Униполярный генератор
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик () 875548 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 270766 (21) 1094177/24-07 с присоединением заявки Йо
Р11М. Кп.
Н 02 К 31/04
Государственный комитет
СССР но дедам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621.313. 292 (088.8) Опубликовано 23.1081. Бюллетень No 39
Дата опубликования описания 23. 10. 81 с
Б.Л.Алиевский, В.В.Анохин, В.Б.Метлин, и A.Ã.Øåðñòþê (72) Авторы изобретения 1 ., ,,з
L f
Ф.
Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской, Революци авиационный институт им. Серго Орджоникидзе ---- (71) Заяв итель (54) УНИПОЛЯРНЫЙ ГЕНЕРАТОР.
Изобретение относится к униполярным генераторам н служит в качестве источников тока большой силы.
Известны униполярные генераторы, которые содержат дисковый ротор, установленный на валу в подшипниках скольжения, обмотку возбуждения, токосъемные жидкометаллические контакты, размещенные на разных диаметрах, и корпус (1) и (2).
Недостаток существующих униполярных генераторов заключается в сложности конструкции, так как при использовании обычных масел или т,п. для смазки подшипников возникает не- .15 обходимость в уплотнении между подшипниковым узлом и токосъемным устройством,находящемся на валу, что приводит к увеличению габаритов агрегата и снижению надежности работы. 20
Цель изобретения — уменьшение габаритов и веса машины и повышение надежности путем увеличения несущей 5 способности подшипников. указанная цель достигается эа счет того, что подшипники выполнены магнитогидродинамическими и являются нижними токосъемными жидкометаллическими контактами. 30
На чертеже представлена конструктивная схема униполярного дискового генератора
Генератор содержит дисковый ротор 1, корпус 2, изолятор 3, жидкий металл 4, верхний токосъемный контакт 5-, обмотку 6 возбуждения, нижний токосъемный контакт 7, жидкий металл 8, втулку 9 °
Дисковый ротор 1 с напрессованными втулками 9, служащими в качестве шипов подшипников, заключен в корпусе 2, состоящий иэ двух частей, между которыми находится верхний токосъемный контакт 5. Нижние токосъемники 7, прикрепленные. к корпусу, служат одновременно подшипниками скольжения. Изоляторы 3 установлены между корпусом и верхним токосъемником 5.
Снаружи к корпусу крепится катушка с обмоткой 6 возбуждения.
Ротор 1 приводится в движение при помощи турбины или другого привода.
Опорные поверхности 7 и 9 токосъемников-подшипников смазываются жидким металлом 8. При вращении ротора в магнитном поле, созданном обмоткой 6 возбуждения, возникает ЭДС, которая снимается при помощи верхнего жидкометаллического токосъемника 4 и
875548
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 9373/82 Тираж 733 Подписное
Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4
5 и двух нижних токосъемников 7 и 8, соединенных параллельно. Изоляторы 3 предотвращают замыкание электрической цепи через корпус. Прохождение электрического тока через смазочный слой В в радиальном направлении при наличии осевого магнитного поля приводит к значительному магнитогидродинамическому подпору в смазке и соот ветствующему увеличению несущей способности подшипников. Торцовые зазоры в токосъемниках-подшипниках, заполненные жидким металлом, могут быть выполнены так, что подшипники будут воспринимать и осевую нагрузку.
Униполярный генератор предлагаемой конструкции имеет меньший вес и ra- 15 бариты за счет оригинального выполнения нижнего токосъема. Достигается также увеличение несущей способности смазочного слоя подшипника скольжения, что увеличивает надежность ма- Щ шины. Предлагаемая конструкция проще существующих. униполярный генератор, содержащий дисковый ротор, установленный на валу в подшипниках скольжения, обмотку возбуждения, токосъемные жидкометаллические контакты, размещенные на разных диаметрах, и корпус, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и веса. и повышения надежности путем увеличения несущей способности подшипников, пос" ледние выполнены магнитогидродинамическими и являются нижними токосъемными жидкометаллическими контактами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шенрер К.И. Униполярные машины и применение постоянных магнитов в электромашиностроении, изд-во AH СССР, 1940, c» .25.
2. Авторское свидетельство СССР
9 188561, кл. Н 02 К 31/04, 1965.