Устройство для защиты электродвигателя от превышения температуры

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.03.78 (21) 2588824/24-07 ()М. Кл. с присоединением заявки Нов

Н 02 Н 7/08

Н 02 Н 5/04

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 30.0981. Бюллетень Н9 36

Дата опубликования описания 300981 (З) ПЖ 621. 316. .925(088.8) {72) Автор изобретения

И.Г. Кропачев (7 t) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

OT ПРЕВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателей привода ответственных механизмов, отключение которых может вызвать растройство технологического цикла.

Известны устройства для защиты электродвигателя от превышения температуры, содержащие терморезистор, размещенный в обмотках защищаемого двигателя, соединенное с ним последовательно исполнительное реле и источник питания. При превышении температуры двигателя сопротивление терморезистора уменьшается, реле срабатывает и отключает двигатель от сети (1).

Недостатком известных устройств является невысокая точность, определяемая погрешностью терморезистора из-за его подогрева значительным то- 20 ком через реле.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для защиты электродвигателя, содержащее магнитный пускатель, обмотка которого через предохранитель и нормально-открытый контакт первого реле подсоединена к зажимам питающей сети, а контакты включены последовательно с обмотками электродвигателя, трансформатор, первичная обмотка которого через предохранитель, кнопки

"Стоп" и "Пуск", шунтированная нормально-открытым контактом магнитного пускателя, подсоединена к третьей фазе питающей сети и нулевому проводу, а вторичная — через выпрямитель подключена к делителю напряжения, выполненному на резисторе и первом реле, аналог однопереходного транзиетора, выход которого соединен с управляющим переходом первого тиристора, шунтирующего первое реле, а один из входов - с выходом последовательной цепочки на терморезисторах, а другой — с выходом времязадающей цепи $2).

Недостатком этого устройства является невозможность выявления перегрузки, при которой допустимо оставить в работе защищаемый двигатель на время, необходимое для устранения перегрузки.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем сигнализации температуры, при которой защищаемый двигатель может быть оставлен в работе до устранения причин перегрузки.

868912

Указанная цель достигается тем, что известное устройство для защиты электродвигателя от превышения температуры, содержащее трансформатор, вторичная обмотка которого соединена с выпрямительным мостом, два конденсатора, коммутирующий аппарат, контакты которого размещены в цепи защищаемого двигателя, последовательно соединенные размыкающую кнопку останова и замыкающую кнопку пуака, первый тиристор, делитель напряжения, четыре резистора, стабилитрон, аналог однопереходного транзистора, последовательно соединенные термодатчик двигателя, потенциометр и термодатчик окружающей среды, при этом к выходу выпрямительного моста присоединен первый конденсатор и последовательно соединенные резистор и стабилитрон, вход аналога однопереходного транзистора соединен со средней точкой потенциометра, а выход аналога однопереходного транзистора через резистор связан с управляющим электродом первого тиристора, катод которого присоединен к аноду стабилитрона, а термодатчики подключены параллельно стабилитрону, дополнительно снабжено двумя реле, обмотки которых зашунтированы диодами, тремя резисторами, третьим конденсатором, тремя диодами, сигнальной лампой и тремя предохранителями, при этом делитель напряжения подключен параллельно стабилитрону, средняя точка делителя присоединена к входу аналога однопереходного транзистора, к аноду стабилитрона подключены через параллельно соединенные резистор и размыкающий контакт первого реле термодатчик окружающей среды, через резистор — выход аналога однопереходного транзистора, через второй конденсатор — средняя точка делителя напряжения, обмотка первого реле включена между анодом первого тиристора и положительным выводом выпрямительного моста, обмотка второго реле.подключена паралпельно второму тиристору, анод которого через резистор присоединен к положительному выводу моста, выход аналога однопереходного транзистора соединен с управляющими электродами тиристоров через разделительные диоды, управляющий электрод второго тиристора через последовательно соединенные резистор и третий конденсатор подключен к точке соединени обмотки первого реле и анода перв<А.о тиристора, сигнальная лампа присоединена к первому конденсато ру через замыкающий контакт первого реле, обмотка коммутирующего аппарата через. замыкающий контакт второго реле и предохранители присоединена к первой и второй фазам пйтающей сети, к третьей фазе и нулевому проводу которой через предохранитель и после довательно соединенные кнопки пуска

1 и останова подключена первичная обмотка трансформатора, а параллельно кнопке пуска — блок-контакты коммутирующего аппарата.

На чертеже приведена схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит магнитный пускатель 1, предохранители 2-4, трансформатор 5, кнопки 6 и 7 "Стоп" и "Пуск", выпрямитель 8, резисторы

9-12, потенциометры 13 и 14, первое реле 15 и второе реле 16, аналог однопереходного транзистора 17, первый тиристор 18 и второй, тиристор 19, конденсаторы 20 и 21, термодатчики 22 и

15 23, диоды 24-26, электродвигатель 27, кнопку 28 возврата в исходное состояние.

Устройство работает следующим образом.

2О В исходном состоянии обмотка магнитного пускателя 1 и реле 15 обесточены, электродвигатель 27 отключен от зажимов сети. Термодатчик 22 установлен в обмотках электродвигателя или в теле стали статора, термодатчик 23 осуществляет коррекцию устройства по окружающей температуре.

При нажатии кнопки 7 "Пуск" на первичную обмотку трансформатора 5 поступает напряжение. Реле 15 включается и своими нормально-открытыми контактами подключает обмотку магнитного пускателя 1 через предохранители 3 и 4 к зажимам сети. Магнитный пускатель включается, электродвигатель 27 включается в работу.Одновременно с этим нормально-открытый контакт пускателя 1 шунтирует кнопку 7 "Пуск". Включение устройст4Q ва на неполнофазный режим невозможно.

В случае возникновения длительной перегрузки или обрыва одной иэ фаз питающей сети возрастает ток, проте4 кающий по обмоткам электродвигателя

27. Потери в обмотке или стали статора электродвигателя возрастают, увеличивается их температура. Если перегрузка не будет снята, то сопротивление термодатчика 22 увеличивается и при достижении им значения, соответствующего первому уровню, аналог однопереходного транзистора 17 открывается, конденсатор 21 разряжается через него и диоды 24 и 25 на управляющие переходы тиристоров 18 и 19. Тиристор 19 открывается, а тиристор 18 остается в закрытом состоянии, так как напряжение на конденсаторе 20 до поступления управляющего импульса равно напряжению источника пи-.ания. Реле 16 включается, а его нормально-открытые контакты замыкают цепь сигнализации. При этом нормально-закрытые контакты реле 16 размыкаются и разблокируют

868912 йотенциометр 14. По окончании процесса разряда кбнденсатора 21 аналог однопереходного транзистора 17 закрывается, а конденсатор 20 разряжается через резистор 10, тиристор 19 и диод 26. Резисторы 11 и 12 обеспечивают надежное закрывание аналога однопереходного транзистора 17.

При достижении второго, более высокого уровня температуры обмоток или стали статора электродвигателя, сопротивление термодатчика 22 увеличивается, аналог однопереходного транзистора 17 открывается. Управляющий импульс через диод 24, конденсатор 20 поступает на управляющий электрод тиристора 18. Тиристор включает- 1 ся и шунтирует реле 15. Контакты реле

15 отключают от зажимов сети магнитный пускатель 1, двигатель 27 обесточивается, и устройство отключается от зажимов сети. 20

Предлагаемое устройство обеспечивает согласованность защиты с технологическим процессом в приводимых механизмах, а также может быть использовано для защиты сухих и масляных э5 трансформаторов.

Формула изобретения

Устройство для защиты злектродви30 гателя от превышения температуры, содержащее трансформатор, вторичная обмотка которого соединена с выпрямительным мостом, два конденсатора, коммутирующий аппарат, контакты которого размещены в цепи защищаемого двигателя, последовательно соединенные размыкающую кнопку останова н замыкающую кнопку пуска, первый тиристор, делитель напряжения, четыре 40 резистора, стабилнтрон, аналог однопереходного транзистора, последова-. тельно соединенные термодатчик двигателя, потенциометр и термодатчик окружающей среды, при этом к выходу 4 выпрямительного моста присоединен первый конденсатор и последовательно соединенные резистор и стабили.трон, вход аналога однопереходного транзистора соединен со средней точ- ® кой потенциометра, а выход аналога однопереходного транзистора подключен через резистор к управлякщему электроду первого тиристора, катод которого соединен с анодом стабилитрона, а термодатчики подключены параллельно стабилитрону, о т л и— ч а ю щ е е .с я тем, что, с целью расширения функциональных возможнос, тей путем сигнализации температуры, при которой защищаемый двигатель может быть оставлен в работе до устранения причин перегрузки, оно дополнительно снабжено двумя реле, обмотки которых зашунтированы диодами, тремя резисторами, третьим конденсатором, тремя диодами, сигнальной лампой и тремя предохранителями, при этом делитель напряжения подключен параллельно стабилитрону, средняя точка делителя присоединена к другому входу аналога однопереходного транзистора, к аноду стабилитрона подключены через параллельно соеди- ., ненные резистор и размыкающий контакт первого реле термодатчик окружающей среды, через резистор — выход аналога однопереходного транзистора, через второй конденсатор — средняя точка делителя напряжения, обмотка первого реле включена между анодом первого тиристора и положительным выводом выпрямительного моста, обмотка второго реле подключена параллельно второму тиристору, анод которого через резистор присоединен к положительному выводу моста, выход аналога однопереходного транзистора соединен с управляющими электродами тиристоров через разделительные диоды, управляющий электрод второго тнристора через последовательно соединенные резистор и третий конденсатор подключен к точке соединения обмотки первого реле и анода первого тнристора, сигнальная лампа присоединена к первому конденсатору через замыкающий контакт первого реле, обмотка коммутирукщего аппарата через замыкающий контакт второго реле и предохранители присоединена к первой и второй фазам питакщей сети, к третьей фазе и нулевому проводу которой через предохранитель и последовательно соединенные кнбпкн пуска и останова подключена-первичная обмотка трансформатора, а параллельно кнопке пуска подключены блок-контакты коьвеутирующего аппарата.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патеит ФРГ В 1275681, кл. Н 02 Н 7/08, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР. по заявке Р 2365719/24-07, кл. Н 02 Н 7/08, 1978.

868912

4 И С

Составитель A.Ñóðáà

Редактор К.Лембак Техред A.Ач Корректор Н.Стец

Заказ 8348/79 Тираж 678 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для защиты электродвигателя от превышения температуры Устройство для защиты электродвигателя от превышения температуры Устройство для защиты электродвигателя от превышения температуры Устройство для защиты электродвигателя от превышения температуры 

 

Похожие патенты:
Наверх