Редуктор привода несущего винта вертолета

 

РЕДУКТОР ПРИВОДА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий корпус с узлами для крепления к вертолету, подшипники выходного и входного валов и зубчатые передачи, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и упрощения изготовления, корпус выполнен в виде двух силовых поясов, верхнего и нижнего, в которых размещены подшипники выходного вала, и оболочки, прикрепленной к фланцам силовых поясов, при этом верхний и нижний силовые пояса соединены между собой стержнями, которые закреплены к проушинам верхнего и нижнего силовых поясов, причем узлы крепления редуктора к вертолету выполнены на нижнем силовом поясе, в котором размещены подшипники входных валов.

2. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что проушины нижнего силового пояса крепления стержней фермы выполнены на узлах крепления редуктора к вертолету. Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения редуктора привода несущего винта вертолета. Известен редуктор несущего винта вертолета, содержащий корпус с узлами крепления к вертолету, в котором размещены подшипники выходного и входного валов, и зубчатые передачи. В известных редукторах на корпус редуктора передаются значительные нагрузки: вертикальная и горизонтальная составляющие силы тяги, развиваемой несущим винтом, реактивный крутящий момент. Эти нагрузки через узлы крепления передаются на вертолет. Воздействие значительных нагрузок вынуждает изготавливать корпус высокопрочным, что значительно увеличивает вес редуктора и усложняет изготовление корпуса. Требования технологии изготовления литых корпусов не позволяет выполнить его равнонапряженным во всех точках, что приводит к дополнительному увеличению веса. Целью изобретения является устранение отмеченного недостатка, а именно снижение веса и упрощение изготовления. Сущность изобретения заключается в том, что редуктор привода несущих винтов вертолета, содержащий зубчатые передачи, входные и выходные валы имеет корпус, выполненный в виде двух силовых поясов, верхнего и нижнего, в которых размещены подшипники выходного вала, и оболочки, прикрепленной к фланцам силовых поясов, при этом верхний и нижний силовые пояса соединены между собой стержнями, которые закреплены к проушинам верхнего и нижнего силовых поясов, причем узлы крепления редуктора к вертолету выполнены на нижнем силовом поясе, в котором размещены подшипники входных валов. Выполнение проушины нижнего силового корпуса для крепления стержней фермы на узлах крепления редуктора к вертолету позволяет избежать передачи нагрузки от верхнего силового пояса на нижний силовой пояс, что также позволит снизить вес корпуса. На фиг.1 общий вид корпуса редуктора; на фиг.2 вид сверху фиг.1; на фиг. 3 узел I фиг.1; на фиг.4 узел II фиг.1; на фиг.5 узел III фиг.1. Редуктор привода несущего винта вертолета содержит корпус, состоящий из верхнего и нижнего силовых поясов, соединенных между собой стержнями 1. Нижний силовой пояс корпуса выполнен в виде основания 2, на котором закреплены проушины 3 при помощи болтов 4. В середине основания 2 в стакане 5 установлен роликовый подшипник 6, закрепленный гайкой 7. Верхняя часть основания 2 имеет фланец 8, к которому прикреплена оболочка 9 корпуса. Верхний силовой корпус редуктора выполнен в виде подшипниковой опоры 10, в которой установлен радиально упорный подшипник 11 выходного вала редуктора 12. Подшипник 11 закреплен при помощи гаек 13 и 14. В верхней части винтами крепится крышка 15 с уплотнением 16, изолирующим внутреннюю полость редуктора от внешней среды. Подшипниковая опора имеет проушины 17, для крепления к ним стержней 1 и фланец 18 для крепления оболочки 9. Основание 2 и подшипниковая опора 10 соединены между собой стержнями 1, которые крепятся на них болтами 19. Стержни 1 образуют между собой пространственную ферму. Кроме этого основание 2 и подшипниковая опора 10 связаны между собой оболочкой 9, изолирующей внутреннюю полость редуктора. Редуктор крепится к фюзеляжу вертолета при помощи анкерных болтов 20, вставляемых в отверстия проушин, и гаек 21. Установленный на вертолете редуктор при своей работе испытывает следующие нагрузки, распределенные по элементам корпуса следующим образом: вертикальная тяга от несущего винта целиком через радиально упорный подшипник 11 воспринимается стержнями 1 и передается на фюзеляж в точках крепления редуктора на вертолете, большая часть горизонтальной тяги от несущего винта через радиально упорный подшипник 11 воспринимается стержнями 1 и передается на фюзеляж вертолета в точках крепления редуктора на вертолете, частично горизонтальная тяга передается на фюзеляж через роликовый подшипник 6, расположенный в основании 2. Усилия от зубчатых передач в последней ступени редукции воспринимаются корпусом редуктора через радиально-упорный и роликовый подшипники 6 и 11. Все значительные усилия от зубчатых передач действуют в плоскости основания; реактивный крутящий момент от несущего винта воспринимается корпусом редуктора и передается на фюзеляж вертолета в точках его крепления на фюзеляже. Эффект от реализации изобретения заключается в следующем. Снижение веса корпуса редуктора вертолета достигнуто за счет применения пространственной фермы, рассчитанной по известной и проверенной методике с обеспечением обоснованных запасов прочности, применения деталей из высокопрочных материалов, к тому же легко поддающихся контролю качества. Уменьшение веса составляет примерно 6% Упрощение технологии изготовления корпуса достигнуто за счет исключения крупногабаритных сложных отливок, сокращения механической обработки, применения набора однотипных деталей, изготовленных с применением стандартных заготовок.

Формула изобретения

1. РЕДУКТОР ПРИВОДА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий корпус с узлами для крепления к вертолету, подшипники выходного и входного валов и зубчатые передачи, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и упрощения изготовления, корпус выполнен в виде двух силовых поясов, верхнего и нижнего, в которых размещены подшипники выходного вала, и оболочки, прикрепленной к фланцам силовых поясов, при этом верхний и нижний силовые пояса соединены между собой стержнями, которые закреплены к проушинам верхнего и нижнего силовых поясов, причем узлы крепления редуктора к вертолету выполнены на нижнем силовом поясе, в котором размещены подшипники входных валов. 2. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что проушины нижнего силового пояса крепления стержней фермы выполнены на узлах крепления редуктора к вертолету.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлам планетарной зубчатой передачи, в частности к узлам планетарной зубчатой передачи с многоуровневой ступенчатой компоновкой сателлитов для трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкциям главного редуктора вертолета с приводом от двух и более двигателей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам вертолетов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторам вертолетов

Изобретение относится к многопоточному редуктору, в частности к редуктору с разделением потока крутящего момента на множество потоков для летательного аппарата, предпочтительно в варианте одновинтового винтокрылого летательного аппарата большой грузоподъемности

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Редуктор вертолета содержит корпус, в котором размещены конические зубчатые колеса, связанные с валами несущих винтов вертолета, коническая шестерня, образующая зацепления с вышеуказанными коническими зубчатыми колесами валов винтов и связанная с валом, установленным на конических подшипниках качения и с размещенным на этом валу зубчатым колесом. Внутренние кольца конических подшипников зафиксированы в осевом направлении относительно вала, а наружные кольца поставлены с упором в заплечики корпуса и втулки по схеме «в растяжку». Внешнее кольцо подшипника, установленное рядом с зубчатым венцом конической шестерни, имеет возможность жесткого контакта с заплечиком корпуса, а внешнее кольцо другого подшипника - возможность опоры на внутренний заплечик втулки. Последняя размещена в отверстии корпуса, имеющем паз для взаимодействия со шпонкой, связанной с поверхностью названной втулки. Поверхность втулки выходит за пределы корпуса своей наружной резьбой, сопряженной с резьбой гайки. Торец гайки имеет возможность контакта с корпусом редуктора снаружи. Гайка выполнена в виде глухого стакана с пазами, в одном из которых размещен зуб фиксатора, закрепленного на корпусе редуктора вертолета. Достигается повышение надежности и ремонтопригодности редуктора. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы. На одном конце каждого вала закреплен несущий винт. Маслосборник расположен в камере корпуса и с помощью подшипников и конических зубчатых передач соединен со вторыми концами пустотелых валов верхнего и нижнего несущих винтов. При этом на валу верхнего несущего винта установлено насосное колесо с лопатками, выполненными на его внутренней поверхности под углом α относительно его радиуса, и оснащенное равномерно расположенными на нижней торцевой поверхности отверстиями, оси которых расположены параллельно оси насосного колеса. По внутренней поверхности маслосборника выполнены лопатки под углом β относительно его радиуса, противоположно направленные наклону лопаток упомянутого насосного колеса. Корпус камеры заполнен смазочным материалом и посредством канала, зазоров и калиброванных отверстий гидравлически связан с подшипниками и зубчатыми передачами. Достигается повышение надежности редуктора соосных винтов. 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам автоматического управления летательными аппаратами. Способ помощи пилоту однодвигательного винтокрылого летательного аппарата (1) на этапе полета в режиме авторотации включает мониторинг работы во время полета теплового двигателя (13), чтобы определить его отказ, в частности, через падение мощности на указанном несущем винте (2), и затем, когда определен отказ указанного теплового двигателя (13), управляют электрической машиной (12) на подачу вспомогательной мощности We на указанный несущий винт (2), чтобы помочь, таким образом, пилоту указанного летательного аппарата (1) управлять указанным летательным аппаратом (1) на этапе полета в режиме авторотации вследствие указанного отказа. Летательный аппарат (1) содержит гибридную силовую установку, снабженную тепловым двигателем (13), электрической машиной (12) и главным редуктором (11), средство накопления (14) электроэнергии и несущий винт (2), механически связанный с указанной гибридной силовой установкой (5), устройство помощи пилоту (10), средство управления (15) электрической машиной, снабженное памятью (16). Достигается возможность перехода на этап полета в режиме авторотации и осуществления посадки при работе несущего винта в указанном режиме. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Трансмиссия вертолета, содержит двигатель, посредством муфты своим валом соединенный с ведущим валом редуктора, кинематически связанным с валом несущего винта вертолета, со ступицей винта, несущей шарнирно связанные с ней лопасти с комлями, снабженными поводками для связи с автоматом перекоса. Вал двигателя соединен с полумуфтой, имеющей пазы, выполненные с криволинейными стенками и расположенные параллельно ее оси, в которые входят пакеты из плоских пружин, связанные с ведомой полумуфтой. Полумуфта соединена с возможностью свободного относительного вращения с ведущим валом редуктора, соединенным с барабаном храповым колесом. Зубья храпового колеса расположены с возможностью зацепления с зубьями на буксе, связанной с ведомой полумуфтой цилиндрическим шлицевым соединением и имеющей проточку. На внешней поверхности расположено водило с осевыми пазами, в которых размещены соответствующие зубья буксы. Водило имеет внутренний пустотелый цилиндрический выступ, наружная поверхность которого оснащена кольцевым гребнем. На наружной поверхности расположены колодки с проточками для гребня, снабженные осевыми пазами, имеющие возможность контакта с зубьями вилки. Между зубьями вилки и пазами колодок установлены пружины дугообразной формы. Между водилом и буксой установлены пружины, имеющие возможность опоры на соответствующие торцы водила и буксы. Достигается повышение надежности трансмиссии вертолета в периоды неустановившегося движения и в случае полета в режиме авторотации при отказе двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к невращающемуся универсальному шарниру, предназначенному для соединения корпусов двигателя и редуктора вертолета. Невращающийся универсальный шарнир (10) для привода вертолета имеет крестовину, определяемую кольцом (30), которое имеет четыре соединительные части (31), разнесенные на 90° друг от друга, и взаимодействующие с соответствующими вильчатыми элементами (15), образующими концы соответствующих консолей (14) двух соединительных элементов (11, 12), которые при использовании зафиксированы относительно корпуса (6) двигателя (2) и корпуса (7) редуктора (3). Каждый вильчатый элемент (15) и соответствующая соединительная часть (31) имеют соответствующие сквозные отверстия (19, 20, 32), которые коаксиальны друг с другом и в которые входит винт (34). Демпфирующие элементы (55) расположены между соединительными частями (31) кольца (30) и стержнями (39) винтов (34) и между соединительными частями (31) кольца (30) и вильчатыми элементами (15). Технический результат: уменьшение износа, вызываемого фреттинг-коррозией и ударной нагрузкой, и уменьшение массы невращающегося универсального шарнира простым способом, который предпочтительно легко устанавливать между двигателем и редуктором вертолета. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх