Рабочее колесо турбомашины

 

В. К. Рыжков, Ю. Н."..еженцев,,К. Н. Боришанский, О. Г. Вассерберг и С. А. Масной Р °,, 1„, С

Производственное объединение турбостроения " Пенинградский металлический завод" (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к лопаточным машинам и может быть использовано .в паровых и газовых турбинах.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены два демпфирующих элемента, расположенных в плоскости вращения и выполненных в виде.контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении fl 1.

Однако иэ-за технологических отклонений при изготовлении и сборке не обеспечивается равномерное прижатие демпфирующих элементов одновременно ко всем лопаткам, а при соединении лопаток последних ступеней турбин могут возникать большие статические напряжения, что снижает надежность.

Наиболее близким техническим pemeнием к предлагаемому является рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены демпфирукщие элементы, объединяющие несколько соседних лопаток, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении (2 ).

Недостаток этого рабочего колеса в том, что в нем возможно появление значительных динамических напряжений в лопатках и демпфирующих элементах, а также отсутствует гарантированный контакт между демпфирующими элементами и всеми лопатками, что снижает его надежность.

Цель;изобретения - повышение надежности

Укаэанная цель достигается тем, что каждый отрезок проволоки установ" лен в отверстиях двух соседних лопаток

866244

Формула изобретения

Фис. !

ВНИИПИ Заказ 8035/55 Тираж 556 Г!одписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Пров тнаи, и имеет длину концевых участков, составляющую !0-40Х от шага лопаток.

На фиг. 1 показано рабочее колесо, продольное сечение, на фиг. 2 — развертка рабочих лопаток с демпферной связью.

Рабочее колесо содержит лопатки 1, в отверстиях которых установлены демпфирующие элементы 2, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволо-ки с полукруглым сечением, имеющих концевые участки 3, расположенные вне профиля лопаток 1. Длина концевых, участков 3 составляет 10-40Х от шага

t лопаток !. При вращении рабочего ко леса под действием центробежных сил демпфирующие элементы 2 прижимаются к лопаткам 1 и, так как разъемы элементов с установленных в отверстиях

У о одной и той же лопатки 1, сдвинуты в окружном направлении на один шаг то демпфирукпцие элеме ты 2 объединяют в единый пакет все лопатки 1 рабочего колеса турбомашины.

Такое выполнение рабочего колеса позволит обеспечить надежный контакт всех лопаток с демпфирукяцими элементами, поскольку каждый элемент контактирует только с двумя соседними

30 лопатками, а выполнение длины концевых участков в пределах 10-407 от шага лопаток снижает статические и динамические напряжения в лопатках и демпфирующих элементах, что повьппает надежность.

Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых; установлены демпфирующие элементы, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности, каждый отрезов проволоки установлен в отверстиях двух соседних лопаток и имеет длину концевых участков, составляющую 10-40Х от шага лопаток.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Шемтов А.З. Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. Сб. ЛИЗ !! 6, Л., Машгиз, 1960, с. 188-!89.

2. Патент Великобритании !1- 998198, кл. F 1 Т, опубл. 1964.

Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, в частности к конструкции малоразмерного осевого лопаточного колеса. Рабочее колесо содержит диск, выполненный заодно целое с лопатками и бандажом, установленным на периферийной части лопаток, а также проволочный демпфер. Бандаж имеет сквозные осевые или наклонные прорези, на внутренних поверхностях которых выполнены фаски, образующие осевые или наклонные канавки. По краям бандажа, на его внутренней поверхности, выполнены кольцевые канавки, в которые установлен проволочный демпфер. Проволочный демпфер уложен зигзагообразно, причем в пределах одного сектора бандажа между ближайшими прорезями проволочный демпфер установлен в кольцевую канавку с одной стороны бандажа. В зоне прорези проволочный демпфер проложен вдоль осевой или наклонной канавки, а затем проволочный демпфер установлен в кольцевую канавку смежного сектора бандажа с противоположной стороны бандажа. Изобретение позволяет повысить надежность рабочего колеса без снижения газодинамической эффективности турбомашины. 5 ил.
Наверх