Комбинированное устройство электро-питания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик р)850893

Ф, К АВТОУСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 261079 (21) 2834817/18-21 (5SPW. g>.з с присоединением заявкмт4о (23) Приоритет

F 02 P 3/08

Государственный комитет

СССР

Ао делам изобретений и открытий

Опубликовано 30,07,81 Бюллетень Н9 28

Дата опубликования описания 300281 (53) УДК 621. 374 (088.8) (72) Автор изобрете (71) Заяви (54) КОМБИНИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Изобретение относится к электро= оборудованию, в частности, к элект- . ронным системам зажигания мотоциклов и мопедов с питанием от источника переменного тока с возбуждением от постоянного магнита и предназначено для питания электроэнергией цепи электронной системы зажигания и различного рода светосигнальной и коммутационной аппаратуры транспортных средств, а также для получения электрических сигналов, управляющих работой полупроводникового ключа, например, тиристора в схеме системы зажигания.

Известно устройство электропитания,. имеющее клювообразный ротор с зоной симметричного и асимметричного расположения полюсов. В таком устройстве электрический сигнал, управляющий работой полупроводникового ключа в электронной системе зажигания, вырабатывается специальным формирователем. Он состоит из двух обмоток, включенных встречно и последовательно, и расположенных на двух смежных полюсных башмаках статора устройства электропитания. Для питания силовой цепи электронной системы зажигания используется еще одна обмотка, расположенная на одном нз полюсных башмаков статора устройства. На оставшихся полюсных башмаках расположены обмотки для питания цепей светосигнальной и коммутационной аппа- .ратуры транспортного средства g1f.

Основной недостаток известного устройства заключается в том, что при определенных размерах магнитной систеьы и мощности устройства электропитания, для питания цепей электронной системы и формирователя сигналов момента зажигания используется непосредственно три полюсных башмака статора комбинированного устройства электропитания, а цепей све-тосигнальной и коммутационной аппаратуры остальные полюсные башмаки.

Последнее приворит к уменьшению

2О КПД устройства электропитания за счет уменьшения количества полюсных башмаков, отводимых под обмотки для питания цепей светосигнальной и коммутационной аппаратуры, а значит снижению выходной мощности устройства электропитания.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является комбинированное устройство электзт ропитания с электронной системой. за- .

850893 жигания, которое состоит из многополюсного статора, на полюсных башмаках которого расположены обмотки питания электроэнергией цепи электронной системы зажигания, светосигнальной и коммутационной аппаратуры транспортного средства, ротора с пос тоянным магнитом, содержащего зоны симметричного и асимметричного расположения полюсов (2$..

Основной недостаток известного устройства заключается в том, что для питания силовой цепи электронной системы зажигания и цепи формирователя сигналов момента зажигания используются соответственно оба полюсных башмака многополюсного статора генератора. B связи с чем цепи светосигнальной и коммутационной аппаратуры запитаны от обмоток, расположенных на остальных полюсных .башмаках статора устройства электропитания. Последнее приводит к уменьшению

КПД устройства электропитания, снижению количества потребителей светосигнальной аппаратуры или их мощности.

Цель изобретения — увеличение КПД

25 предлагаемого устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в комбинированном устройстве электропитания, состоящем из многополюсного статора, на полюсных башмаках которого расположены обмотки для электропитания цепи светосигнальной и коммутационной аппаратуры, электронной системы зажигания и формирователя сигналог момента искрообразования, причем один из полюсных башмаков многополюсного статора разделен на два малых полюсных башмака, расположенных по высоте ярма устройства электропитания и образующих в совокупности с ннм П-образный магнптопровод, ротора с постоянным магни40 том, содержащего симметричные и асимметричные полюса, между малыми полюсными башмаками П-образного магнито- 45 провода расположен дополнительный сердечник с обмоткой формирователя сигналов момента искрообразования, а также тем, что на П-образном магнитопроводе расположена обмотка элект- 50 ропитания электронной системы зажигания.

На фиг. 1, 2 и 3 представлена конструкция комбинированного устройства электропитания.

Увеличение КПД комбинированного устройства обеспечивается за счет высвобождения одного из полюсных башмаков многополюсного статора„ отводимого непосредственно под обмотку d0 для питания силовой цепи электронной системы зажигания и использования

1 его для установки дополнительной обмотки, увеличивающей выходную мощность цепи устройства электропитания. 65

Комбинированное устройство электропитания состоит из ротора 1 и многополюсного статора 2 (фиг.1 и 2).

Ротор 1 представляет собой магнит типа "звездочка", к полюсам которого крепятся полюсные пластины 3-10.

Пластины 3-8 одинаковы по форме и расположены симметрично относительно друг друга на Расстоянии полюсного деления и имеют чередующуюся магнитную полярность S-й-S-й и т.д., а пластины 9 и 10 также одинаковы по форме, но перевернуты относительно друг друга на 180 и выполнены с дополнительными боковыми магнитопроводами — полюсами 11 и 12 (фиг.1) соответственно. При этом полюса 11 и 12 имеют разноименную магнитную полярность S и N, одинаковы по форме и расположены друг над другом по высоте ротора.1 устройства электропитания с определенным магнитным перекрытием.

Многополюсный статор комбинированного устройства электропитания включает в себя шихтованный магнитопровод с полюсными башмаками 1318, на которых расположены обмотки

19-24, питающие электроэнергией цепи светосигнальной и коммутационной аппаратуры транспортного средства.

На полюсном башмаке 25 (фиг.2), выполненном в виде двух малых полюсных башмаков 26 и 27, расположенных по высоте ярма 28 статора устройства электропитания и образующих в совокупности с ним П-образный магнитопровод, размещена обмотка 29 для питания электроэнергией цепи электронной системы зажигания. Между малыми полюсными башмаками 26 и 27 на дополнительном сердечнике 30 расположена обмотка 31 формирователя момента зажигания.

Дополнительный сердечник 30 установлен параллельно оси вращения, выполнен из магнитомягкого материала и магнитосвязан с шихтованными пластинами малых полюсных башмаков 26 и

27, либо выполнен в виде самостоятельного магнитопровода 32 (фиг.Э).

Устройство работает следующим образом.

Прн вращении ротора 1 устройства электропитания полюсные пластины 310 магнита ротора поочередно прохо» дят мимо П-образного башмака 25 ста тора с обмоткой 29, при этом их магнитные потоки (фиг.2), замыкаясь через полюсные башмаки 16 и 17, ярмо и два малых полюсных башмака 26 и 27 статора источника, наводят в обмотке

29 переменное напряжение, которое через схему 33 выпрямления и умножения заряжает накопительный конденсатор 34.

Одновременно, магнитопроводы 11 и 12 полюсных пластин 9 и 10 ротора, генератора также проходят мимо магни850893 томягких сердечников 30 (фиг.1) или

32 (фиг.3) с обмоткой 31 формирователя сигналов момента зажигания. Учитывая, что сопротивление магнитному потоку шихтованной части ярма 28 (фиг.1) намного больше, чем дополнительных магнитопроводов 30 и 32, магнитный поток в этом случае с маг нитопроводов 11 и 12 ротора замыкается через дополнительный магнитомягкий сердечник, индуцируя в обмотке

31 знакопеременный электрический сигнал, который прикладывается к формирукицей цепи электронного коммутатора и положительным сигналом отпирает маломощный тиристор 35. Конденсатор 36, разряжаясь через сопротивление 37 и управляющий переход силового тиристора 38, отпирает последний, при этом накопительный конденсатор 34 разряжается на первичную обмотку катушки зажигания, индуцируя во вторичной Щ обмотке импульс высокого напряжения, реализуемый между электродами свечи зажигания двигателя s виде искрового разряда.

При работе устройства электропи- тания возникающие на выходе обмотки

31 пульсации напряжения от магнитных потоков рассеивания магнита ротора комбинированного устройства устраня« ются за счет установки в схему управ- ЗО ления маломощного тиристора 35 фильтра.

Таким образом, установив дополнительный сердечник с обмоткой цепи формирователя сигналов момента зажигания между внутренними поверхностями малых полюсных башмаков П-образного магнитопровода, а также расположив обмотку для питания силовой цепи электронной системы зажигания непосредственно на П-образный магнито- 40 провод,обесаечивается высвобождение одного из башмаков статора комбинированного устройства. Последнее обстоятельство позволяет установить дополнительную обмотку и тем самым увеличить выходную мощность светосигнальных цепей без увеличения или изменения магнитной системы предлагаемого комбинированного устройства по сравнению с известным. 50

Испытания комбинированного устройства электропитания показали, что при 8-полюсиой магнитной системе выходная мощность светосигнальных цепей увеличивается, примерно на 10%, при этом система зажигания обеспечивает требуемые выходные характеристики в заданном диапазоне -частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Предлагаемое комбинированное устройство электропитания предназначено для мотоциклов и мопедов с двухтакт-ным двигателем внутреннего сгорания.

Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства обеспечивается за счет увеличения

КПД по сравнению с известным устройством, Формула изобретения

1. Комбинированное устройство электропитания, состоящее из многополюсного статора, на полюсных башмаках которого расположены обмотки для электропитания цепи светосигнальной и коммутационной аппаратуры, электронной системы зажигания и формирователя сигналов момента искрообразования, причем один из полюсных башмаков многополюсного статора разделен на два малых полюсных башмака, расположенных по высоте ярма устройства электропитания и образующих в совокупности с ним П-образный магнитопровод, ротора с постоянным.магнитом, содержащего симметричные и асимметричные полюса, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения КПД, между малыми полюсными башмаками П-образного магнитопровода установлен дополнительный сердечник с обмоткой формирователя сигналов момента искрообразования.

2 ° Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что на П-образном"магнитопроводе расположена обмотка электропитания электронной системы .зажигания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2678253/21, кл. F 02 P 3/08, 27.10.78.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2709234/21, кл. F 02 Р 3/08, 02.01.79.

850893

Составитель Л. Колосков

Техред М. Рейвес, КорректорС. Шекмар

Редактор П.Макаревич

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6277/44 Тираж 581 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

-по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Комбинированное устройство электро-питания Комбинированное устройство электро-питания Комбинированное устройство электро-питания Комбинированное устройство электро-питания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических системах зажигания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для поджига рабочей смеси в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в электронных системах зажигания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, а именно к электронным системам зажигания конденсаторного типа

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др

Изобретение относится к двигателестроению, в частности системам зажигания двигателя внутреннего сгорания, а именно к устройствам регулирования параметров искрового разряда, и может быть использовано совместно как с системой зажигания высокой энергии, так и с классической батарейной системой зажигания
Наверх