Предохранительное устройство транс-портного средства

 

1 ц852675

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.10.79 (21) 2822881/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 07.08.81 (51) М. Кл.з

В 60R 21/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 629.113.013. .23 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. П. Зарайский, Э. С. Иванченко, Н. С. Кондратенко,, С. А. Курицын, А. П. Лучников, В. Б. Тиняков и М. К. Халикеев (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАН ИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорту, а конкретно к устройствам защиты корпусов подвижных объектов от повреждения при столкновениях, и может быть использовано в подвижных объектах в условиях иных s планет.

Известно предохранительное устройство транспортного средства, содержащее бампер, гибкая часть которого выполнена в виде пакета вертикальных планок, стяну- 10 тых стальным тросом, концами соединенным с чувствительным элементом, которыми являются контакты, управляющие включением тормозов. Натяжение троса обеспечивается пружинами, установленными меж- 15 ду концами троса и пакетом планок. При ударе гибкая часть бампера деформируется, трос натягивается и размыкает контакты, управляющие включением тормозов 1(1). 20

Однако это устройство отличается низкой надежностью в работе, так как имеет малую чувствительность. Устройство не защищает всей поверхности корпуса транспортного средства, а лишь участок корпу- 25 са. Ударное воздействие, сотрясая корпус транспортного средства, также снижает его надежность.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является предохранитель- 30 ное устройство транспортного средства, содержащее бампер, состоящий из основания и гибкой части, взаимодействующей с чувствительными элементами (2).

В известном устройстве гибкая часть бампера выполнена в виде металлической ленты и закреплена на корпусе транспортного средства, в его передней части. Чувствительные элементы выполнены в виде установленных на транспортном средстве источника света, светоприемника и отражателя, помещенного в фокальной плоскости источника света и жестко закрепленного на гибкой части бампера.

При перемещении транспортного средства источник света посылает луч света, который, достигнув отражателя, поступает на светоприемник. В случае наезда транспортного средства на препятствие, гибкая часть бампера смещается в сторону, и луч не поступает в светоприемник. При этом срабатывает тормозная система шасси, и транспортное средство останавливается.

Данное устройство имеет ряд существенных недостатков, снижающих надежность работы и ограничивающих область его использования. Для надежной работы оптической системы устройства необходима тщательная юстировка источника света, отражателя и светоприемника, так как незна852675

Зо

60 чительное отклонение отражателя от фокальной плоскости излучателя вызывает появление ложного сигнала столкновения с препятствием. При движении транспортного средства по пересеченной местности из-за значительной тряски происходит отклонение отражателя от своего юстированного положения, что влечет за собой ложное срабатывание тормозной системы. Такое устройство неприемлемо для установки на транспортном средстве, передвигающемся на местности со сложным рельефом, изобилующим впадинами, выступами и россыпями камней. Установка гибкой части бампера впереди корпуса транспортного средства защищает от столкновения с препятствием лишь его лобовую часть, оставляя уязвимыми при маневрах днище, борта и заднюю часть.

Кроме того, при столкновениях с препятствием данное устройство не обеспечивает определения азимутального положения препятствий относительно транспортного средства, что исключает выполнение целенаправленных маневров и лишь включает тормозную систему. Такой алгоритм работы снижает моторесурс, повышает энергопотребление и ограничивает функциональные возможности транспортного средства.

Целью изобретения является повышение надежности работы предохранительного устройства и расширение его функциональных возможностей путем обеспечения определения азимутального положения препятствия относительно корпуса транспортного средства.

Эта цель достигается тем, что гибкая часть бампера выполнена по форме периметра и днища транспортного средства, а чувствительные элементы — в виде смонтированных на основании электретных датчиков с упругими штырями, соединенными с гибкой частью бампера, при этом устройство снабжено блоком управления, входы которого связаны с электретными датчиками.

На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — разрез А — А фиг. 2; на фиг. 4 — блок-схема устройства.

Корпус 1 транспортного средства защищен гибким бампером, состоящим из основания 2 и воспринимающей гибкой части 3, выполненными по форме периметра и днища транспортного средства. В основание 2 и воспринимающую гибкую часть 3 вмонтированы упругие штыри 4 с электретными датчиками 5, электрически связанные с блоком 6 управления.

Электретные датчики 5 соединены со входами блока 6 управления (фиг. 4), выходы которого имеют связь с электромагнитным тормозом 7 и приводами колес, раздельными для левого и правого бортов 8.

Описываемое устройство укрепляется по периметру на днище транспортного средства и работает следующим образом.

В местах соприкосновения корпуса 1 транспортного средства с препятствием прогибается воспринимающая гибкая часть

3 бампера вместе с упругим иштырями 4.

Усилие через штыри 4 передается на связанные с ними электретные датчики 5, установленные в основании 2. Электрические сигналы, наведенные в электретных датчиках 5, поступают в блок 6 управления, в котором на основании полученных сигналов определяется азимутальное положение препятствий относительно транспортного средства и принимаются решения о последовательности включений электромагнитного тормоза 7 и приводов правого и левого бортов 8. В результате совершается целенаправленный маневр отъезда транспортного средства от встретившихся препятствий для предотвращения повреждения корпуса.

Таким образом, выполнение чувствительных элементов в виде электретных датчиков с упругими штырями, закрепленными на основании и соединенными с гибкой частью бампера, и наличие блока управления, упрощает настройку воспринимающей части устройства, увеличивая надежность

его функционирования и чувствительность, и обеспечивает определение азимутального положения препятствий относительно корпуса транспортного средства для совершения целенаправленного маневра отъезда и предотвращения повреждения корпуса.

Формула изобретения

Предохранительное устройство транспортного средства, содержащее бампер, состоящий из основания и гибкой части, взаимодействующей с чувствительными элементами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности его работы и расширения его функциональных возможностей путем обеспечения определения азимутального положения препятствия относительно корпуса транспортного средства, гибкая часть бампера выполнена по форме периметра и днища транспортного средства, а чувствительные элементы — в виде смонтированных на основании электретных датчиков с упругими штырями, соединенными с гибкой частью, при этом устройство снабжено блоком управления, входы которого связаны с электретными датчиками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Швеции Ке 365990, кл. В 60R

21/00, опублик. 1974.

2. Патент США К 3664701, кл. 293 вЂ, опублик. 1972 (прототип), 852675 уы/

Составитель Л. Смольскан

Техред А. Камышникова

Корректор Е. Хмелева

Редактор Л. Гольдина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1570/17 Изд. № 476 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Косква, Х(-35, Раушская наб., д. 4/5

Предохранительное устройство транс-портного средства Предохранительное устройство транс-портного средства Предохранительное устройство транс-портного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для отвода от автомобиля энергии встречного удара содержит установленную в передней части автомобиля ударную поверхность, шарнирно соединенную с металлическими продольными упорами. Упоры снабжены по концам элементами для их сцепления с дорожным полотном и связаны с механизмом опускания упоров на дорожное полотно при воздействии ударной силы. Элементы для сцепления упоров с дорожным полотном представляют собой тормозные башмаки с шипами в нижних, контактирующих с полотном плоских поверхностях. Механизм опускания упоров на дорожное полотно при воздействии ударной силы выполнен в виде винтовых цилиндрических пружин. Пружины прикреплены своими торцами к верхним поверхностям башмаков и днищу кузова автомобиля вблизи его заднего моста и заневолены в сжатом состоянии упорами. Упоры закреплены в своей средней части на днище кузова фиксаторами из хрупкого материала, разрушаемого при заданной силе встречного удара. Достигается улучшение отвода энергии встречного удара при столкновении автомобиля. 2 ил.

Бампер транспортного средства относится к устройствам для гашения энергии удара при столкновениях транспортных средств с препятствиями. Бампер содержит смонтированные на кузове (1) наружную подвижную (2) и внутреннюю неподвижную (3) рамы, соединенные цилиндрическими винтовыми пружинами (4). На раме (3) напротив каждого из двух передних колес (6) закреплен осевым фиксатором, разрушаемым при заданной силе удара при столкновении, болтовой упор (7), головная часть которого, обращенная к наружной раме (2) и входящая с ней в ударный контакт, введена внутрь пружины (4). Концевая резьбовая часть (9) выведена внутрь кузова (1) и снабжена стальной накладкой (11) в форме участка боковой поверхности полого цилиндра, входящей при разрушении осевого фиксатора в силовой охватывающий контакт с передней рабочей поверхностью соответствующего переднего колеса (6). Обеспечивается повышение эффективности защиты транспортного средства при столкновениях со значительными нагрузками. 1 ил.
Наверх