Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«11885656 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5! )М. Кл. (22)Заявлено 11 10. 71.(2!) 1704053/25- 11 с присоелинеиием заявки МF 16 Н 39/04 зосударстеенкый комитет (23) Приоритет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30. 11. 81. Бюллетень М 44

Дата опубликования описания 30. 11.81 (53) УДК 621. .226(088.8) (72) Автор изобретения

Э.А. Йиц (71) заявитель (54) ГИДРООБЪЕИНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим передачам вращения, включающим насосы и двигатели объемного вытеснения, и может быть использовано в качестве коробки передач на транспортных средствах.

Известна гидрообъемная бесступенчатая коробка передач, содержащая паунжерный регулируемый аксиальный насос с подпружиненнои регулировоч о ной шайбой и сообщенный с насосом плунжерный двигатель 51J.

Недостатком указанной коробки передач является тО> что посредством

15 ее невозможно реализовать прямую передачу крутящего момента от насоса к двигателю, исключая перетекание рабочей жидкости.

Наиболее близким решением к пред20 лагаемому является гидрообъемная бесступенчатая коробка передач, включающая корпус, в котором размещены плунжерный регулируемый насос с регулировочной шайбой и сообщенный с насосом плунжерный двигатель, причем

I блок цилиндров насоса связан с входным валом коробки передач, корпус двигателя связан с выходным валом коробки передач, а корпус насоса и блок цилиндров двигателя связаны между собой (2).

Недостатком указанной коробки передач является то, что она не обеспечивает автоматического регулирования передаточного отношения.

Цель изобретения — обеспечение ав" томатического изменения передаточного отношения в зависимости от нагрузки, а также обеспечение возможности реверсирования в гидрообъемных 6есступенчатых коробках передач.

Указанная цель достигается тем, что в гидрообъемной бесступенчатой коробке передач, включающей корпус, в котором размещены плунжерный регулируемый насос с регулировочиой шайбой и сообщенный с ним плунжерный

885656 двигатель, причем блок цилиндров насоса связан с входным валом коробки передач, корпус двигателя связан с выходным валом коробки передач, а корпус насоса и блок цилиндров двигателя связаны между собой, регулировочная шайба насоса шарнирно закреплена íà его корпус . и подпружинена, а корпус насоса связан с корпусом коробки передач через муфту свободного хода.

При этом коробка передач снабжена золотником в виде зубчатой муфты, установленной на шпицах, выполненных на корпусе насоса, с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом на корпусе коробки передач.

На чертеже представлено предлагаемое устройство.

Гидрообъемная коробка передач со- 20 держит корпус 1, нижняя часть которого образует картер 2, заполненный маслом. Всасывающий канал 3 сообщает сверления, выполненные во входном валу 4, с картером 2. Внутренний конец входного вала оканчивается блоком цилиндров насоса. В цилиндрах насоса размещены подпружиненные плунжеры 5. Блок цилиндров установлен s корпусе 6 насоса, на котором шарнирно 30 закреплена подпружиненная регулировочная шайба 7. На шайбу 7 опираются плунжеры 5. Корпус 6 насоса установлен в корпусе 1 коробки передач и связан с ним обгонной муфтой 8, 33 внешняя обойма 9 которой выполнена с зубчатым венцом и закреплена на корпусе 1.

Корпус 6 насоса жестко связан с

40 блоком цилиндров двигателя, плунжеры 10 которого подпружинены в сторону эксцентричной поверхности корпуса 11 двигателя. Корпус 11 двигателя жестко связан с выходным валом коробки передач. С корпусом б жестко сое"

43 динен золотник !2 насоса, помещенный в концентричный, осевой канал входного вала 4. С корпусом 11 жестко сое динен золотник 13 двигателя. На шлицах корпуса б насоса установлен зо$0 лотник 14 коробки передач.

Внутренняя поверхность золотника выполнена с кольцевыми канавками 1517, крайние из которых 15 и 17 глухие, а средняя 16 отверстиями 18 со-,33 общена с полостью картера коробки передач. На наружной поверхности золотника выполнена кольцевая канавка, 4 посредством которой с золотником взаимодействует рычаг 19 рода работы.

Коробка передач работает следующим образом.

При вращении входного вала 4 благодаря поступательному движеник плунжеров 5 насоса жидкость из картера 2 коробки передач засасывается по каналу 3 отверстием вала 4 через окно золотника 12 в цилиндры насоса. Из цилиндров насоса масло нагнетается через осевой канал золотника в средний ряд радиальных отверстий, выполненных в теле корпуса 6 насоса. Если золотник 14 установлен в нейтральном положении, напротив указанного ряда отверстий устанавливается средняя кольцевая канавка 16 и масло через отверстия 18 сливается в картер

2. Для движения вперед золотник должен быть сдвинут вправо (по чертежу).

При этом средний ряд радиальных отверстий через канавку 15, один из крайних рядов отверстий, выполненных в теле корпуса насоса, и сверление в золотнике 13 сообщается с цилиндрами двигателя1находящимися на такте расширения.

Цилиндры двигателя, находящиеся на такте выпуска, сообщены через отверстие в золотнике 13, другой ряд радиальных отверстий, выполненных в теле корпуса, канавку 16 золотника 14 с картером 2 коробки передач.

Под воздействием давления поступающей в двигатель из насоса жидкости его корпус 11 начинает вращаться.

В начальный момент сопротивление вращению выходного вала и связанного с ним корпуса 11 двигателя оказывается больше критического на входном валу 4, поэтому корпус 6 насоса, заторможенный обгонной муфтой, остается неподвижным.

Под воздействием нарастающего давления жидкости в цилиндрах насоса регулировочная шайба 7 поворачивается, сжимая удерживающую его пружину, и рабочий объем насоса снижается.

По мере разгона сопротивление падает и производительность насоса снова растет, частота вращения выходного вала повышается. Когда сопротивление нагрузки упадет ниже критической, рабочий объем насоса сравняется с рабочим объемом двигателя, крутящие моменты на входном и выходном валу уравниваются, корпус насоса начинает вращаться и поступательное

885656 леремещение плунжеров 5 насоса и 10 двигателя прекращается.

При увеличении нагрузки последовательность процессов повторяется в обратном порядке.

Для движения назад золотник 1ч переводится рычагом 19 в левое крайнее положение. При этом корпус насоса через шлицевое соединение с золотником и зубчатый венец внешней обоймы 9 обгонной муфты останавливается относительно корпуса l, а канавки 16 и 17 изменяют направление жидкости, поступающей к двигателю, на обратное, реверсируя его работу.

Благодаря тому, что наряду с автоматическим изменением передаточного отношения обеспечивается прямая передача крутящего момента, повышается

КПД гидрообъемной бесступенчатой коробки передач.

Формула изобретения

1. Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач, включающая корпус, в котором размещены плунжерный регулируемый на ос с регулировочной шайбой и сообщенный с насосом плунжерный двигатель, г ричем блок цилиндров насоса связан с входным валом коро ки передач, корпус двигателя связан . с выходным валом коробки передач, а корпус насоса и блок цилиндров двиS гателя связаны между собой, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от нагрузки, регулировочная. шайба насоса шарнирно закреплена на его корпусе и подпружинена, а корпус насоса связан с корпусом коробки передач через муфту свободного хода.

2. Коробка передач по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности реверсирования, она снабжена золотником в виде зубчатой муфты, установленной на шпицах, выполненных на корпусе

2в насоса, с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом на корпусе коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Патент США и 3282225,, кл. 103- 162, опублик. 1966.

2. Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика. Справочное пособие. M., "Машиностроение", 1971, с. 295-299, зв рис. 168.

88565Ь

Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Заказ 10501/53

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель О. Б г= словский

Ре акт едактор M. Ткач Техред Е.Харитончик Корректор Г. Огар

Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводной технике и представляет собой синтез аксиально-поршневого регулируемого по механизму газораспределения и рабочему объему двигателя внутреннего сгорания и регулируемых пластинчатых гидромашин двойного действия

Изобретение относится к объемным гидропередачам и может быть использовано в качестве индивидуального привода колес транспортных средств, привода погрузочных машин, лебедок, горных машин и др

Изобретение относится к области гидромашиностроения, а именно к самоходным машинам

Изобретение относится к гидростатической трансмиссии гусеничного трактора и предназначено для обеспечения движения и управления гусеничным трактором и его навесным оборудованием. Гидростатическая трансмиссия содержит два регулируемых реверсивных аксиально-поршневых гидронасоса, образующих гидроконтур с соответствующим гидромотором, связанным с соответствующим бортовым редуктором и снабженным тормозом, и третий гидронасос, который через распределительное устройство имеет возможность образования гидроконтура с гидроцилиндрами рабочих органов навесного оборудования. Гидроконтуры всех трех гидронасосов выполнены автономными. Гидронасосы установлены последовательно на одном валу с приводным двигателем, а корпуса соседних гидронасосов жестко соединены друг с другом. Достигаются повышение надежности и компактность конструкции устройства. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к гидравлической трансмиссии с переключением под нагрузкой. Рабочее транспортное средство содержит двигатель, трансмиссию, гидравлический насос/мотор, аккумулятор и исполнительный механизм. Гидравлический насос/мотор функционально подсоединен между входной муфтой сцепления и выходной муфтой сцепления. Аккумулятор выполнен с возможностью заряда гидравлическим насосом/мотором для накопления энергии в результате торможения транспортного средства. Исполнительный механизм соединен с аккумулятором и выполнен с возможностью приведения в действие аккумулятором. Достигается повышение КПД трансмиссии. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх