Вентильный электродвигатель

 

(54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электрическйм машинам и может найти применение, в частности, в бесконтактных электродвигателях для привода вращающихся мжнитных видеоголовок и других узлов видеом агнитофона

Известен вентильный электродвигатель, (Вй), содержащий rn -фазный коммутатор тока в его обмотках, датчик скорости вращения и фазочувствительный узел синхронизации, подключенный к выходу датчика.

При этом датчик скорости вращения выполнен на основе обращенного бесконтакч ного сельсина, подключенного к rn -фазному генератору опорной частоты и соединенного с коммутатором тока обмоток через уп дешифраторов, каждый из которых двумя входами подключен к выходу датчика, а другими входами — к соответствующей фазе генератора опорной частоты.

Такое выполнение электродвигателя позволяет испсльзовать один датчик «ак для управления коммутатором, так и слежения за фщюй вращения двигателя Ц.

Однако данный электродвигатель обла-! дает такими существенными недостатками, как сложность конструкции и относитель- ° но большие его габариты. Этот недостаток обусловлен тем, что в качестве датчика положения ротора используется бесконтактный сельсин.

Наиболее близким к предлагаемому является ВД, содержащий статор торцовой конструкции с обмоткой якоря, расположенный в воздушном зазоре между двумя половинами ротора, по крайней мере одна из которых содержит намагниченный аксиально постоянный магнит, замкнутый с внешней по отношению к зазору стороны дисковым магнитолроводом, датчик положения ротора с чувствительными элементами, магнитопроводом и постоянными магнитами, и тахометрической обмоткой. Такое устройство имеет достаточно простую конструкцию 2).

Сцнако функциональные возможности известного ВД ограничены, так как затруд3 8474 нено получение сигнала, пропорционально го скорости вращения.

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей двигателя .

Поставленная цель достигается тем, что постоянные магниты датчика намагничены аксиально и прикреплены к магнитопроводу двигателя, магнитопр овод датчика выполнен С -образным, внутри него размещена кольцевая тахогенера- - 1О торная обмотка, чувствительные элементы датчика размещены на его магнитопроводе в зазоре между постоянными магнитами датчика и его магнитрпроводом, а на обращенных друг к другу цилиндрических 15 поверхностях мвгнитопроводов двигателя и датчике выполнены зубцы.

На чертеже схематически изображен предлагаемый электродвигатель, разрез.

ВД состоит иэ статора 1 электродви- 20 гателя с залитой компаундом 2 обмоткой

З,закрепленного на щите 4, ротора 5 электродвигателя с магнитопроводами 6 и 7, один иэ которых имеет зубцы 8.

Не последнем установлены постоянный 25 магнит 9 ротора и постоянный магнит

10, общий для твхогенератора и датчика положения ротора. Ротор 5 содержит также втулку 11 и вал 12, имеющЖ возможность вращаться в подшипниках ЗО

13. Двигатель, кроме того, содержит

С-образного сечения магнитопровод 14, закрепленный на корпусе 15, расположенные на магнитопровсде 14 тахометрическую обмотку 16, магнитомягкий полюсный З5 наконечник 17 с зубцами 18 на его внутренней поверхности, и смонтированные на плате 19 мвгниточувствительные элементы 20 (магнитодиоды), установленные в торцовом зазоре на магнитопроводе 14, 4о количество магнитов 10 и магнитодиодов

20 датчика положения ротора определяется числом пар полюсов и фвэ электродвигателя. Конструктивно корпус 15 может быть размещен с магнитопроводом 45

l4 и выполняется иэ магнитомягкого материала.

При вращении ротора 5 мвгнитодиоды

20 периодически попадают в магнитное поле магнитов 10, что приводит к изменению проводимости магнитодиодов 20.

Магнитный поток магнита 10 замыкается по торцовому воздушному зазору между магнитом 10;и магнитопроводом 14 и

: по магнитопроводу 14. !1ри этом часть потока замыкается по путям рассеяния с торца магнитопроводв 14 на торец

52 4 магнитопровода 7, а часть магнитного потока, охватывая обмотку 16, проходит по цилиндрической части магнитопровода

: 14, полюсному наконечнику 17 зубцам

18, воздушному зазору между зубцами

18 и 8 и по магнитопроводу 7.

Кроме того, магнитный поток в зазоре полюсных наконечников 17 и зубцов 18 и 8 и магнитопровода 7 модулируется по . амплитуде, и в обмотке. 16 тахогенератора наводится синусод ЭДС с чаой, определяемой числом зубцов 18 и 8 на полюсных наконечниках 17 и магнитопроводе 7 и частотой вращения ротора.

Выполнение магнитоцровода ротора электродвигателя с зубцами, установка на нем магнита ротора электродвигателя и магнитов, общих для датчика положе» ния и твхогенератора, позволяет упростить конструкцию, повысить компактность бесконтактного электродвигателя и расширить функциональные возможности двигателя.

Формула изобретения

Вентильный электродвигатель, содержащий статор торцовой конструкции с обмоткой якоря, расположенной в воздушном зазоре между двумя половинами ротора, по крайней мере одна из которых содержит намагниченный аксиельно постоянный магнит, замкнутый с внешней по отношению к зазору стороны дисковым магнитопроводом, датчик положения и скорости ротора с чувствительными элементами, магнитопроводом и постоянными магнитами, и твхометрической обмоткой„ отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, постоянные магниты датчика намагничены аксиально и прикреплены к мвгнитопроводу двигателя, мвгнитопровод датчика выполнен С-образным, внутри него размещена кольцевая тахогенераторнвя обмотка, чувствительные элементы датчике размещены на его магнитопрово де в зазоре между постоянными магнитами датчика и его магнитопроводом, а на обращенных друг к другу цилиндрических поверхностях магнитопроводов двигателя и датчика выполнены зубцы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l, Авторское свидетельство СССР

14 327552, кл. Н 03 К 29/02., 1972.

2. Патент США % 2093897, кл. 318-138, 1978.

847452

1 д

У

Составитель А. Санталов

Редактор С. Тимохина Техред С. Мигунова Корректор Е. Рошко

Заказ 5518/82 Т,краж 730 Подписное

ВНИиПИ Государственного комитета СССР по делам кзобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин с возбуждением от постоянного магнита

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных системах электрооборудования в качестве источника переменного или постоянного тока (вентильные генераторы постоянного или переменного тока) или в качестве электромеханической части бесконтактного двигателя постоянного или переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электропривода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромагнитным двигателям, используемым в различных отраслях науки и техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вентильных электрических машинах с индукторами на базе постоянных магнитов и магниточувствительными датчиками положения ротора, срабатывающими от поля магнитов индуктора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике
Наверх