Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.07.77 (21) 2509166/24-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 L 11/02

Гесуднрстеенный комитет (53) УДК 621.335 (088.8) Опубликовано 23.09.81. Бюллетень №35

Дата опубликования описания 28.09.81 но делам изобретений и открытий

l (72) Авторы изобретения

П. В. Качанов, А. А. Чернышев, В. Е. Верхог и Г. Б. Формальский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

НАГРУЗОК ТЕПЛОВОЗА

Устройство относится к области тягового электропривода и может быть использовано на тепловозах и других транспортных установках.

Известно устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза, содержащее главный тяговый синхронный генератор, трансформаторы тока, первичные обмотки которых включены последовательно с фазными обмотками главного тягового синхронного генератора, а одна из вторичных через выпрямитель подключена к обмотке возбуждения этого генератора (1.).

Однако известное устройство предполагает наличие еще одного генератора и не обеспечивает питание вспомогательных нагрузок стабильным напряжением на каждой частоте тока при изменении напряжения в тяговой цепи в широком диапазоне.

Цель изобретения — повышение надежности ус "ройства путем улучшения массообъемных и энергетических показателей.

Эта цель достигается тем, что устройство снабжено полупроводниковым регулятором отношения величины напряжения всмопогательных нагрузок к частоте, подключенным к

2 другой вторичной обмотке трансформатора тока, через который вспомогательные нагрузки подключены к главному тяговому синхронному генератору.

На фиг. показана блок-схема устройства для питания вспомогательных нагрузок тепловоза.

Устройство содержит трехфазный главный тяговый синхронный генератор 1, питающий тяговые двигатели 2 через выпрямитель

3, В цепи генератора 1 установлены три

1О трансформатора 4 тока, имеющие первичную обмотку 5 и две вторичных 6 и 7. Концы вторичной обмотки 7 соединены с концами первичной обмотки 5, подключенной к выпрямителю 3. От вторичной обмотки 7 трансформатора 4 питаются вспомогательные нагрузки. Обмотка возбуждения генератора 1 подключена к вторичной обмотке 7 через управляемый выпрямитель 8, электродвигатель 9 тормозного компрессора подклю чен через управляемый выпрямитель 10, 20 асинхронные электродвигатели 11 и 12— через контакторы 13 и 14, аккумуляторная батарея 15 и потребители 16 постоянного тока — через управляемый выпрямитель 17

865678 з и разделительный трансформатор 1$. Вторичная обмотка 6 трансформатора 4 тока включена на регулирующие симисторы 19 блока 20 полупроводникового регулятора отношения величины напряжения вспомогательных нагрузок к частоте, на который поступают сигнал 21 задания напряжения вспомогательных нагрузок и сигнал 22 обратной связи, которые сравниваются в блоке 23 сравнения.

Для са мовозбуждения генератора 1 кратковременно пропускают по обмотке возбуждения ток от постороннего источника, которым может быть и аккумуляторная батарен 15. Генератор 1 возбуждается, появляется ток в статоре и выходное напряжение, 1О

15 которое обуславливает появление напряжения в сети вспомогательных нагрузок. Это напряжения ниже номинального, поэтому разность сигналов 21 и 22 такова, что угол регулирования симисторов 19 максимальный т.е. они отключены и не шунтируют

1 вторичную обмотку 6 трансформатора 4 тока.

Угол регулирования выпрямителя 8 устанав. л ивается минимальным, что обеспечивает требуемый рост напряжения и тока генератора 1. 25

Дальнейшее изменение тока и напряжения генератора 1 поддерживается автоматически в соответствии с тяговой характеристикой генератора 1, изменением угла регулирования выпрямителя 8. Напряжение питазо ния вспомогательных нагрузок состоит из геометрической суммы двух напряжений, напряжения генератора 1 и напряжения на вторичных обмотках 7 трансформаторов 4.

Напряжение трансформатора пропорционально индукции в сердечнике трансформатора

4, зависящей от тока генератора 1. Зависимость напряжения трансформатора 4 тока от тока генератора 1 может корректироваться изменением величины воздушного зазора сердечника трансформатора 4. 40

При уменьшении воздушного зазора напряжение трансформатора увеличивается для каждого значения тока генератора.

При пуске тяговых электродвигателей напряжение генератора 1 растет в начале медленно, а затем быстрее. Напряжение трансформатора благодаря воздушному зазору сердечника трансформатора при уменьшении тока генератора уменьшается вначале медленно из-за насыщения сердечника трансформатора 4, а затем, по мере умень- 5О шения степени насыщения, быстрее. Можно подобрать воздушный зазор таким, чтобы доля напряжения генератора была равноценна доле уменьшения напряжения трансформатора. Этим достигается стабильность напряжения вспомогательных нагрузок. Однако возмущающие факторы, например изменение мощности вспомогательных нагрузок (включение и отключение асинхронных электродвигателей 11 и 12 мотор-вентиляторов или изменения нагрузки на электродвигателе 9 компрессора), приводят к отклонению напряжения вспомогательных нагрузок m номинального, обеспечиваемого параметрическим регулированием. Повышение точности поддержания напряжения вспомогательных нагрузок осуществляется дополнительным автоматическим регулированием.

Если напряжение вспомогательных нагрузок превышает номинальное, то полупроводниковый регулятор 20 уменьшает угол регулирования симисторов 19, которые закорачивают вторичную обмотку 6 трансформатора 4. В результате этого напряжение трансформатора уменьшается, что приводит к уменьшению напряжения вспомогательных нагрузок.

В процессе регулирования угол регулирования симисторов 19 непрерывно меняется, что обеспечивает требуемую стабильность напряжения вспомогательных нагрузок. Дополнительное автоматическое регулирование производит лишь подрегулирование напряжения вспомогательных нагрузок, поэтому токи, протекающие через симисторы 19 и вторичную обмотку 6 трансформатора 4 относительно малы, что обуславливает их небольшую массу и габариты. При снижении частоты вращения генератора 1 приблизительно пропорционально снижаются напряжение генератора и трансформатора, в результате чего сохраняется неизменным отношение (f — частота вращения генера.Vx тора; Ug — напряжение вспомогательньгх нагрузок) и магнитный режим асинхронных электродвигателей остается неизменным.

Таким образом, с заданной точностью поддерживается необходимое соотношение напряжения питания и частоты на клеммах асинхронных электродвигателей во всем частотном диапазоне работы генератора 1.

Предлагаемое устройство улучшает магнитные режимы работы асинхронных электродвигателей, благодаря чему снижаются их потери и уменьшается потребляемая мощность. Работа асинхронных электродвигателей протекает более устойчиво и уменьшается вероятность их опрокидывания. Благодаря уменьшению пусковых токов при включении асинхронных электродвигателей снизятся механические напряжения в приводах мотор-вентиляторов и улучшится работа и селективность настройки защитной аппаратуры. Вследствие этого возрастает надежность работы вспомогательной аппаратуры и электропередачи в целом.

Формула изобретения

Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза, содержащее главный синхронный генератор, трансформаторы то865678

Составитель Л. Резникова

Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор В. Иванова

Заказ 7956/27

5 ка, первичные обмотки которых включены последовательно с фазными обмотками главного тягового синхронного генератора, а одна из вторичных через выпрямитель подключена к обмотке возбуждения этого генератора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено полупроводниковым регулятором отношения величины напряжения вспомогательных нагру6 зок к частоте, подключенным к другой вторичной обмотке трансформатора тока через который вспомогательные нагрузки подключены к главному синхронному генератору.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 1588381, кл. Н 02 P 9/38, 1975.

Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза 

 

Похожие патенты:

Тепловоз // 37741

Изобретение относится к системе привода для транспортного средства, включающий по меньшей мере одно ведущее колесо и средства для вырабатывания сигнала управления скоростью вращения указанного ведущего колеса, содержащей: электродвигатель, механически связанный с указанным ведущим колесом; перезаряжаемый аккумулятор электроэнергии; двигатель внутреннего сгорания; генератор электроэнергии, механически связанный с указанным двигателем внутреннего сгорания; средства передачи электроэнергии, электрически связанные с указанным электродвигателем, с указанным генератором и с указанным аккумулятором для передачи первого потока электроэнергии между аккумулятором и электродвигателем, второго потока электроэнергии между генератором и электродвигателем и третьего потока электроэнергии между генератором и аккумулятором; средства для вырабатывания первого измерительного сигнала, отражающего количество электроэнергии в аккумуляторе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в комбинированных энергоустановках на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электропередачи тепловозов с автономным тепловым двигателем, тяговым генератором и электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных объектах, в частности в автомобилях для генерирования электрической энергии и запуска приводного двигателя

Трицикл // 2302970
Изобретение относится к микроавтомобилям

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств
Наверх