Комбинированный привод

 

О П И С А Н И Е (11>885Я85

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное.к авт. свкд-ву N 398939 (22) Заявлено 07.02.80 (21) 288099б/18 — 24 с присоединением заявки М— (23) Приоритет— (5l)M. Кл.

G 05 G 7/00

6 16 G 19/00

Государственный комитат. СССР о делаи изобретений и открытий

Опубликовано 30.11 81. бюллетень hit 44 (53) УДК 62-50 (088.8) Дата опубликования онисаиия 301181

Г. Я. Цирульников, М. А. Зерницкий, Ю. Д. Кушак и Т. M. Зерницкая (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИВОД

Изобретение относится к электромеханическим устройствам управления.

По основному авт.св. N 398939 известен комбинированный привод, содержащий двигатель и ручной привод с рычажно-эксцентриковым устройством переключения, связанные с исполнительным механизмом через зубчатую передачу и переключающую муфту, и снабженный электрическими блокировочными контактами, причем переключающая муфта выполнена зубчато-фрикционной, зубчатая ведущая .полумуфта соединена с валом ручного привода, фрикционная ведущая полумуфта связана механически с исполнительным двигателем, а зубчатая передача на исполнительный механизм выполнена в виде дифференциала, крестовина которого соединена с валом ручного привода, одно солнечное колесо связано с исполнительным двигателем, а другое солнечное колесо связано с исполнительным механизмом. При замкнутых электрических блокировочных контактах исполнительный двигатель приводит в движение исполнительный механизм через солнечные колеса и сателлиты дифференциала, причем исполнительный двигатель может управляться только вручную (11.

Недостатком известного привода является низкая точность установки исполнительного механизма на заданную величину, так как исполнительный двигатель по инерции не доходит или переходит значения заданной величины при поднятии или опускании рукоятки, т.е. при замыкании илн размыкании блокировочных контактов.

Цель изобретения — повышение точности установки исполнительного механизма привода на заданную величину.

Указанная цель достигается тем, что в комбинированный привод введены последовательно соединенные вращающийся трансформатор, кинематически связанный через одно из солнечных колес дифференциала с исполнительным механизмом, блок сравнения, управляющий усилитель напряжения и усилитель мощ20 ности, выход которого подключен к двигателю, тахогенератор, кинематнчески связанный через другое солнечное колесо дифференциала с двигателем, выход тахогенератора: подклю88598

20

30

40

50

55 чен ко второму входу управляющего усилителя напряжения, а также задающий узел, выходы которого подключены к другому входу вращающегося трансформатора и блока сравнения.

На чертеже показана принципиальная схема комбинированного привода.

Привод содержит двигатель 1, исполнительный механизм 2, дифференциал 3, солнечные колеса 4 и 5 дифференциала, которые составяяют зубчатую передачу, крестовину 6, маховик 7, рукоятку 8, ось 9 вращения рукоятки, сателлиты 10, эксцентрик 11, рычаг 12, управляющий валик 13, нажимные ролики 14, зубчато-фрикционную муфту 15, ведомую полумуфту 16, зубчатый венец 17, фрикционный конус 18, пружину 19, ведущую фрикционную полумуфту 20, ведущую зубчатую полумуфту 21, электрические блокировочные контакты 22, тахогенератор 23, принимающий вращающийся трансформаТор 24, блок 25 сравнения, управляющий усилитель 26 напряжения, усилитель 27 мощности, задающий узел 28. Элементы 8, 9, 11 и 12 составляют ручной привод с рычажно-эксцентриковым устройством переключения.

Ко входу принимающего вращающегося трансформатора 24 подключена линия питания переменного тока от второго выхода внешнего задающего устройства. Выход принимающего вращающегося трансформатора 24 присоединен ко входу блока 25 сравнения, другой вход которого присоединен к первому выходу внешнего задающего узла 28.

Входы управляющего усилителя 26 напряжения соедщены соответственно с выходом тахогенератора 23 и выходом блока 25 сравнения. Вход усилителя 27 мощности присоединен к выходу управляющего усилителя 26 напряжения, а выход — ко входу двигателя 1.

Комбинированный привод работает следующим образом.

Сложенное положение рукоятки 8 соответствует работе привода от двигателя 1. Эксцентрик ll при этом прижимает рычаг 12 к маховику 7, другое плечо этого рычага удер живает управляющий валик 13 в таком положении, что ведущая зубчатая полумуфта 21 . и зубчатый венец 17 ведомой полумуфты 16 сцеплены. Вал маховика 7 вместе с крестовиной .6 заторможены зубчато-фрикционной муфтой 15. Солнечное колесо 4 и ведущая фрикционная полумуфта 20 могут вращаться свободно. От внешнего задающего узла 28 на вход блока 25 сравнения поступает напряжение, процорциональное задаваемой величине, а на другой вход этого блока поступает напряжение, пропорциональное величине, отработанной на исполнительном механизме 2, от

4 связанного с ним принимающего вращающегося трансформатора 24. Разность напряжений, пропорциональная разности между задаваемыми ,и отработанными величинами, т.е. величине рассогласования принимающего вращающегося трансформатора 24 относительно внешнего задающего узла, поступает в управляющий усилитель 26 напряжения. Последний формирует управляющее напряжение, которое поступает в усилитель 27 мощности. Далее от усилителя 27 мощности управляющее напряжение большой мощности поступает в обмотку управления двигателя 1.

Так как электрические блокировочные контакты 22 замкнуты при указанном положении рукоятки 8, двигатель 1 через. солнечное колесо 4, сателлиты 10 и солнечное колесо 5 дифференциала поворачивает исполнительный механизм 2 и одновременно через зубчатые передачи — принимающий вращаю- щийся трансформатор 24 и тахогенератор 23.

Двигатель 1 поворачивает указанные исполнительные элементы на заданные внешним задающим узлом величины, так как при этом напряжение, выдаваемое блоком 25 сравнения в управляющий усилитель 26 напряжения, равно нулю.

На второй вход управляющего усилителя

26 напряжения поступает напряжение от тахогенератора 23, пропорциональное скорое и его вращения. При неплавном вращении тахогенератора

23, т.е. при его ускорениях, изменяется генерируемое им напряжение, которое учитывает управляющий усилитель 26 напряжения и корректирует вырабатываемое им управляющее напряжение таким образом, чтобы двигатель 1 вращал тахогенератор 23 плавно. Этим устраняют качение исполнительных элементов вокруг синхронного положения принимающего вращающегося трансформатора.

Разъемное положение рукоятки 8 соответствует работе привода от маховика 7. При этом положении эксцентрик 11 освобождает рычаг 12 и под действием пружины 19 ведомая полумуфта 16 выходит из зацепления с ведущей зубчатой полумуфтой 21, размыкая электрические блокировочные контакты 22 и отключая двигатель 1. Перемещение ведомой полумуфты 16 к фрикционному конусу

18 под воздействием пружины 19 обеспечивает плавное торможение солнечного колеса 4.

В результате маховик 7, оказываясь в свободном состоянии, дает возможность рукоятке 8 приводить в движение через крестовину 6, сателлиты 10 и солнечное колесо 5 исполнительный механизм 2.

Таким образом, конструкция предлагаемого привода позволяет с помощью двигателя автоматически и с высокой точностью устанавСоставитель О. Гудкова

Техред А.Бабинец

Редактор И. Михеева

Корректор С. Шекмар

Тираж 943 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .

Заказ 10542/69

Филиал ППП. "Патент™, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ливать исполнительный механизм на задаваемую величину.

Формула изобретения

Комбинированный привод по авт.св. N 398939, отличающийся тем,что,с целью повышения точности, в него введены последовательно соединенные вращающийся трансформатор, кинематически связанный через одно из солнечных колес дифференциала с исполнительным механизмом, блок сравнения, управляющий усилитель напряжения и

885985 6 усилитель мощности, выход которого подклю. чен к двигателю, тахогенератор, кинематически связанный через другое солнечное колесо дифференциала с двигателем, выход тахогеие; ратора подключен ко второму входу управляющего усилителя напряжения, а также задающий узел, выходы которого подключены к другому входу вращающегося трансформатора и блока сравнения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР No 398939, кл. G 05 G 7/00, 1972.

Комбинированный привод Комбинированный привод Комбинированный привод 

 

Похожие патенты:
Наверх