Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства

 

В. И. Праш к.(72) Авторы изобретения

- 1

М.Ф. Колпакчи, А.М. Варлыгин, В. Н„ -Коляда и

j м (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СИГНАЛЪН}МК

ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для кднуро ля исправности сигнальных ламп, .в частности ламп указателей поворбта . автомобилей.

Известно устройство контроля исп равности сигнальныХ ламп транспор1"ных средств, содержащее датчик тока, выполненный на трансформаторе, одна из обмоток которого включена йоследовательно с прерывателем в. цепь питания сигнальной лампы, вторая с68динена с генератором импульсов, а третья — с индикаторным прибором (Г).

Недостатком известного устройства является то, что для его работы требуется наличие генератора импульсов»

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности . и достигаемому результату является устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства, содержащее датчик тока, выполненный

2 на трансформаторе, первичная обмотка которого включена последовательно с контактами прерывателя в цепь питания сигнальных ламп, а вторичная одним из выводов соединена с конденсатором, а другим — c анодом диода, тиристор и контрольную лампу, включенную между положительной шиной источника питания и анодом тиристора, управляющий электрод которого соево динен с одним нз выводов нагрузоч.ного резистора, другой вывод которо.— . го соединен с отрицательной шиной источника питания (2 j.

Недостатком указанного устройства является то, что с его помощью контроль исправности ламп не может быть осуществлен, если число одновременно подключаемых ламп нечетно (наличие у автомобиля прицепа или бокового. повторителя),: включаемые лампы обладают различным сопротивлением,а так— же,если все лампы подключаются по однопроводной схеме.

86772

40

Кроме того, в известном решении контроль осуществляется в момент включения холодных ламп, т.е. когда-через них протекают пусковые токи, превьнпающие рабочие в 3-6 раз, 2 при этом разность пусковых токов для различных пар ламп колеблется в пределах, превьнпающнх величину рабочего тока, что делает работу схемы контроля ненадежной. 1О

Цель изобретения вЂ,повьпнение надежности контроля.

Указанная цель достигается теи, что устройство снабжено соеднненныии последовательно между собой и парал . лельио с контактами прерывателя допол нительными конденсаторам и диодом, общая точка которых соединена с катодом тиристора, и дополнительным резистором, включенным между вторим выводом вторичной обмотки трансформатора и контакгами прерывателя, причем первый конденсатор соединен параллельно с нагрузочным резистором, первый .вывод которого соединен с катодом первого диода.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема устройства контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства.

Устройство содержит включений в цепь питания сигнальных ламп I""4 последовательно с переключателем 5 трансформатор 6 с обмотками 7 и 8, являющийся датчиком тока, диоды 9 и 10 контакты 11 прерывателя, конденсаторы 12 и 13, резисторы 14 и

15, тиристор 16 и контрольную лампу !7.

Лампы 1-4 одним выводом соединены с Отрицательной шиной источника питания - Е1,, а вторыи — через переключатель 5 с одним из выводов обмотки 7 трансформатора 6, второй вывод обмотки 7 соединен через контакты 11 прерывателя с положительной шиной источника питания + 5,и и через диод 9 — с конденсатором 12 и катодом тиристора 16. Вторичная обмотка 8 трансформатора 6 одним выводом подключена к отрицательной шине источника питания, а вторым выводом - через резистор 14 к кон-! тактам 11 прерывателя, через диод !

О - к управляющему электроду тиристора 16, который через нагрузочный резистор 15 и конденсатор 13, соединенные параллельно, подключен к отрицательной шине источника пита3 4 ния. Анод тиристора 16 через лампу

17 соединен с положительной шиной источника питания, В среднем положении переключателя 5 лампы 1 и 2, 3 и 4 отключены от источника питания, контакты 11 прерывателя прн этом разомкнуты, тиристор 16 выключен, лампа 17 отключена.

Устройство работает следующим образом.

Лампы I и 2 или 3 н 4 включены переключателем 5 и замкнутыми контактами 11 переключателя; замкнутыми контактаии 11 зашунтированы диод

9, тиристор 16, лампа 17 и конден сатор l2 и исключается ложное срабатывание устройства контроля от пусковых токов холодных ламп и внешних полей в период горения ламп.

При разиыкании контактов 11 прерывателя происходит заряд конденсатора 12 через диод 9, переключатель

5 и лампы 1 и 2 или 3 и 41 ток заряда конденсатора протекает через обмотку 7 трансформатора, изменяет ре-. зультирующий магнитный поток в сердечнике, вызывает в обмотке 8 импульс напряжения, амплитуда и полярность которого определяется эквивалентным сопротивлением включенных ламп и опорным уровнем, задаваемым резистором 14.

Импульс напряжения заданной полярности выделяется диодом 10 и подается на управляющий электрод тиристора 16, контролирующий амплитуду импульса. Если эквивалентное сопротивление контролируемых ламп,а, следовательно, и амплитуда импульса соответствует заданным, то происходит включение тиристора 16 и лампы 17.

При неисправности одной и более сигнальных ламп амплитуда импульса не-, достаточна для включения тиристора

l6 и лампы 17. Контроль неисправности ламп транспортного средства происходит при размыкании контактов 11 прерывателя, т,е. контролируются ранее включенные лампы, что повьппает надежность работы и помехоустойчивость схема контроля.

Положительный эффект, достигаемый с помощью предлагаемого устройства, заключается в том, что уст.ройство позволяет контролировать

О вкхпочаемое по однопроводной. и двухпроводной схеме четное и нечетное количество параллельно соединенных ламп; контроль исправности ламп

: 867723 осуществляется в момент отключения ранее включенных ламп, при этом устраняется влияние пусковых токов холодных ламп и уменьшается влияние разброса рабочих токов ламп, что повышает надежность н помехоустойчивость схемы контроля.

Устройство может найти применение на любых видах транспорта, а также в любых системах, где,необходимо контролировать исправность периодически подключаемых нагрузок.

Формула изобретения

Устройство контроля. исправности )S сигнальных ламп транспортного сред ства, содержащее датчик тока, вы-. полненный на трансформаторе, первичная обмотка которого включена пос-. ледовательно с контактами прерывате- 20 ля .в цепь питания сигнальных ламп,. а вторичная одним из выводов соеди- нена с конденсатором, другим - с анодом диода, тиристор и контрольную. лампу, включенную между положительной zs шиной источника питания и анодом тиристора, управляющий электрод которого соединен с одним из выводов нагрузочного резистора, другой вывод которого соединен с отрицательной и5)ной источника питания, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности контроля, оно снабжено соединенными последовательно между собой и параллельно с контактами прерывателя дополнительными конденсатором и диодом, общая точка которых соединена с катодом тиристора, и до" полни)ельиым резистором, включениям между вторым выводом вторичной обмот-. ки трансформатора и контактами прерывателя, причем первый конденсаторк соединен параллельно с нагрузочным резистором, первый вывод которого соединен с катодом первого диода.

Источники информации, принятые во внимание лри экспертизе

Заявка Франции И 2274 кл. G 08 В 5/36 (В 60 Й )/04) от

) 3.02 ° 16.

2. Натент США )) 3532928, кл. 3)5-83 ° 6 ° )0.70 (прототип) .

867723

+En

Составитель Л. Цобаи

Редактор А. Власенко Техред Т.Иаточка Корректор С. Щомак, Зака з 8)95 20 . Тираа 35 Подписное

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и* открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауйская иаб„ д ° 4/5

Филиал ППП Патент ; г. Ужгород, ул, Проект

Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх