Устройство для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапнстических

Респуублик («) 880871 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 04,01.80 (21) 2865656/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 15.11.81. Бюллетень N9 42

Дата опубликования описания 151181 (51) М К„з

В 63 В 27/00

F 16 G 11/00

Государственный комитет

СССР по аелам изобретений н открытий (53) УДК 629. 12 ° .013/015:621.

° 86/87(088.8) (72) Авторы изобретения

Ю.И. Козуб и Г.М. Охрименко

Институт проблем прочности АН-Украинской СС (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕСКИ НА ТРОСЕ

ГИДРОФИЗИЧЕСКОЙ ПОГРУЖАЕМОЙ

АППАРАТУРЫ

Изобретение относится к оборудованию для морских исследований, в частности к устройствам для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры.

Известно устройство для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры, содержащее силовую раму в виде стойки, связанной с ригелем и укосиной, и тросовые зажимы в виде корпусов с нажимными сухарями (1).

Недостаток этого устройства заключается в низкой надежности работы из-за высокого воздействия крутящего момента.на трос.

Цель изобретения — повьыение надежности в работе устройства путем уменьшения воздействия крутящего момента на трос.

Поставленная цель достигается тем, чго стойка снабжена цилиндрическими цапфами с продольными прорезями, а корпусы тросовых зажимов выполнены.с продольными прорезями и гнездами, в которые частично заведены цилиндрические цапфы стоек с возможностью вращения вокруг оси троса.

На фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. -2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 2.

Устройство содержит силовую раму, состоящую иэ ригеля 1, стойки 2 и укосины 3. Ригель 1 и укосина 3 крепятся к разрезным цилиндрическим цапфам 4 и 5 стойки посредством винтов 6 и гаек 7 через косынки 8. На фиг..1 условно показана одна силовая рама. Число рам,может быть увеличено путем установки дополнительных косынок, Стойка 2 силовой рамы представляет собой трубу с продольной прорезью, подкрепленную ребрами 9 жесткости и соединенную с цапфами 4 и 5.

В точке соединения ригеля 1 и укосины 3 подвешено звено 10 с разрезной

20 скобой 11 для подвески прибора. Тросовые зажимы 12 и 13 выполнены в виде корпусов с цилиндрическими полостями и продольными прорезями, ширина которых несколько больше максимально возможного диаметра троса. Тросовые зажимы снабжены сухарями 14 и стопорными винтами 15. Сухари удерживаются двумя направляющими стержнями

16 и подпружинены пружинами 17. За30 жимы имеют цилиндрические гнезда, 880871

I в которые частично входят цапфы 4 и

5. Поверхности этих элементов сопрягаются с гарантированным зазором по ходовой посадке, например, четвертого или пятого класса точности. .С целью уменьшения сил трения

;при вращении рамы в зажимах на сопря гаемых поверхностях стойки и зажимов укреплены, например, с помощью стопорных винтов (на фиг, не показаны) втулки 18-21 из материала, имеющего малый коэффициент трения и высокую: стойкость в морской воде, например, из фторопласта.

Металлические детали устройства изготовлены из коррозионностойкого материала, либо защищены соответствующими покрытиями..Устройство устанавливается на тросах 22 судовых лебедок (на фиг. не показаны).

Устройство работает следующим образом.

При постановке океанологических станций устройство крепится на тросах 22 судовых лебедок или на буйрепах, к нему подвешиваются необходимые приборы. При этом выполняются следующие операции: на трос 22 прорезью надевается нижний зажим 13 и фиксируется путем поджатия сухаря

14 винтом 15; трос 22 закладывается в продольную прорезь стойки 2, в результате чего силовая рама оказывается надетой на трос, после этого цилиндрическая цапфа 5 заводится в гнездо зажима 13; на трос накладывается верхний зажим 12, надвигается на стойку 2 таким образом, чтобы цилиндрическая цапфа 4 вошла в .гнездо, и затем фиксируется на тросе посредством стопорного винта; посредством звена 10 и разрезной скобы

11 к устройству подвешивается необходимый прибор.

После этого путем сматывания троса 22 с барабана лебедки (на фиг. не показана) прибор опускается на заданный горизонт. При спуске всей системы под действием набегающего потока приборы начинают вращаться вокруг оси троса. Благодаря наличию подвижного соединения между тросовыми зажимами и силовой рамой устройства, последняя свободно вращает" ся вокруг оси троса, не передавая крутящего момента и не закручивая таким образом самого троса. То же имеет место при пребывании системы на постоянной глубине, где на приборы и устройства действуют течения, а также при подъеме из воды. Операции по снятию устройства производятся в обратном порядке.

Преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известным

Зб

Формула изобретения

Устройство для подвески на тросе гидрофиэической погружаемой аппаратуры, содержащее силовую раму в виде стойки, связанной с ригелем и укосиной, и тросовые зажимы в виде корпусов с нажимными сухарями, о тл и.ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе путем уменьшения воздействия крутящего момента на трос, стойка снабжена цилиндрическими цанфами с продольными прорезями, а корпусы тросовых зажимов выполнены с продольными прорезями и гнездами, в которые частично заведены цилиндрические цапфы стоек с возможностью вращения вокруг оси троса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 489894, кл. F 16 G 11/00, 19б8 (прототип). является то, что зажимы выполнены отдельно от силовой рамы и соединены с ней подвижным соединением, благодаря чему при действии гидродинамических сил на погруженные приборы, последние вместе .с устройством свободно вращаются вокруг троса. При этом крутящие моменты на трос не передаются, дополнительные сдвиговые напряжения в тросе не возникают, благодаря чему запас прочности троса повышается, надежность работы всей погруженной системы возрастает, а вероятность обрыва троса и риск потери приборов во много раз уменьшаются. Раздельное выполнение силовой

15.рамы и зажимов упрощает и облегчает операции по постановке и съему устройств: отпадает необходимость удержания на весу всей конструкции в течение времени необходимого для

20 затяжки стопорных винтов тросовых зажимов, что особенно важно при сильном дрейфе обеспечивающего судна, когда угол вхождения троса в воду составляет 40...б0, при значио

2 тельном волнении моря. Кроме того, путем установки нескольких однотипных ригелей и укосин. на одной стойке (что позволяет конструкция) можно на одном устройстве подвесить несколько приборов, что позволяет проводить более широкие исследования в пределах одного горизонта.

Следует отметить, что приведенная конструкция фиксатора тросового зажима не несет в себе элементов новизны и может быть заменена какой-либо другой.

880871

Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9837/30

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Б. Даньшин

Редактор И. Касарда Техред Ж.Кастелевич Корректор М. Пожо

Устройство для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры Устройство для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры Устройство для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры Устройство для подвески на тросе гидрофизической погружаемой аппаратуры 

 

Похожие патенты:
Наверх