Устройство для имитации приводящего момента швертбота

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<щ883951 (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 040180 (21)2865547/28-12 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет

Опубликовано 231181 Бюллетень М 43

Дата опубликования описания 23. 11. 81 (5ЦМ. KA.3

G 09 8 9/06

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 685.6 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А. С. Розин, М. В. Кольцов и Н. Е. Ро

Куйбышевский инженерно-строительный ин титут.; им. А. И. Микояна (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ ПРИВОДЯЩЕГО МОМЕНТА

ШВЕРТБОТА

Изобретение относится к автоматизированным тренажерам и предназначен чен для обучения и тренировки яктсменов в управлении швертботами.

Известно устройство имитации проводящего момента швертбота, содержащее датчик угла поворота гика, датчик угла поворота руля, вентилятор с механизмом его перемещения, блок определения угла и силы, средство для определения циркуляции швертбота, блок определения крепя-. щего момента, средство для оценки тягового усилия грота и световые индикаторы: ".Норма", "Растравлен", "Перебран" 11 ).

Однако известное устройство ими-, тирует динамику нагрузок только на острых курсах относительно ветра и не учитывает действие приводящего ,момента паруса и возникающего при этом усилия на руле, необходимого для удержания швертбота на курсе и зависящего от угла его закладки, которые весьма существенно проявляются при большой силе ветра в бейдевинд и на полных курсах швертбота относительно ветра.

Цель изобретения — приближение условий имитации к реальным.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для имитации приводящего момента швертбота, содержащее датчик угла поворота гика — средство для определения циркуляции швертбота, блок определения кренящего момента — средство оценки тягового усилия грота, и световые инди каторы: "Норма", "Растравлен", "Перебран", устройство имитации приводящего момента швертбота имеет датчик крена, имитатор усилий на руле, блок формирования приводящего момента, к входам которого подсоединены датчик

1з крена, датчик угла поворота гика и выход устройства оценки тягового уси" лия грота, выход блока формирования приводящего момента подключен к устройству определения циркуляции швертбота, блоку определения крепящего момента и имитатору усилий на руле, связанному с рулем.швертбота.

На чертеже изображена структурная схема устройства имитации приводящего момента швертбота °

Устройство содержит датчик крена

1, блок формирования приводящего момента ?, имитатор усилий на руле 3.

Функционально в устройство входят

ЗО также устройство определения цирку883951 ляции шнертбота 4, устройство оценки тягового грота 5, блок определения креняцего момента б, механизм перемещения вентилятора 7, датчик угла поворота гика 8, датчик угла поворота ...Уля 9. Датчик крена 1, датчик угла поворота гика 8 и выход устройства определения тягового усилия грота 5 соединены с входами блока формирования приводящего момента 2, выход ко-i торого соединен с устройством опре° деления циркуляции швертбота 4, блоком определения кренящего момента б и имитатором усилий на руле 3, который связывается с рулем швертбота, а датчик угла поворота руля 9 подключен к устройству определения цирку- !5 ляции швертбота 4, выход которого связан с блоком определения кренящего момента б и механизмом перемещения вентилятора 7. (Прочие связи и элементы схемы управления, регист- щ рации и индикации, не относящиеся непосредственно к устройству имитации приводящего момента швертбота, на чертеже не показаны).

Устройство работает следующим

25 образом.

Блок формирования приводящего момента 2 синтезирует сигнал, пропорциональный величине приводящего момента шнертбота

II = T Co5(4 -90 ) К Со (Gq+ В ), где T — сила тяги грота, определяемая устройством оценки тягового усилия грота, расстояние между центром

35 парусности и центром плавучести шнертбота, 8 — угол крена швертбота; угол, составленный прямой, соединяющей центр парусности 4р с центром плавучести, и вертикалью; К вЂ” угол, составленный проекцией ветра силы тяги на некоторую горизонтальную .плоскость и проекцией прямой, соединяющей центр парусности с центром плавучести, на эту же плоскость.

Результирующий сигнал устройства определения циркуляции швертбота 4, пропорциональный производной траектории движения швертбота относительно ветра и определяемой величиной приводящего момента и углом закладки руля, модулирует в блоке определе- 55 ния кренящего момента б ток обмотки соленоида, регулируя тем самым .неличину крепящего момента швертбота и одновременно поступает на механизм вентилятора 7, имитируя тем самым щ динамику движения вращения швертбота относительно ветра.

Выходной сигнал блока формирования приводящего момента 2 подается также на имитатор усилий на руле 3, н результате на руле имитируется усилие необходимое для удержания шверт-. бота на курсе.и зависящее от угла его закладки и величины приводящего момента.

При уменьшении угла крена швертбота В, приводящий момент швертбота согласно приведенной формуле уменьша- ется, также уменьшается усилие на руле и угол его закладки, необходи.— мый для удержания яхты на курсе.

При черезмерном крене на ветер/9/ )

/Д /, центр парусности смещается на ветер от диаметральной плоскости корпуса швертбота, создавая опрокидывающий момент, что реализуется в блоке формирования приводящего момента 2 сигналом, поступающим на вход блока определения кренящего момента 6, при этом переключаются соленоиды, создающие крен, и происходит опрокидывание швертбота.

Спортсмен, регулируя крен и стараясь удержать швертбот на галсе рулем с минимальным усилием, получает навыки управления шнертботом на полных курсах и курсах бейдевинд при большои силе ветра.

Формула изобретения

Устройство для имитации приводящего момента швертбота, содержащее датчик угла поворота гика — средство для определения циркуляции швертбота, блок определения крепящего момента средство для оценки тягового усилия грота, и снетовые индикаторы "Норма", "Растравлен", "Перебран", о т.л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью приближения условий имитации к реальным, оно имеет датчик крена, имитатор усилий на руле, блок формирования приводящего момента, к выходам которого подключены датчик крена, датчик угла поворота гика и выход средства для оценки тягового усилия грота, а выход блока формирования приводящего момента подключен к средству для определения циркуляции швертбота, блоку определения крепящего момента и имитатору на руле, связанному с рулем швертбота.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2733847/12, 0703.79.

883951

Составитель А ° Балабанов

Редактор В. Еремеева Техред A.A÷. Корректор А. Дзятко

Заказ 10237/7б Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для имитации приводящего момента швертбота Устройство для имитации приводящего момента швертбота Устройство для имитации приводящего момента швертбота 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к тренажерной технике и предназначено для обучения, тренировки и повышения квалификации судоводителей

Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортно-тренинговых судов для морского профессионального образования

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях

Изобретение относится к тренажерным средствам и направлено на обеспечение возможности тренировки лоцмана на борту судна, снабженного средствами для динамического позиционирования

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для выработки навыков обслуживания корабельных систем

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности корабельным тренажерам, и может быть использовано для подготовки экипажей кораблей

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для подготовки операторов гидроакустических комплексов (ГАК)
Наверх