Ведущий мост транспортного средства

 

О П И С А Н И Е (,867708

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (6l) Дополнительное к авт, свид-ву (22)3aasJIOHo 28.12.79 (21) 2859229/27-! 1 (51)М. Кл. с присоединением заявки М (23) Приоритет

В 60 К 17/24

В 60 К 17/32

Гэоудэрстаелкык комктет

СССР

IIo делам кзобретеккй и открытий

Опубликовано 30,09.81 Бюллетень М 36

Дата опубликования описания 30. 09 . 81 (53 ) УД К 629. 113- ..

-585.862

\088.8).

E.Á.Àëåêñàíäð0ð, С.И.Батиашвили, Г.А. уланова,;, P.Ê.Ãàáóíèÿ, В.П.Зайцев, Г,А.Кобахидз и Ш.Ш.Чейшвили . )

Центральный ордена Трудового Красного Знамейи:научноисследовательский автомобильный и авто оторщтй„.- ииститут

"НАМИ" и Кутаисский автомобильный э авод и44ЪКт9рдженикидзе (Производственное объединение "КАЗ" (72) Авторы изобретения (74 ) Заявители, (54) ВЕДУЩИЙ Мт1СТ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к передачам транспортных средств, в частности Фе ведущим мостам с приспособлениями для регулировки.

Известен ведущий мост транспортного средства, содержащий картер моста, главную передачу, установленную в корпусе,зацентрованном в картере моста посредством пояска, дифференциал, установленный в корпусе главной передачи на снабженных регулировочными гайками конических подшипниках, внутренние кольца которьтх установлены на шейках чашек дифференциала, а наружные кольца установлены в отверстиях кронштей-.

$S нов корпуса и съемных крышек подшипников дифференциала, причем вершины конусов, образованных осями вращения. роликов, расположены между упомянутыми подшипниками.

Здесь подшипники дифференциала ,установлены цо расходящейся системе, фактические точки приложения радиальных усилий лежат за пределами расстояния между серединвмн роликов обоих подшипников, что обеспечивает большую жесткость передачи, при том же размере отверстия монтажного люка картера моста $1).

Недостатком этого ведущего моста является то, что регулировка подшипников и зубчатого зацепления осуществляется гайками, установленными на резьбе, выполненной на шейках чашек дифференциала, упирающимися во внут-. ренние кольца роликовых подшипников.

При такой конструкции посадка внутренних колец подшипников должна быть подвижной, что обуславливает наличие дополнительных зазоров, не

Ф выбираемых при регулировке подшипни» ков, и ведет к снижению жесткости передачи. Подвижность соединения внутреннего кольца подшипника и шейки чашки дифференциала обуславливает их относительное вращение в процессе работы, а следовательно, задиры и из10

45

3 86 нос сопряженных поверхностей. Вследствие контакта внутренних колец подшипников с торцами регулировочных гаек неизбежен износ торцев гаек, а также произвольное отворачивание или заворачивание (в зависимости от направления движения и направления винтовой линии резьбы гаек) . Вышеуказанное ведет к нестабильности регулировки конических подшипников дифференциала и зубчатого зацепления, что отрицательно сказывается на жесткости, а следовательно, надежности передачи.

Для предотвращения самопроизвольного отворачивания и заворачивания гаек в конструкции примейяют стопорные отг . гибные шайбы. Как показала практика, они не обеспечивают надежной контровки регулировочных гаек, установленных на вращающейся детали, в особенности при возможном провороте сопряженных с ними внутренних колец подшипников.

Другим недостатком этой конструкции моста является отсутствие взаимной центровки крышек подшипников дифференциала и картера главной передачи, что обуславливает необходимость значительногоувеличения массьь передачи для достижения надлежащей жесткости опор дифференциала, а следовательно, надежности передачи.

Цель изобретения — повышение надежности ведущего моста за счет увеличения жесткости при сохранении габаритно-весовых показателей., Поставленная цель достигается тем, что ведущий мост снабжен установленными на дифференциале между концами чашек и внутренними кольцами конических подшипников упорами с механизмом их фиксации и центровочными штифтами, каждый иэ которых установлен одним концом в отверстии в крьппке подшипника дифференциала, а другим концом в отверстии в стенке картера моста, при этом регулировоч. ные гайки установлены между внутренними торцами наружных колец конических подшипников и дифференциалом.

Кроме того, упомянутые упоры внутренних колец подшипников выполнены в виде полуколец, установленных в выполненных на чашках дифференциала канавках, при этом полукольца выполнены с проточкой на внешней поверхнбсти

Иеханиэм фиксации каждого упора на дифференциале выполнен в виде

7708 4 плошного кольца, расположенного на внешней поверхности упора, и разрезного пружинного кольца, расположенного в упомянутой проточке упора,при этом наружный диаметр разрезного кольца больше внешнего диаметра .упора.

Далее, центровочные штифты выполнены в виде ступенчатых цилиндрических втулок, расположенных соосно болтам крепления крышек подшипников дифференциаиа.

На фиг.1 изображен ведущий мост в его центральной части, разрез по осям передачи и дифференциала; на фиг.2 — вид А на фиг,1; на фиг.3— разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — общий вид картера моста; на фиг.5 — картев моста на виде сверху; на фиг.6 и 7— варианты конструкции соответственно фиг.2 н 3; на фиг.8 — упор чашки дифференциала.

В картере 1 ведущего моста и Ъ корпусе 2, зацентрованном в отверстии 3 (фиг. 1), и, с помощью центровочных штифтов 4; в отверстиях 5, установлена главная передача и дифференциал 6 (фиг. 1), на двух конических подп1ипниках внутренние вращающиеся кольца 7 н 8 которых неподвижно сопряжены с шейками 9 и 10 чашек дифференциала 6 и зафиксированы от осевых перемещений с помощью неподвижнйх упоров 11 и 12. Наружные невращающиеся кольца 13 и 14 подшипников дифференциала 6 установлены в отверстиях кроиштейков 15 корпуса

2 и отверстиях съемных крышек 16 под- шипников дифференциала 6, прикрепленных к кронштейнам шпильками 17.

Наружные невращающиеся кольца 13 и

14 подшипников в целях регулировки подшипников и зацепления шестерен главной передачи снабжены регулировочнымн гайками 18 и 19, установленными на резьбе, выполненной в отверстиях кронштейнов 15 и крьппек 16,причем указанные гайки расположены между наружными кольцами 13 и 14 подшипников дифференциала 6 и осью симметрии

50 комплекса зубчатых колес дифференцилов 6. Крышки 16 подшипников дифференциала 6 центрируются в картере 1 ведущего моста центровочными штифтами 4 (фиг.З) в отверстиях 5 (фиг.4): картера 1 или пластйны 20 (фиг.3) .прикрепленной к картеру 1 для его усиле- . ния. Крышка 21 свободна от, центровки крышек 16.

5 86

Центровочные штифты 4 могут быть выполнены в виде ступенчатых цилинд-, рических втулок, расположенных соосно со шпильками 17 крепления крышек 16 подшипников дифференциала 6, При этом штифт 4 своим концом 22 (фиг.б) центрируется в кронштейне, 15 корпуса 2 главной передачи,, а,. второй конец 23, устанавливаемый в отверстие 5 картера 1, прижимается .болтом или гайкой шпильки 17 к крышке

16 подшипников дифференциала, Упоры 11 и 12 могут быть выполнены в виде полуколец 24 (фиг.8) и 25, 1 установленных в канавках 26 шеек 9 и 10 корпуса дифференциала б. На эти полукольца надевается охватывающее их сплошное кольцо 27, прижатое к внутренним кольцам 7 и 8 подшипников дифференциала б, фиксируется от осевых перемещений разрезным пружинным кольцом 28, установленным в канавке

29, выполненной на наружных поверхностях обоих полуколец 24 и 25.

При описанном выше взаимнЬм распо- ложении деталей ведущего моста,вершины 30 и 31 (фиг. 1) конусов,образованных осями вращения роликов, рас» положены между подшипниками дифферен-; циала 6, Ъ фактические точки 32 и 33 приложения радиальных сил к подшипникам дифференциала 6 лежат за пределами расстояния между подшипникаьп4.

Предлагаемый ведущий мост работает. следующим образом.

При„ движении автомобиля осевое усилие, возникающее в зацеплении ко нических колес главной передачи, передается на корпус дифференциала 6 и через упор 11 или 12 прижимает внутреннее кольцо 7 или 8 подшипника и его ролики к его наружному кольцу

13 или 14,и далее, через регулировочную гайку 18 или 19 на кронштейн 15 корпуса 2 и на крьппку 16.

При этом деформации кронштейна

15 и крьппек 16 препятствуют штифты

4, передавая усилие на картер 1 моста или на усилительную пластину 20 °

При движении автомобиля вперед усилие передается через упор 12, внутреннее кольцо. 8, наружное кольцо

14 и гайку 19.

При движении автомобиля назад усилия передаются через упор 11, внутреннее кольцо 7, наружное кольцо

13 и гайку 18 °

Поскольку в предлагаемой конструкции точки 32 и 33 лежат за пределами расстояния между подшипников диффе7708 6 ,ренциала б, достигнута установка подшипников дифференциала 6 по расходящейся системе.

Это обеспечивает повьппенную жесткость при восприятии осевых усилий, и, следовательно, надежность лишь при условии устранения отмеченных вьппе существенных недостатков ведущего моста.

В предлагаемой конструкции эти недостатки устранены следующим обраI зом»

:)

Расположение упоров Il и 12 на шейках чашек дифференциала, а регулировочных гаек 18 и 19 у неподвиж-. ных колец 13 и 14 подшипников дифференциала в неподвижных крышках

16 и корпусе 2, даст возможность исключить необходимость осевого пере" го мещанин внутренних колец 7 и 8 под. шипников дифференциала 6 относительно шеек корпуса дифференциала 6 в процессе регулировки подшипников и зацеплены. Следовательно, это позво ляет обеспечить неподвижную беэза25 зорную установку внутренних колец

7 и 8 подшипников дифференциала 6 на шейках дифференциала б, т,е. устра" нить зазоры в опорах дифференциала, не выбираемые путем регулировки.

Кроме того, это значительно уменьшит првворачивание внутренних колец

7 и 8 на шейках дифференциала 6 при работе передачи, что исключит зазоры и износ, З5 Гайки 18 и 19, располагаясь в неподвижных деталях и упираясь в Не. подвижные кольца 13 и !4 подшипников дифференциала 6, надежно стопорятся от отворачивания,что увеличивает ста40 бильность регулировки подшипников и зацепления.

Все это дает эффект повьппения жесткости и надежности передачи лишь в случае устранения деформаций крон45 штейнов корпуса 2 и крышек 16 под действием осевого усилия, возникающего в зацеплении зубчатых колес при ра" боте передачи.

При расходящейся системе:установ50 ки подшипников дифференциала осевые усилия, приложенные к опорам дифференциала 6 (4иг. I),направлены к центру дифференциала.

Применение центровки крышек подшипников дифференциалов, аналогичной

55 центровке, примененной в ведущих мостах, не позволило бы получить надлежащей жесткости опор дифференциала, так как в первом случае этому

867708 8

55 препятствовапа бы низкая жесткость задйей крышки картера моста, а во втором — направление осевого усилия, действующего на опоры подшипников дифференциала к центру дифференциала, при котором крышки 16 подшипников дифФеренциала не принимались бы, а отходили от центровочного пояска в задней стенке картера 1 моста.

Центровка крышки 16 подшипников дифференциала 6 в картере ведущего моста штифтами 4 (r.3) в отверстиях

5 (фиг.4У картера 1 или пластины 20 (фиг.3), закрепленной к картеру 1 для его усиления, т.е. в деталях, имеющих достаточно большую жесткость ,вне зависимости от размеров деталей передачи, препятствует деформации опор подшипников дифференциала

6 в любом иаправлении,в том числе и в направлении к центру дифференциала (фиг,4), а следовательно,позволяет повысить жесткость опор дифференциала при любых соотношениях размеров передачи. Вследствие расположения регулировочных гаек 18 и 19 между внутренними торцаьы наружных колец 13 и 14, уменьшается общий размер главной передачи, измеренной по оси дифференциала 6, Это позволяет уменьшить диаметр центровочного отверстия 3 (фиг.4) в картере охватывающий общий размер главной передачи, измеренный по оси дифференциала, а следовательно, уменьшить габариты и вес моста. При неизменном диаметре центровочного отверстия

3 может быть увеличен упомянутый общий размер главной передачи, увеличено расстояние между подшипниками дифференциала и увеличена жест-. кость передачи.

Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить в ведущем мосте транспортного средства высокую надежность и жесткость передачи моста при неизменных габаритах и веса.

Формула изобретения

1. Ведущий мост транспортного средства, содержащий картер моста, главную передачу, установленную в корпусе, зацентрованном в картере моста посредством пояска,дифферен5

50 циал, уст ановленный в корпусе главной передачи на снабженных регулировочными гайками конических подЮ шипниках, внутренние кольца которых установлены на шейках чашек дифференциала, а наружные кольца установлены в отверстиях кронштейнов корпуса и съемных крышек подшипников дифференциала, причем вершины конусов, образованных осями вращения роликов, расположены между упомянутыми подшип никами, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности . за счет увеличения жесткости при сохранении габаритно-весовых показателей, он снабжен установленными на дифференциале между концами чашек и внутренними пальцами конических под шипников упорами с механизмом их фиксации и центровочными штифтами, каждый из которых установлен одним концом в отверстии в крышке подшипника диффе-, ренциала, а другия концом — в оФвер- стии в стенке картера моста,при этом регулировочные гайки установлены между внутренними торцами наружных колец конических подшипников и дифференциалом.

2, Ведущий мост:по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что упомянутые упоры внутренних колец подшипников выполнены в виде полуколец, установленных в выполненных на чашках диф ференциала канавках, при этом полу-. кольца выполнены с проточкой íà внешней поверхности.

3. Ведущий мост по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что механизм фиксации каждого упора на дифференциале выполнен в виде сплошного кольца, расположенного на внешней поверхности упора и разрезного пружинного кольца, расположенного в упомянутой, проточке упора, при этом наружный диаметр разрезного кольца больше внешнего диаметра упора.

4. Ведущий мост по п.1, о т л и— ч. а ю шийся тем, что центровочные штифты выполнены в виде ступенчатых цилиндрических втулок, расположенных соосно болтам крепления крышек подшипники дифференциала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 11 2588670s кл. 74-713, 1952.

86 7708 . ФУ2. о

Составитель С. Белоусько

Редактор А. Власенко Техред Л. Пекарь Корректор А,Ференц

Заказ 8194/19 Тираж 735 Подписное

ВНЙИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх