Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П. И С А Н И E

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТВЛЬСТВУ

{и 861 676 ф

;Ъ ,/ г (61) Дополнительное к ввт. свид-ву— (5g)w g з (22) Заявлено 2906.79 (21) 2789460/25-06 с присоединением заявки М(23) Приоритет

F 01 P 11/00

Государственный комитет

СССР яо делам изобретений н открытий

Опубликовано Q7Q981, Бюллетень N9 33

Дата опубликования описания 070981

153} УДК „, „„ (088 ..8) Е.Н. Эайченко, В. A. Петренко, A. Н.М исейчмы,=Х.„А. Нагорняк, В.В.Гиссар, Ф.Н.Воднар, В.И.Стефа ишин„,Н.И.Кулийов, В.Г.Цацков и A.Ã.Êóëàêîâ .. 1

Я (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Кра йаучно-исследовательский автомоб институт (71) Заявитель (54) CHCTENA ОХЛАждЕНИЯ дВИГАТЕпЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроения, в частности к устройствам для охлаждения двигателей транспортных средств °

Известны системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащие радиатор, подключенный к полости охлаждения через подсоединен- 1 ную к ним циркуляционную камеру и сообщенную с ней перепускньм каналом расширительную камеру с установленньва в ее верхней части паровоздушным клапаном (1) .

Медленное нарастание давления в сис- 5 теме охлаждения, повышенное парообразование вследствие постепенного сжатия воздуха по мере нарастания давления в камерах, а также окисление охлаждающей жидкости воздухом, периодически сменяемым при работе перепускных клапанов и утечка охлаждающей жидкости снкжают надежность системы.

Целью изобретения является повышение надежности системы охлаждения . двигателя путем снижения окисления и сокращения утечки теплоносителя.

Д тя достижения этого циркуляцион4 ная камера выполнена с двумя горлови1нами и снабжена установленным в каж- ЗО дой из них клапанами, а перепускной канал подключен к полостям горловин над клапанами при помощи перепускного золотника.

Паровоздушный клапан снабжен фильтрующим элементом.

На фиг.l показана принципиальная схема системы охлаждениях на .фиг.2 клапан в разрезе.

Система охлаждения содержит радиатор 1, сообщенный с циркуляционной камерой 2 и расширительной камерой 3, снабженной установленным в ее верхней части паровоздушным клапаном 4 с фильтрующим элементом 5. Радиатор 1 подкл1очен при.помощи трубопроводов 6 к полостям охлаждения двигателя 7 и циркуляционному насосу 8. Циркуляционная камера 2 выполнена с двумя горловинами 9 и 10, снабженными установленными в каждой из них клапанами 11 и 12 (соответственно) и подключена при помощи дренажной трубки

13 к верхнему бачку 14 радиатора 1 и при помощи второй дренажной трубки

15 - к полостям охлаждения двигателя 7. компенсационны9 .трубопровод

16 подключает циркуляционную камеру

2 со всасывающим патрубком циркуляционного насоса 8. Циркуляционная 2

861676 и расширительная 3 камеры сообщены между собой при помощи перепускного канала 17 с золотником 18, подключенного к полостям горловины 9 и 10.

Трубки 19 и 20 соединяют золотник 18 с горловинами 9 и 10.

Система охлаждения дополнительно содержит термостат 21 с основным

22 и перепускным,клапанами 23, пропускающими охлаждающую, жидкость либо через радиатор l, либо по перепускному трубопроводу 24.

Клапаны 11 и 12 имеют идентичную конструкцию. Корпус 25 клапана снаб- жен герметичной крышкой 26. В корпусе

25 выполнено седло 27, к которому пружиной 28 прижимается тарЕлка Е9 15 избыточного давления. Другой стороной пружина 28 прижимается к крышке

26. Тарелка.29 выполнена с отверстием и является седлом тарелки разрежения 30, которая поджимается пружи- Щ ной 31 к тарелке 29. Необходимая плотность прилегания тарелок к седлам достигается путем подбора характеристик и затяжки пружин 28 и 31, исходя из пл .щади тарелки и Физичес- 25 ких свойств охлаждающих жидкостей.

Доливка охлаждающей жидкости осуществляется через заливную горловину расширительной камеры 3 °

Работает устройство следующим образом. В случае применения воды в качестве охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлажденйя, циркуляционная камера 2 соединяется с расширительной камерой 3 через клапан 12, трубку 19, золотник 18 и 35 перепускной канал 17. При использовании антифриза охлаждающая жидкость проходит через клапан 11, трубку 20 и перепускной канал 17. Срабатывание клапанов ll и 12 происходит при раз- 40 лячных величинах давления. Регулировка пружины 28 тарелки 29 на более низкую величину при работе на анти фризе по сравнению с работой на воде обусловлена тем, что.для исключения кавитационных явлений,в насосе при работе на антифризе необходимо более низкое давление, чем при работе на воде при прочих равных условиях.

Регулировка пружины 31 тарелки 30 на более низкую величину при работе на антифризе обусловлена тем, что коэффициент объемного расширения антифриза значительно выше, чем -воды.

После запуска двигателя 7 при открытом перепускном клапане 23 термо->> стата 21 жидкость поступает в насос

8 иэ перепускного трубопровода 24 и подается в полости охлаждения двигателя 7, после этого жидкость снова перепускают через клапан 23 термо- ) стата 21 по трубопроводу 24 в насос .8,т.е. жидкость циркулирует по малому контуру.

При нагреве охлаждающей жидкости до заданной температуры открывается д основной клапан 22 термостата 21, а клапан 23 закрывается, при этом ( обеспечивается подача жидкости иэ полостей охлаждения двигателя в верхний бачок 14 радиатора 1 н дальше в насос 8, т.е, жидкость циркулирует по большому кругу. При осуществлении циркуляции жидкости как по малому так и по большому кругу через цир" куляционную камеру 2 жидкость проходит по трубкам 13 и 15 и трубопроводу 16. По мере роста температуры в системе охлаждения происходит увеличение давления в системе до уровня давления, на которое отрегулирована пружина 28 тарелки 29 избыточного давления в клапанах 11 и 12, после чего осуществляется перепуск части охлаждающей жидкости из циркуляционной камеры 2 через золотник 18 и перепускной канал 17 в расширительную камеру 3.

По мере нагрева охлаждающей жидкости воздух, находящийся в жидкости в виде пузырьков, скапливается в верхней полости охлаждения двигателя

7 н верхнем бачке 14 радиатора 1 и затем по трубкам 13 и 15 проходит в циркуляционнуюркамеру 2и при увеличении давления до величины регулировки клапана 12 удаляется в расширительную камеру 3, а из нее через пароотделительный клапан — в атмосферу.

Пар,образованный в полостяхохлаждения при работе на форсированных режимах, удаляется иэ системы так же, как и растворенный в охлаждающей жидкости воздух.

При снижении давления в системе охлаждения в случае остановки двигателя или при продолжительной работе двигателя на холостом ходу до величины, на которую отрегулированы пружины 31 тарелки 30 в клапанах 11 или

12, охлаждающая жидкость иэ расширительной камеры 3 через золотник 18, трубки 19 и 20 подается в циркуляционную камеру.

Таким образом, при работе системы охлаждения в контуре циркуляции охлаждающей жидкости нрактически отсутствует воздух, причем циркуляционная камера 2 всегда полностью заполнена охлаждающей жидкостью, что обеспечивает высокую стабильность давления в системе охлаждения.при работе двигателя.

Практическое отсутствие контактов охлаждающей жидкости с воздухом способствует повышению долговечности жидкости и системы, Наличие двух клапанов, отрегулированных на различные величины давлений в зависимости от физических .свойств применяемых охлаждающих жидкостей и воэможность их поочередного включения в работу обеспечивает повышение надежности системы охлаждения, Формула изобретения

Составитель Т.Берновская

Редактор Т.Загребельная Техред Ж. Кастелевич Корректор Г. Назарова

Заказ 6490/20 Тираж 553 . Подписное

ВНИИПИ.Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открыТий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал t1HH Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 при эксплуатации двигателя при приме енин любых охлаждающих жидкостей.

1 ° Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая радиатор, подключенный к полости охлаждения через трубопроводы и циркуляционный насос, подсоединенную к ним циркуляционную камеру и сообщенную с ней перепускным каналом расширительную камеру с установленным в ее верхней части паровоздушным клапаном, отличающаяся.тем, что, с целью увеличения надежности системы путем снижения окисления и сокращения утечки теплоносителя, циркуляциI онная камера выполнена с двумя горловинами и снабжена установленными в каждой иэ них клапанами, а перепускной канал подключен к полостям горловин над клапанами при помощи перепускного золотника.

2. Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, паровоздушный клапан снабжен фильтрующим элементом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 9 382833, кл. Г 01 P 11/00, 1973.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля и предназначено для сигнализации аварийного режима работы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к транспортным средствам с закапсулированными силовыми агрегатами

Изобретение относится к силовым установкам и может быть использовано для очистки радиаторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может применяться в двигателях с водомасляным охладителем масла системы смазки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно - двигателестроения, и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к его деятельности по поддержанию заданной температуры водяной системы тепловоза при его оперативном отстое в резерве в условиях отрицательной температуры окружающей среды

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам жидкостного охлаждения силовых установок

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Наверх