Опорный узел

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскмх

Соцналнстнческмх

Реслублнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.01.79 (21) 2711910/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 С 32/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.08.81. Бюллетень № 31

Дата опубликования описания 2808.81 (53) УДК 621.822..5 (088.8) (72) Авторы изобретен ия

П. И. Ящерицин, Н. М. Горбачев, И. И. Гаврик, А. В. Лукашевич и Э. П. Кревсу >

Институт ядерной энергетики АН Белорусской CCP(71) Заявитель (54) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно — к созданию опор и уплотнений.

Известен опорный узел, содержащий смонтированный в корпусе и охватывающий цапфу вала вкладыш с внутренней замкнутой полостью, сообщающейся с рабочим зазором (1).

Необходимость использования дополнительного источника питания снижает надежность узла, повышает его стоимость.

Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение надежности и уменьшение потерь мощности на трение.

Указанная цель достигается тем, что в опорном узле,. содержащем смонтированный в корпусе и охватывающий цапфу вала вкладыш с внутренней замкнутой полостью, сообщающейся с рабочим зазором, стенка, ограничивающая полость вкладыша со стороны рабочего зазора, выполнена в виде полупроницаемой мембраны, при этом полость вкладыша заполнена жидкой смазкой, а полость рабочего зазора — жидкой смазкой с наполнителем.

На чертеже изображен предлагаемый узел.

Опорный узел содержит смонтированный в корпусе 1 и охватывающий цапфу 2 вала вкладыш 3 с внутренней замкнутой полостью

4, сообщающейся с рабочим зазором 5.

Стенка, ограничивающая полость 4 вкладыша 3 со стороны рабочего зазора 5, выполнена в виде полупроницаемой мембраны 6. Полость 4 заполняется жидкой смазкой (растворителем), а полость рабочего зазора — жидкой смазкой с наполнителем (раствором), непроницаемым через мемб10 рану. Раствор — жидкая смазка с наполнителем способствует подаче смазки в рабочий зазор из полости 4 вкладыша путем осмоса, реализация процесса осмоса обеспечивается применением мембран, проницаемых для растворителя — жидкой смазки и непроницаемых для раствора — жидкой смазки с наполнителем. Так, например, для опор> в которых в качестве смазки используется морская вода, подпитка может осуществляться дистиллированной водой.

Раствор попадает в зазор между несу20 щими поверхностями, где он выполняет роль смазочного материала и одновременно способствует подаче смазки в зазор из камеры 4 путем осмоса и обеспечивает взве857588

Формула изобретения

Составитель Т. Хромова

Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 7199/59 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 шивание вала в статике за счет гидростатического принципа. При вращении вала опорный узел работает как гибридный подшипник, кроме того, наличие в зазоре между несущими поверхностями растворителя способствует поддержанию разности достаточной концентрацией растворенного вещества по обе стороны диафрагмы (тогда как в статике это обеспечивается только осмосом) .

В случае, если попадание большого количества растворителя в раствор нежелательно, мембрана 6 может быть выполнена частично охватываемой, например, располагаться в зоне «масляного клина» и не работать при взвешенном вале (при больших давлениях в клине). При уменьшении гидродинамического несущего эффекта давление в «масляном клине» падает, начинается подпитка узла за счет осмоса. Т. е. параметры системы растворитель мембранны — раствор подбираются таким образом, что осмотическое давление превышает максимальное давление в смазочном слое только на режимах отсутствия «масляного клина».

Преимущество изобретения состоит в расширении области использования опорных узлов, например, появляется возможность использования подшипников скольжения в узлах, где в качестве смазки может быть использована только маловязкая жидкость и в агрегатах с повышенными требованиями по надежности (отсутствие поданных деталей в источнике питания), работающими в условиях частых

5 остановок.

Изобретение может найти применение в опорах высокоэкономичных машин и установок, где требуются минимальные потери мощности (источник питания не требует подвода энергии).

Опорный узел, содержащий смонтированный в корпусе и охватывающий цапфу вала вкладыш с внутренней замкнутой полостью, сообщающейся с рабочим зазором, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности

zî и уменьшения потерь мощности на трение

1 стенка, ограничивающая полость вкладыша со стороны рабочего зазора, выполнена в виде полупроницаемой мембраны, при этом полость вкладыша заполнена жидкой смазкой, а полость рабочего зазора — жидкой смазкой с наполнителем.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 354185, кл. F 16 С, 1970 (прототип).

Опорный узел Опорный узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх