Устройство для управления сцеплением транспортного средства

 

Союз Советсимн

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е (875369

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.09.79 (21) 2815410/18 — 24 с присоединением заявки М (28) П р кори тет

{51)M. Кл.

G 05 G 1 02

Гееударстнтнный кемнтет

СССР (53) Уд К621-327 . (088.8) Опубликовано 23.10.81. Бюллетень Мт 39

Дата опубликования описания 23,10.81

IIo делам нзобретеннй н етнрытнй (72) Авторы изобретения

Д. Г. Поляк, Е. И. Лебедев, M. В. Динеева, Б, Н, Пятко и Н. И. Яланжи

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научи исследовательский автомобильный и автомоторный инсти

Запорожский автомобильный завод "Коммунар" и Мели моторный завод (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройств комбинированного управления сцеплением и переключением передач.

Известно устройство для управления сцеплением транспортного средства, содержащее электрический выключатель, один из контактов которого представляет собой втулку, расположенную на штанге рукоятки переключения передач, а второй контакт, размещенный.в пластмассовой втулке и закрепленный на втулке рычага переключения, выполнен в виде

1 кольца с несколькими отогнутыми ушками.

Замыкание цепи выключателя происходит за счет контактирования между собой втулки на штанге и ушков контактного кольца в слу- 1 чае приложения усилия к рукоятке для. переключения передач (11.

Однако в данном устройстве ушко контактного кольца представляет собой пружщшый элемент, часть которого выходит из паза пластмассовой втулки за пределы внутреннего ее диаметра для обеспечения контактирования втулки штанги и ушка до того, как штанга

I 2 упрется в пластмассовую втулку. При такой конструкции ушка трудно обеспечить точную и стабильную величину его выхода за пределы внутреннего диаметра пластмассовой втулки.

Вследствие этого необходимо иметь повышенный зазор между втулкой штанги и пластма совой втулкой, что является нежелательным из-за увеличения при этом зоны нечувствительности работы выключателя.

При этом вследствие малого хода относительного перемещения ушков по втулке штанги в процессе работы выключателя, эффект самозачистки контактов будет незначительным, а под действием дуги, возникающей при размыкании контактов, из-за их нагрева может произойти потеря пружинящих свойств ушков и даже приваривание контактов друг к другу.

В известном устройстве фиксация штанги в исходном положении за счет ее прижатия с помощью пружины к стопорному кольцу втулки переключения, помимо неудобства монтажа и демонтажа устройства не обеспечивает также и хорошей центровки штанги

Эта цель достигается тем, что в устроистве управлени" сцеплением транспортного 35 средства, содержащем электрический выключатель, состоящий из неподвижного контакта, расположенного иа рычаге переключения передач, и подвижного контакта, размещенного . внутри рукоятки рычага переключения передач. Рукоятка переключения передач установлена на рычаге с радиальным зазором и сопряжена с выступом рычага при помощи пружины,. одна иэ сопрягаемых поверхностей контактов выполнена переменного радиуса, отно45 сительно оси рычага переключения передач, увеличивающегося в сторону, противоположную внешней поверхности рукоятки, а на. боковой поверхности рычага переключения передач выполнен упор для рукоятки.

При этом подвижныи контакт выполнен

50 а аиде диска с коническим отверстием, а неподвижный контакт выполнен в виде конуса.

Нв чертеже схематично показано устройство для управления сцеплением транспортного средства, Устройство для управления сцеплением транспортного средства содержит электрический выключатель, состоящий из неподвижно55 иэ.эв наличия зазора между стопорным кольцом и канавкой, в которую оно входит, Явиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для управления муфтой сцепления транспортного средства, Это .устройство содержит электрический выключатель, состоящий иэ неподвижного контакта, выполненного в виде стакана и смонтированного нв рычаге переключения передач, и подвижного контакта, размещенного внутри рукоятки укаэанного рычага, уста-» новлеиной нв рычаге с радиальным зазором и прижатой к уступу рычага при помощи пружины, которая установлена между опорными поверхностями рычага и рукоятки (2).

Недостатками известного устройства является то. что оно нв обеспечивает самозачистку контактов в процессе работы вьпслючателя, что влечет за собой уменьшение срока службы его контактирующих поверхностей. При этом в устройстве через контактирующие поверхности происходит передача полного усилия, требуемого для переключения передач, что связано с возможностью деформации данных поверхностей и их повреждения в случае затрудненных условий переключения передач.

Все это отрицательно влияет на надежность устройства в целом.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства зв счет свмозачистки контактов и предотвращение их повреждения при передаче усилия от рукоятки к рычагу в процессе переключения передач.

875369 4

r0 контакта 1, расположенного на рычаге 2 переключения передач и подвижного контакта 3, размещенного внутри рукоятки 4 указанного рычага, неподвижный контакт 1 выполнен в виде конуса, который посредством полой заклепки 5 и изоляционных втулок б и 7 закреплен на основании 8, навернутом на рычаг 2. К торцу заклепки 5 припаян проводник 9 соединительного провода 10.

1О Этот провод проходит внутри рычага 2 пере ключения передач..

Подвижный контакт 3 выполнен в виде диска с коническим отверстием и установлен в верхней части корпуса 11 включателя, на который с натягом надета рукоятка 4. Нижняя часть корпуса 11 выполнена в виде цилиндра 12, имеющего меньший диаметр по сравнению с остальной частью корпуса.

Торец цилиндра 12 корпуса ll прижат к

20 уступу 13 основания 8 при помощи пружины 14.

Упором для пружины 14 является стакан

15, упором для которого является стопорное кольцо 16.

25 Верхний торец 17 основания. 8 является упором для рукоятки 4.

В нижней части основания установлена ограничительная втулка 18, внутренняя поверхность

19 которой является упором для наружной поверхности 20 цилиндра 12 нижней части корпуса ll; Величина зазора между поверхностями 19 и 20 в исходном положении рукоятки меньше величины зазора между взаимодействующими поверхностями 21 и 22 контактов 1 и 3, выполненных с переменными радиусами, а также меньше величины зазора между наружной поверхностью 23 основания

8 и внутренней поверхностью 24 цилиндра 12 корпуса 11.

Устройство работает следующим образом.

Для включения или выключения передачи необходимо нажать сбоку на рукоятку 4 переключения передач, например слева направо.

В результате рукоятка 4 совместно с корпусом 11 перемещается направо до тех пор, пока поверхность 20 корпуса 11 не упрется в поверхность 19 втулки 18.

Точка соприковиовения поверхностей 19 и 20 является центром вращения для рукоятки 4 и корпуса 11 при их дальнейшем перемещении под воздействием усилия, прилагаемого к рукоятке.

При этом левая часть корпуса перемещается влево и вверх и одновременно осуществляется сжатие пружины 14, причем этот процесс продолжается до тех пор, пока не при-, дут в соприкосновение поверхности 21 и 22 контактов 1 и 3. Далее, если усилие нажатия нв рукоятку превысит усилие пружины 14, Устройство для управления сцеплением траа спортного средства, содержащее электрический выключатель, состоящий из неподвижного контакта, расположенного на рычаге переключения передач, и подвижного контакта, размещенного внутри рукоятки рычага переключения передач, рукоятка установлена на рычаге не>о реключения передач с радиальным зазором и сопряжена с выступом рычага с помощью пружины, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, одна из сопрягаемых поверхностей контактов выполнена переменного радиуса относительно

1 осн рычага переключения передач, увеличивающегося в сторону, противоположную внешней поверхности рукоятки, а на боковой поверхности рычага переключения передач выполнен упор для рукоятки.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что подвижный контакт выполнен в виде диска с коническим отверстием, а неподвижный контакт выполнен в виде конуса.

1. Заявка ФРГ И 1655635, кл. 63 С 20/1, зо

2. Авторское свидетельство СССР N 5.36639, кл. В 60 К 23/02, 1972.

5 875369 будет иметь место перемещение поверхности

22 подвижного контакта 3 по поверхности 21 неподвижного контакта 1. Такое перемещение прекратится, когда корпус 11 упрется в йоверхность стакана 15.

После этого усилие, требуемое для переключения передач, будет передаваться от рукоятки 4 к рычагу 2 через корпус 11, стакан 15 и основание 8, в связи с чем, усилие прижатия взаимодействующих между собой поверхностей 21 и 22, контактов,1 и 3 не превысит усилия сжатия пружины 14.

За счет того, что соприкосновение между собой взаимодействующих поверхностей 21 и 22, контактов 1 и 3 происходит раньше, чем корпус 11 упирается в стакан 15, при каждом срабатывании устройства происходит церемещение поверхности 21 по поверхности 22. Вслед- ствие этого обеспечивается самозачистка взаимодействующих поверхностей контактов, обеспечивающая надежную работу устройства.

Ограничение в предлагаемом устройстве величины усилия прижатия друг к другу взаимодействующих поверхностей контактов исключает повреждение этих поверхностей при любой величине усилия, требуемой для переключения передач.

Указанные положительные качества предлагаемого устройства были экспериментально подтверждены при длительных испытаниях большого числа его образцов на автомобилях различных моделей.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

875369

Составитель Д. Данин

Техред АБабинец

Корректор Л. Бокшан

УЬдэктор Г; Волкова

Заказ 9334/73

Филиал ППП Патент", r. Ужгород ул. Проектная, 4

Тираж 943 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к управлению тормозами машины и может быть использовано для ограничения скорости и исключения движения без водителя

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных механических системах и агрегатах
Наверх