Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТ©РСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Социалистических

Республик

<1 862304 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 14.12.79 (21) 2 851717/24-0 7 (53)М. Кл.з

Н 02 Н 7/08 с присоединением заявки Ио— (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР яо делам изобретений я открытий

Опубликовано 070931, Бюллетень Й9 33

Дата опубликования описания 070981 (53) УДК 621.316.925 (088. 8) (72) втор изобретения

iя, 4 (И.Г. Кропачев (71) Заявитель

1, L

I (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ЭИЦИ1Ы ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ ПЕРЕГРУЗКИ И ОБРЫВА ФАЗЫ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателей и других электропотребителей от анормальных режимов работы.

Известно устройство защиты, содержащее цепочку .из последовательно включенных реле и тиристора, подключенную через потенциометр к корпусу оборудования и третьей фазе сети,. и измерительный элемент, вход которого включен между двумя другими фазами питающей сети и катодом тиристора, а выход соединен через стабилитрон, диоды и резистор с управ ляющим переходом упомянутого тиристара (11.

Недостатком этого устройства является отсутствие защиты двигателя от перегрузки, что уменьшает его область использования.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы, содержащее узел тока, включенный в цепь двигателя, один зажим которого подключен к нулевому проводу сети, комчутнрующий элемент, кнопки "Пуск" и "Стоп", исполнитель.ное реле, пороговый элемент и делитель напряжения, вход которого подключен между нулевым проводом и нейтралью защищаемого электродвигателя, а выход шунтнрован конденсатором(2).

Недостатком этого устройства является невозможность осуществления отключения электродвигателя с различными выдержками времени при различных степенях перегрузки. Кроме того, в устройстве не учитывается нагрев обмоток двигателя при возникновении перегрузок, что снижает надежность устройства в работе.

15 Цель изобретения — повышение надежности устройства в работе путем создания различных выдержек времени.

Цель достигается тем, что в уст20 ройство дополнительно введены две

R-С-R цепочки, в одну из которых включен терморезистор, причем вход

R-С-R цепочек подключен к второму зажиму узла тока, а их общий выход

2 шунтирован упомянутым пороговым элементом, подключенным параллельно конденсатору и обмотке исполнительного реле, которая одним концом черех резистор, диод и кнопку "Пуск"

30 шунтированную зазыкакщнм контактом

862304 коммутирующего элемента, подключена к фазе сети, а другим - к нулевому проводу, причем за икающий контакт этого реле включен в цепь обмотки коммутирующего элемента.

На чертеже показана схема устройстS ва.

Устройство содержит узел 1 тока, включенный в цепь двигателя 2, исполнительное реле 3, подключенное через резистор 4, диод 5 и кнопку 6

"Пуск" к третьей фазе сети и нулевому проводу, магнитный пускатель 7, контакты 8 которого включены параллельно кнопке "Пуск", кнопку 9 "Стоп" и контакты 10 исполнительного реле, включенные в цепь обмотки магнитного 15 пускателя, пороговый элемент 11, диоды 12,13,14,15,16,17, конденсаторы 18,19,20,21, резисторы 22,23, потенциометры 24,25 и терморезистор

26, установленный на обмотках двига- 2О тел я.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии реле 3, пускатель 7 и двигатель 2 отключены. 25

Напряжение на выходе узла 1 тока равно нулю, пороговый элемент 11 закрыт, конденсаторы 18,19,20,21 раз ряжены. В качестве порогового элемента 11 могут быть использованы динистор., однопереходной транзистор или его аналог, Потенциометрами 24, 25 устанавливается момент включения порогового элемента 11.

Нри полнофазном режиме питающей сети и замыкании кнопки б "Пуск" 35 включается реле 3, контакты 10 которого замыкают цепь обмотки магнитного пускателя 7, последний включается и контактами 8 шунтирует кнопку б "Пуск". Двигатель 2 включается, в 40 работу С помощью конденсаторов 18, 19 и 20 осуществляется отстройка устройства от переходных и пусковых токов двигателя 2 и ст асимметрии напряжений между нулевым проводом . и нулевой точкой обмоток двигателя при пуске. По окончании переходного и пускового режимов двигатель 2 работает в номинальном режиме. Напряжение на конденсаторах 18,19 20 недостаточно для включения порогового элемента 11.

В случае обрыва одной иэ фаз питающей сети и опрокидывании двигателя 2 напряжение на выходе потенциометра 24 возрастает и после заряда конденсатора 18 через диод 13 поступает на вход порогового элемента 11.

Последний включается и шунтирувт обмотку реле 3. Реле 3 отключается и контактами 10 размыкает цепь питания Щ обмотки магнитного пускателя 7. Магнитный пускатель 7 отключает двигатель 2 от питающей сети. Контакты 8 магнитного пускателя 7 размыкают . цепь питания исполнительного реле 3. 45

Устройство возвращается в исходное положение.

При возникновении перегрузки двигателя 2, например, до 1,5 номинального .. значения напряжение на конденсаторе

20 недостаточно для открывания порогового элемента 11. Одновременно с этим увеличивается температура обмоток двигателя 2 и при превышении ею предельно-допустимого значения сопротивление терморезистора 26 увеличивается.

Напряжение на конденсаторе 19 превышает значение напряжения включения порогового элемента 11, который включается и шунтирует реле 3. Двигатель

2 обесточивается.

При возникновении перегрузки свыше 1,5 номинального значения конденсатор 20 подзаряжается через резистор

22 до напряжения включения порогового элемента 11. В дальнейшем процессы в схеме аналогичны изложенным.

Благодаря введению R-С-R цепочек, в плечо одной из которых включен термсрезистср, повышается надежность работы двигателя и .его защиты за счет более полного согласования защитной характеристики устройства с тепловой перегрузочной характеристикой двигателя . формула изобретения

Устройство для. защиты электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы, содержащее узел тока, включенный в цепь двигателя, один зажим которого подключен к нулевому проводу сети, коммутирующий элемент, кнопки "Пуск" и "Стоп", исполнительное реле, пороговый элемент и делитель напряжения, вход которого подключен между нулевым проводом и нейтрапью защищаемого электродвигателя, а выход шунтирован конденсатором, .о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения наде>кнссти работы путем создания различных выдержек времени при различных степенях перегрузки электродвигате ля, дополнительно введены две R-С-Р цепочки, в одну из которых включен термсрезистор, причем вход Р-С-ц цепочек подключен к второму зажиму узла тока, а их общий выход шунтирован упомянутым пороговым элементом, подключенным параллельно конденсатору и обмотке исполнительного реле, которая одним концом через резистор, диод и кнопку "Пуск", шуктированную замыкающим контактом коммутирующего элемента, подключена к фазе сети, а другим — к нулевому проводу, причем замыкающий контакт этого реле включен в цепь обмотки коммутирующего элемента, Источники информации, принятые вс внимание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР .Р 657510, кл, Н 02 Н 7/08, 1979, °, 2. Авторское свидетельство СССР

9 670995, кл. Н 02 Н 9/08, 1978.

862304

Тираж 675 Подписное

ННИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

313035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 66 30/5 1

Фи пиал П ПП "Патент", г. ужгород, ул . Проект н ая, 4

Составитель С. Курбанголиева

Редактор Т.Загребельная ТехрЕд М. Коштура Корректор - Г.Решетник.

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх