Технический результат заключается в повышении ресурса работы подшипников шпиндельного узла за счет компенсации тепловых смещений шпинделя в процессе его эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх