Регулируемая гидродинамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 29.11.79 (21) 2846781/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (5I) M

I 16 D 33/08

Г01 Р 7/04

Гесудврствеллый квмвтет (23) Г1рноритет—

СССР

Опубликовано 30.10.81. Бюллетень № 40 (53) УДК 621.825 (088.8) ло делам лэобретений и втврытий

Ilàòà опубликования описания 05.11.8! (72) Автор изобретения

В. В. Бычков (7I) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ. ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно — к приводным устройствам вспомогательных агрегатов двигателей внутреннего сгорания; в частности к вентилятору системы охлаждения.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является гидродинамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащая установленное иа коленчатом валу двигателя насосное колесо, связанное кожухом со шкивом вентилятора турбинное колесо, образующее .с насосным колесом рабочую полость, и устройство для регулирования степени запол; иения муфты ) I).

Известная муфта, обладает тем недостатком, что ее работа зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, затруднена компоновка муфты на силовом агрегате, так как она имеет значительные размеры и вес.

Цель изобретения — обеспечение автоматического регулирования частоты вращеиия вентилятора.

Укаэанная цель достигается тем, что муфта снабжена поршнем, установленным в кожухе и образующем с последним дополнительную полость, сообщенную с рабочей полостью, и фрикционной муфтой,. располо.женной между насосным и турбинным колесами и снабженной штоками управления, соединенными с поршнем, а устройство для регулирования выполнено в виде центробежного регулятора с грузами, расположенными .между турбинным колесом и поршнем, т» и биметаллической шайбы, подпружиненной относительно поршня.

На чертеже изображена муфта, продольный разрез.

Регулируемая гидродинамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания содержит установленное на коленчатом валу 1 двигателя (не показан) насосное колесо 2, связанное кожухом 3 со . шкивом 4 вентилятора турбинное колесо 5, . образующее с насосным колесом 2 рабочую полость 6, и устройство для регулирования степени заполнения муфты, причем муфта снабжена поршнем 7, установленным в кожухе 3 и образующим с последним дополни877168

Форщула изобретения

3 гельнув полость 8, сообщенную с рабочей полостью 6 каналами 9, и фрнкцнонной муфтой !О, расположенной между насосным и турбинным колесами 2 и 5 и снабженной штокамн 11 управления, соединенными с

Поршнем 7. Устройство для регулирования выполнено в виде центробежного регулятора с грузами 12, расположеннымн между .турбинным колесом 5 и поршнем 7, и биметаллической шайбы 13, подпружяненной пружиной !4 относительно поршня 7.

Муфта работает следующим образом.

При малых оборотах коленчатого вала 1 крутящий момент от последнего на шкив 4 передается посредством фрнкционной . муфты 10. При увеличении числа оборотов грузы 12 центробежного регулятора под действием центробежных сил начинают перемещаться в направляющих турбинного колеса 5 и поршня 7, что приводит к перемещению последнего вправо. При этом фрикционная муфта 1О выходит из зацепления с насосным колесом 2 и передача крутящего момента осуществляется за счет вязкости . масла в полости 6. Частота вращения в этом случае меняется незначительно, независимо от частоты вращения коленчатого вала 1, что осуществляется следующим образом.

Если частота вращения турбинного ко-. леса 5 возрастает свыше установленньго значения, то грузы 12 центробежного регулятора, перемещаясь от центра вращения и преодолевая усилие пружины !4, перемещают поршень 7 вправо, увеличивая тем самым объем полости 8, куда нод действием центробежных сил из полости 6 поступает часть масла. Так как количество жидкости .

В полости 6 уменьшается, уменьшается и кру» тящий момент, передаваемый гидродинами,ческой муфтой, что.приводит к падению частоты вращения турбинного колеса 5. Таким образом, даже в случае очень высоких частот вращений коленчатого вала грузы 12 центробежного регулятора перемещают поршень 7 в крайнее правое положение, при, этом вся жидкость из полости 6 перетекает в полость 8. В этом случае передача крутя-! цего момента к турбинному колесу 5 пол-, ностью прекращается.

Если частота вращения турбинного колеса 5 уменьшается н становится ниже но.4 минального значения, то грузы 12 центробежного регулятора перемещаются к центру вращения под действием силы пружины! 4.

При этом. поршень 7 перемещается влево, вытесняя тем самым часть жидкости из полости 8 в полость 6. Крутящим момент в этом случае увеличивается, увеличивается и частота вращения турбинного колеса 5.

В случае перегрева двигателя биметаллическая шайба !Э увеличивает силу упру1о гости проушины 14, что приводит к увелио чению номинальной частоты вращения турбинного колеса 5.

Изобретение позволяет снизить непроиз. водительные затраты мощности двигатели на привод вспомогательных агрегатов и улучшить нх выходные характеристики, что повлечет снижейие металлоемкости двигателя внутреннего сгорания в . целом, улучшит топливную экономичность и повысит ресурс.

Регулйруемая гндродннамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащая установленное . на коленчатом валу двигателя насосное колесо, связанное кожухом со шкивом вентилятора турбинное колесо, образующее с насосным колесом рабочую полость, и устройство для регулирования степени заползо ненни муфты, отличающаяся тем, что, с ° целью обеспечения автоматического регулировання частоты вращения вентилятора, муфта снабжена поршнем, установленным в кожухе и образующим с последним дополнительную полость, сообщенную с рабо 5 чей полостью, и фрикционной муфтой, расположенной между насосным и турбинным колесами и снабженной штоками управления, соединенными с поршнем, а устройство для регулирования выполнено в виде цен4о тробежного регулятора с грузами, расположенными между турбинным колесом и поршнем, и биметаллической шайбы, подпружиненной относительно поршня.

Источники информаций, принятые во внимание при.экспертизе

4> 1. Заявка Великобритании № 1525172, кл. F 2 %, 1978.

8Т7168

Составитель С. Анисимов

Редактор С. Юско Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 9563 55 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемая гидродинамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания Регулируемая гидродинамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания Регулируемая гидродинамическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:
Наверх