Система сбора и транспорта газа

 

Сею и Советскик

Сон,иапистичесник

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

F 17 D 1/00

9вудвретмнньй кентнт

СССР йв йнйаи нзаарнтеннй н открнтнй

Опубликовано 30.11 81 ° Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 30.11.81 (53) УДК 621.643. (088.8) (72 J Авторы изобретения

В. А. Коновалов, Б. К. Дмитриев, А. И. Горбачев и И. Р. Кенеш

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по разработке газопромыслового оборудования

{71) Заявитель (54) СИСТЕМА СБОРА И ТРАНСПОРТА ГАЗА о

4 3

Изобретение относится к газодобывающей промьппленности, а именно к системам сбора природного газа, конструктивные особенности которых определяются составом газа, структурой и расположением газоносной площади.

Известна система сбора газа на газовом про- 3 мысле, в составе которой используется устройство сбора и транспорта газа, содержащие арматуру обвязки скважины, газопроводы от скважин, линейный газосборный коллектор, групповой сборный пункт и магистральный газопроводМ

При устройстве серосодержащих газовых месторождений в устройство сбора и транспорта газа включается факел, обеспечивающий сжигание сбросных газов и устанавливаемый около скважины (1) . 3$

Недостатком данной системы является то, что материал и толщина стенки трубы шлейфа и коллектора подбираются из расчета на прочность при давлении, равном статическому давлению на устье скважины, измеренному до на- 20 чала эксплуатации, поэтому по мере падения: пластового давления запас прочности трубопроводной системы оказывается черезмерным, а расход металла неоправданным.

Наиболее близким к предлагаемому является система сбора и транспорта газа, содержащего сероводород, от скважины до установки подготовки газа, включающая арматуру обвязки скважин, газосборный коллектор, соединяющие его со скважинами газопроводы, прн этом для о уменьшения вредного воздействия сероводорода на окружающую среду и снижения металлоемкости трубопроводов гаэосваркой сети при отборе сероводородсодержащего газа по коллекторной схеме, рассчитанной на транспорт газа под рабочим, а не под статическим давлением, у каждой скважины после узла редуцирования устанавливается предохранительный клапан с отводом от него сбрасываемого газа на факел, имеющий постоянно горящий огонь f2).

Недостатком данной: системы является то, что при большом количестве таких постоянно горящих факелов происходит загрязнение воздушной среды продуктами сгорания, содержащими сернистый гаэ, окислы азота и другие компоненты.

Цель изобретения — снижение загрязнения воздушной среды и уменьшение металлоемкости газосборной сети.

88569

10 тЗ

f5

Поставленная цель достигается тем, что в арматуре обвяэки каждой скважины установлен клапан-отсекатель, а предохранительный клапан и факел установлены на газосборном коллекторе, объединяющем -ряд скважин.

На чертеже представлена система сбора и транспорта сероводородсодержащего газа от скважин до установки подготовки газа, общий вид.

Газ от скважины. 1 подается в газопровод 2, идущий на установку подготовки газа к транаюрту. Подача газа осуществляется при открытой задвижке 3 через клапан-отсекатель 4 и регулирующий элемент 5. Клапан-отсекатель 4 отключает газопровод как при повышении давления выше расчетного, так и при понижении давления ниже расчетного, регулирующее устройство 5 обеспечивает реду ировайие rasa до рабочего давления (P 6 ).

Для возможности дистанционного отключения газопровода используется задвижка 6, и обратный клапан 7, не допускающий обратного потока газа. На подходе к УППГ устанавлива. ется предохранительный клапан 8, защищающий как газопровод, так и оборудование УППГ от превышения давления.

При включении в работу предохранительных клапанов избыток газа сбрасывается через факел 9. При необходимости выполнения замера рабочих параметров скважины без исполъзования передвижных установок газ подается по специальному трубопроводу 10, оборудованному отключающей арматурой 11 и обратным клапаном 12. При повышении давления в замериом трубопроводе имеется воэможность сброса rasa через предохранительные клапаны на факел, установленный на УППГ. При необходимости газоцроводы могут отключаться от УППГ с помощью задвижки 13, а гаэ сбрасываться через факельную линию 14. Для контроля эа-ра6отой газопровода устанавливается датчик 15 давления, цозволяющнй оператору контролировать давление в шлейфе и при необходимости дистанционно отключать скважину от коллектора.

Продувка скважины с сжиганием газа может быть выполнена через специальную линию 16.

Такие продувки производятся периодически в процессе проведения ремонтных работ по заранее разработанному плану.

Работа системы осуществляется следующим образом., Газ из скважины подается через систему обвязки скважины в газопровод, идущий на УППГ

Так как устьевое давление имеет значение до

300 кгс/ем и более, а технологическое оборудование для подготовки малосернистого газа рассчитано на давление не выше 110 кгс/ем, в обвязке скважины предусмотрен клапан 5, регулирующий заданное давление (Р1н.,ар ).

5 4

В узел обвяэки скважин включаются клапан-отсекатель 4, который в случае резкого снижения или повышения давления отключает скважину от трубопровода. На трубопроводе устанавливается обратный клапан 7, который, закрываясь автоматически, прекращает обратную подачу газа от узла подключения в газопровод от скважины. Поскольку обратный клапан не является запорным органом, на этом же участке устанавливается задвижка 6, имеющая дистанционное управление. По сигналу датчика 15 давления задвижкой 6 трубопровод может быть отключен. При повышении давления выше рабочего предохранительный клапан 8 обеспечивает сброс газа.

При коллекторно-кустовой схеме сбора газа, т.е. прн подключении.от двух до десяти скважин к одному коллектору, предусматривается телеконтроль и телеуправление узла подключения скважин, позволяющие оператору дистанционно следить за давлением в шлейфах и при необходимости отключать от коллектора любую скважину. Кабель связи прокладывается парелельно коллектору.

Установка клапана-отсекателя на устье скважин, объединение скважин в общий коллектор с установкой на общем коллекторе в непосредственной близости от УППГ предохранительного клапана позволяет сократить количество факелов с 10-20 шт. до 1, что в свою очередь позволяет снизить объем капитальных, вложений за счет уменьшения металлоемкости, исключения затрат на сооружение факелов и прокладку инженерных коммуникаций для управJIoHwl ими.

Кроме этого, перенос факелов с устья скважин на газосборный коллектор снижает saraзованность территории месторождения, что имеет важное значение при эксплуатации месторождений, содержащих сероводород, повышает надежность и обеспечивает безопасность контроля за степенью загазованности с помощью стационарной установки, находящейся на УППГ, Формула изобретения

Система сбора и транспорта газа, содержащего сероводород, от скважины до установки подготовки газа, включающая арматуру обвязки скважин, газосборный коллектор, соединяющие его со скважинами газопроводы, регулирующий элемент, предохранительный клапан и факел, отличающаяся тем, что, с целью снижения загрязнения воздушной среды и уменьшения металлоемкости газосборной сети, в арматуре обвязки каждой скважины установлен клапан-отсекатель, а предохранительный клапан и факел установлены на газосборном коллекторе, объединяющем ряд скважин.

885695

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ширковский А. И. и др. Добыча и под. земное хранение газа. М., "Недра", 1974, с. 62..4

2. Труды ежегодной коннфепендии по нефтехимической промыпвтенностн YEEE. 18th Аппи.

Petrol.end Chem. Ind. Cout. Atlenta, 1971, New Dork, 1971, It 4, 22/1 — 22/25 (прототип).

Составитель И. Петоян

Редактор М. Ткач Техред М.Тенер Корректор А. Дзятко

Заказ 10509/55 Тираж 552 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система сбора и транспорта газа Система сбора и транспорта газа Система сбора и транспорта газа Система сбора и транспорта газа 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкости с зоной течения с неполным заполнением сечения трубопровода (ТНЗСТ) и может быть использовано при управлении транспортировкой нефти

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей

Изобретение относится к энергосберегающим технологиям транспорта газа и может быть использовано при создании автоматизированной системы управления технологическим процессом магистрального газопровода

Изобретение относится к энергосберегающим технологиям транспорта газа и может быть использовано при создании автоматизированной системы управления технологическим процессом магистрального газопровода
Наверх