Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн

 

((1) 887350

ОПИСАНИЕ

ИЗО Ы Ет Е Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.80 (21) 2863241/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.з

В 63В 21/66 (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (53) УДК 629.12.01/

/013./015:

: 621.86./87 (088.8) ио делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (72) Автор изобретения (71) Заявитель

И. М. Наумов

Государственный проектно-конструкторский институт рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот»:" т (54) СПУСКО-ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НОСИТЕЛЯ

БУКСИРУЕМЫХ АНТЕНН

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спуско-подъемному устройству для носителя буксируемых антенн.

Известно спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн (НБА), включающее установленную на палубе склоняющуюся с помощью гидравлического привода П-образную раму, в ноке которой смонтирован блок для прохода кабельбуксира, шарнирно закрепленную на стойках П-образной рамы с возможностью качания П-образную подвеску и грузовую лебедку (1).

Недостатком указанного спуско-подъемного устройства для носителя буксируемых антенн является низкая безопасность в работе, Целью изобретения является повышения безопасности в работе спуско-подъемного устройства для носителя буксируемых антенн.

Поставленная цель достигается тем, что подвеска снабжена захватом, смонтированным с возможностью поворота относительно оси, проходящей через горизонтальный участок упомянутой подвески, при этом захват содержит три шарнирно связанных участка дугообразных створок, образующих между собой цилиндр и сопрягаемых с корпусом носителя буксируемых антенн, при этом длина дуги одного из участков составляет 180, а длины дуг остальных участков створок равны между собой, при

5 этом геометрическая ось поворота захвата проходит через концы дуги участка створки большей длины.

На фиг. 1 схематически изображено спу10 ско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн; на фиг. 2 — то же, вид в плане (створки захвата в открытом положении); на фиг. 3 — борт судна; иа фиг. 4 — положение НБА при спуске и

15 подъеме; на фиг. 5 — положение углубителя при спуске и подъеме; на фиг. 6 — устройство захвата; на фиг. 7 — разрез А — А иа фиг. 6; на фиг. 8 — разрез Б — Б на фпг. 6; на фиг. 9 — разрез А — А (створки захвата

20 в открытом положении) на фиг. 6; на фиг.

10 — схема буксировки.

Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн содержит П-об25 разную раму 1, установленную на палубе

2 судна в опорах 3, и выполненную с возможностью поворота на оси 4 для опускания ее за борт судна и подъема в исходное положение, причем ось 4 расположена паЗ0 раллельно диаметральной плоскости судна.

887350

В верхней части стоек 5 рамы 1 подвешена П-образная подвеска 6, имеющая возможность поворота относительно рамы 1.

Привод П-образной рамы 1 и П-образной подвески 6 осуществляется посредством гидроцилиндров 7 и 8 соответственно.

На ноке рамы 1 закреплен кабельный блок 9, через который от грузовой лебедки

10 пропущен кабель-буксир 11, соединенный с НБЛ 12 и углубителем 13 (см. фиг. 5).

На нижнем конце П-образной подвески

6 укреплен захват 14 для удержания НБА

12 и углубителя 13 от раскачивания .

Захват 14 содержит три шарнирно связанных участка дугообразных створок 15, образующих между собой цилиндр и сопрягаемых с корпусом носителя буксируемых антенн, при этом длина дуги одного из участков составляет 180, а длины дуг остальных участков створок равны между собой, при этом геометрическая ось поворота захвата проходит через концы дуги участка створки большей длины.

Открывание и закрывание створок 15 осуществляется с помощью гидроцилиндра

16 двустороннего действия и шарнирных тяг 17, 18, 19.

Захват 14 имеет возможность поворота на осях 20 относительно нижней стороны

П-образной подвески 6, причем ось вращения захвата 14 перпендикулярна к его центральной оси симметрии и расположена на половине его высоты. Поворот захвата 14 на осях 20 осуществляется посредством гндроцилиндра 21.

Захват 14 снабжен конечным выключателем 22 для автоматического отключения грузовой лебедки 10 при входе в захват 14 носителя буксируемых антенн (НБА) или углубителя 13. Действие конечного выключателя 22 осуществляется через рычажную систему, состоящую из рычага 23, полукольца 24, шарниров 25 и откидывающихся совместно со створками 15 захвата 14 рычажков 26.

Внутренняя поверхность захвата 14, включая и створка 15, футерована прокладками 27, материал которых имеет большой коэффициент трения для лучшего удержания НБА 12.

На палубе 2 у борта судна для опирания

П-образной рамы 1 в рабочем положении (рама 1 опущена) установлены опоры 28, на которых при помощи шарнирных стоек

29 закреплен отводящий рол 30 для предотвращения трения кабель-буксира 11 о борт судна. Для установки отводящего рола 30 по-походному над палубой 2 судна и выведения его за борт судна, он имеет цепные оттяжки 31. К боковым сторонам шарнирных стоек 29 и к леерному ограждению 32 судна прикреплены тросовые оттяжки 33 для направления кабель-буксира 11 на отводящий рол 30 при его раскачивании на

>5

Зо

З5 10

4 волнении вдоль борта судна, когда П-образная рама 1 поднята в вертикальное положение и кабельный блок 9 находится над палубой 2 судна.

На палубе 2 между бортом судна и П-образной рамой 1 установлен стеллаж 31 для укладки в нем углубителя 13 в положении но-походному.

Под П-образной рамой 1 со стороны диаметральной плоскости судна оканчивается рельсовая дорожка 35, предназначенная для перемещения по ней кильблока 36 (с уложенным на нем НБА 12) со штатного места к раме 1.

Для осуществления фиксации НБЛ 12 в захвате 14 кильблок 36 имеет нантографное устройство 37, позволяющее изменять высоту укладки НБА 12 над палубой 2 судна.

Кабель-буксир 11 имеет замок 38 для подсоединения к нему переходного троса

39, который другим концом закреплен к шпрюйтам 40 углубителя 13.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом спуска НБА 12, П-образную раму 1, П-образную подвеску 6 с захватом 14 устанавливают в положение, указанное на фиг. 1. Кильблок 36 с установленным на нем НБА 12 подкатывают по рельсовой дорожке 35 под захват 14, который расположен в это время горизонтально и створки 15 которого открыты.

С помощью пантографного устройства 37 кильблок 36 поднимают в положение, при котором осевая линия НБЛ 12 совпадает с осевой линией захвата 14. Включив с пульта управления (на чертеже не показан) гидроцилиндр 16 приводят в действие шарнирные тяги 17, 18, 19, с помощью которых створки захвата закрываются и зажимают

НБЛ 12.

После этого кильблок 36 опускают с помощью пантографного устройства 37 до уровня, позволяющего откатить кильблок

36 по рельсовой дорожке 35 из-под захвата 14 на штатное место, где кильблок 36 крепится по-походному. Отводящий рол 30 переводят из положения по-походному над палубой 2 судна, где он .выполнял роль ограждения спуско-подъемного устройства

СПУ со стороны борта, в горизонтальное положение (рабочее), в котором его удерживают цепные оттяжки 31. СПУ после этой операцпн оказывается готовым к действию. Далее с помощью гидроцилиндра

8 П-образную подвеску 6 поднимают, а

П-образную раму 1 с помощью гидроцилиндров 7 опускают на опоры 28; захват

14 с помощью гидроцилиндра 21 поворачивают в вертикальное положение и устанавливают под каоельным блоком 9. Затем включают грузовую лебедку 10 на подъем и обтягивают кабель-буксир 11, чтобы при последующем открывании захвата 14 передача веса НБА 12 на кабель-буксир 11 происходила без рывка. После того, как ка887350

5 бель-буксир 11 обтянстся, грузовую лебедку 10 выкл юч а:от.

Далее при помощи гидроцилиндра 16 приоткрывают створки 15 захвата 14 на малый угол, чтобы освободить HBA 12, включают грузовую лебедку 10 на спуск и производят опускание HBA 12 на кабельбуксире 11 в воду, при этом кабель-буксир

11 проходит внутри захвата 14, створки 15 которого вновь закрывают. Этим достигается ограничение раскачивания НБА 12 до входа его в воду, так как угол раскачивания кабель-буксира 11 в зоне от точки подвеса кабельного блока 9 до нижнего торца захвата 14 ограничен диаметром цилиндра, а высота установки нижнего торца захвата

14 от поверхности воды не велика и соизмерима с вылетом П-образной рамы 1. Это гарантирует безопасность работы с НБА

12, так как для того, чтобы.НБА 12 пришел в контакт с бортом судна, угол отклонения кабель-буксира 11 от вертикали ниже торца захвата 14 должен приближаться к 90, что практически невозможно.

Кабель-буксир 11 стравливают в воду до тех пор, пока с кабельного блока 9 не выйдет замок 38 с переходным тросом 39 и не опустится внутрь захвата 14. П-образную раму 1 после этого поднимают в вертикальное положение. Одновременно П-образную подвеску 6 опускают н устанавливают над стеллажом 34, на котором уложен углубитель 13 с шпрюйтами 40, захват 14 прн этом также устанавливают в вертикальное положение.

Створки захвата 14 в это время приоткрывают, чтобы кабель-буксир 11 мог выйти из захвата 14 и не оказывать на него давление и не изгибаться. Кабель-буксир

11 в этом положении может перемещаться вдоль борта по отводящему ролу 30, длина которого выбрана равной ширине раскрытия створок 15 захвата 14. Ширина перемещения кабель-буксира 11 по отводящему ролу 30 ограничивается выступающими концами шарнирных стоек 29. В случае, если кабель-буксир 11 при сильных раскачиваниях судна выйдет с отводящего рола 30 и прижмется к борту судна, то его вернут на рол 30 при очередном колебании тросовые оттяжки 33.

Далее к свободному концу переходного троса 39, находящемуся внутри захвата

14, подсоединяют шпрюйты 40 углубителя

13. Затем кабельную лебедку 10 включают на подъем, кабель-буксир 11 при этом наматывается на барабан грузовой лебедки

10 и с помощью переходного троса 39 втягивает шпрюйты 40 углубителя 13 в захват

14 до тех пор, пока углубитель 13 не поднимется со стеллажа 34 н не упрется в полукольцо 24 с рычажками 26, которое повернет рычаг 23 и посредством конечного выключателя 22 выключит грузовую лебедку 10, 5

Зо

C)

Таким образом углубптсль 13 оказывастс>I притянутым и торцу захвата 14, что полностью исключает его раскачивание на стадии выведения за борт судна и отвечает требованиям правил техники безопасности.

Затем осуществляют одновремснный подъем П-образной подвески 6, удерживая ее под кабельным блоком 9, и опускание

П-образной рамы 1, т. е. выведение углубителя 13 за борт. После чего грузовая лебедка 10 включается на спуск н после освобождения полукольца 24 с рычажками 26 углубителя !3 створки 15 захвата 14 закрывает, чтобы ограничить раскачивание кабель-буксира 11 при спуске углубнтеля

13 в воду. После того, как углубитель 13 опустится на 3 — 5 и ниже корпуса судна, что определяется любым доступным cII0coбом (марки на кабель-буксире 11 и Ilp.) створки 15 захвата 14 открывают. П-ооразную подвеску б с захватом 14 отводят к борту судна, а П-образную раму 1 поднимают в вертикальное положение с таким расчетом, чтобы СПУ заняло положение, показанное на фиг. 1.

Далее П-образную раму 1 опускают на опоры 28, захват 14 при этом оказывается над палубой 2 судна. В таком положении

СПУ готово для буксировки. Вытравив кабель-буксир 11 с грузовой лебедки 10 через кабельный блок 9 на необходимую глубину, осуществляют буксировку гидроакустического комплекса. Схема буксировки показана на фиг. 10.

Подъем комплекса на борт начинается с захватыванпя кабель-буксира 11 захватом

14. Для этого ход судна стопорится и кабель-буксир 11 принимает вертикальное положение. Далее кабель-буксир 11 посредством грузовой лебедки 10 выбирают с таким расчетом, чтобы углубитель 13 находился на 3 — 5 м ниже корпуса судна для предотвращения его соударений с корпусом.

П-образную раму 1 поднимают в вертикальное положение. Кабель-буксир 11 при этом оказывается прижатым к отводящему ролу 30. Раскрывают створки 15 захвата

14 и П-образную подвеску 6 с захватом 14 подводят к кабель-буксиру 11 пока он не окажется внутри захвата 14. Затем створки

15 закрывают. П-образную раму 1 опускают на опоры 28, а П-образную подвеску 6 отводят от борта судна, удерживая ее под кабельным блоком 9. Далее, включив грузовую лебедку 10 на подъем, выбирают кабель-буксир 11 пока в захват 14 не втянутся шпрюйты 40 углубителя 13 и углубитель

13 не упрется в полукольцо 24 с рычажками 26, связанное через рычаг 23 с конечным выключателем 22 грузовой,лебедки 10 и не выключит се. Дальнейший подъем и укладка углубителя 13, а также НБА 12 осуществляется в последовательности, обратной их спуску.

Предлагаемое спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн позволяет существенно автоматизировать процессы спуска и подъема НБА и углубителя, последовательно подсоединенных к несущему кабель-буксиру, уменьшить риск соударений НБА с бортом судна и исключить его раскачивание над палубой судна и за бортом в момент спуска ll но, гьсма, а также значительно облегчить работу экипажа судна при работе с забортной,позыв гидроакустического комплекса, сводя сп работу к простым приемам крепления деталей забортной части комплекса на палубе. Все это позволяет повысить безопасность в работе и осуществить спуск и польем НБА на значительном волнении. Предлагаемое спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн предназначено для работы с забортными устройствами, обладающими значительной массой и габаритами, и может устанавливаться на судах большого и среднего водоизмещения, имеющих высоту борта 4 —:6 метров.

По методу приема НБА спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн является бортовым, что позволяет рыболовным судам кормового траления производить спуск и подъем трала, не прибегая к подъему из воды забортной части гидроакустического комплекса, то есть осуществлять одновременно поиск рыбных скоплений и траление, что, в свою очередь, позволяет увеличить время активного поиска рыбы, не затрачивая его на повтор887350 ную постановку комплекса и не отвлекая для этих целей экипаж судна.

Формула изобретения

Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн, включающее установленную на палубе склоняющуюся с помощью гидравлического привода П-об1О разную раму, в нокс которой смонтирован блок для прохода кабель-буксира, шарнирно закрепленную на стойках П-образной рамы с возможностью качания Г1-образную подвеску и грузовую лебедку, о т л и ч а ю15 щcec я тсм, что, с целью повышения безопасности в работе, подвеска снабжена захватом, смонтированным с возможностью поворота относительно оси, проходящей через горизонтальньш участок упомянутой

20 подвески, при этом захват содержит три шарнирно связанных участка дугообразных створок, образующих между собой цилиндр и сопрягаемых с корпусом носителя буксируемых антенн, при этом длина дуги одно25 го из участков составляет 180, а длины дуг остальных участков створок равны между собой, при этом геометрическая ось поворота захвата проходит через концы дуги участка створки большей длины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ко 229 11882266, кл. В 63В 27/02, 24.11.71 (про35 тоти п) .

Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн Спуско-подъемное устройство для носителя буксируемых антенн 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем

Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий
Наверх