Способ определения динамического коэффициента момента на валу

 

Социапистическик

P (п)887952 еспублик

ЙЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07. 04. 80 (21 ) 2907242/18-10 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет

Опубликовано 07. 12 ° 81 ° Бюллетень М 45

Дата опубликования описания 09. 1 2. 81 (5I )NL. Кл.

С 01 L 5/26

Ркударстееикы1 камитет

СССР иа делам изабретеккй и открытий (53.) УДК 531. .781(088.8) (72) Автор . изобретения

В.С. Шкрабак

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО КОЭФФИЦИЕНТА

МОМЕНТА НА ВАЛУ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при определении динамического коэффициента момента тяговой турбины тракторного двухвального газотурбинного двигателя при неустановившихся режимах работы, необходимого, например, для вычисления мгновенных значений крутящего момента, эффективной мощности и тяговых свойств

10 газотурбинного трактора, Известен способ определения мощности на выходном валу двигателя, заключающийся в загрузке двигателя, 15 измерении средней тормозной силы и пределов колебания скорости вала тормоза при постоянной во времени тормозной силе и определении по ним мощности и коэффициента момента 11 .

Недостатком известного способа является то, что он неприменим для газотурбинного двигателя при неустановившихся режимах работы, так как предусматривает определение не мгно= венных, а средних значений нагрузки и пределов скорости вала, Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ определения полезного момента и мгновенной мощности насоса по коэффициенту момента, заключающийся в измерении смещения стержня насоса и

\ его нагрузки в функции времени адя полного цикла работы насоса f2). Этот способ приемлем для кривошипных механизмов, имеющих возвратно поступательное движение и не может быть использован в роторных машинах, например в газотурбинных двигателях.

Указанная цель достигается за счет того, что в качестве параметров, характеризующих нагруэочный и скоростной режимы, выбирают амплитуды угловой скорости и момента сопротивления, Ф

887952 где Мт

11с

55 тт время. на валу, а величину коэффициента момента определяют по формуле где К вЂ” динамический коэффициент момента;

hHq — амплитуда колебаний момента сопротивления; 10 амплитуда колебаний угловой скорости вала;

Зпр — приведенный к валу момент инерции движущихся масс агрегата; 15

Л вЂ” круговая частота изменения <омомента сопротивления. kla фиг. 1 представлена схема агрегата с двухвальным газотурбинным двигателем и действующих моментов; на, щ фиг. 2 — общий вид зависимости крутящего момента на валу тяговой турбины от ее угловой скорости; на фиг. 3 закономерности изменения момента сопротивления и угловой скорости вала тяговой турбины при колебательном характере нагрузки.

Целью изобретения является определение динамического коэффициента мо30 мента на валу тяговой турбины двухвального газотурбинного двигателя в условиях неустановившихся нагрузок с колебательным характером.

Общая схема агрегата с двухвальным газотурбинным двигателем (при газодинамической связи роторов) содержит компрессор 1, турбину 2 компрессора; тяговую турбину 3; редуктор

4; сцепление з, приводимый агрегат 6.

Известное уравнение динамики тяговой турбины двухвального газотурбинного двигателя (1"Я) при газодинами— ческой связи роторов трубокомпрессора и тяговой турбины имеет вид..

1"1тт — 1 1с + пр (1) с тт оь1 крутящий момент на валу тяговой турбины; момент сопротивления, создаваемьп приводимым агрегатом; приведенный к валу тяговой турбины момент инерции подвижных масс; угловая скорость вала тяговой турбины;

Момент М на валу тяговой турбины при рабате двигателя, схема которого представлена на фиг. 1, в установившихся режимах меняется по зависимости, представленной на фиг. 2. Иэ фиг. 2 видно, что момент Мтт в любой точке (к примеру 3 и ZI) зависимости

М =Г1 Иг1) может быть определен по формуле;, M т ™Tò t,9 (п « тт ), (2) где М вЂ” значение крутящего момента на валу тяговой турбины в начальной исходной точке; и тт — значение угловой скорости вала тяговой турбины в той же начальной (исходной) точке; угол наклона линии М к горизонтали (в данном случае линии Л/тт

W,è 1И - угловые скорости;

Ятями МТ1 — крутящие моменты в точках ь

1 и П.

Тангенс угла наклона линии Мтт к оси Ютт обозначим через К и назовем условно коэффициентом изменения момента, т.е. К = tg A

Тогда формулу (2) перепишем так. и ц.

Mтт = M>1 K (1 тт тт) (3) В условиях установившихся режимов, когда на вал тяговой турбины действует постоянный момент сопротивления, величину момента Мтт в точках

1 и П. (или любых других на линии

МTT = (М легко определить, зная угол - наклона линии Мтт к оси М т тр который при постоянной угловой скорости ротора турбокомпрессора

Wn=corlst в условиях установившихся режимов работы тяговой турбины является Hpèýìåнным. Поэтому определить этот угол (, а значит и коэф- фициент К в таких условиях просто, получив на основе эксперимента два значения Мтт при любых двух значе-, ниях Ж т. В практике работы двухвальных газотурбинньгх двигателей в условиях установившихся режимов определение коэффициента К проводят на основе построения в масштабе функций N =-F(W ), определяя каждый раз значение угла о(., а значит и К.

В условиях же неустановившихся режимов работы турбины, когда на ее

887952 а при t имеем.

2S 5irl (nt f

30 „g0S (Ят+ f Ì )+

8 - Мс q м

:«пр Л Q. — CGÜ е

S0 (9) SS ь!п(A.t+ fur +Мм< %и)=

= ДМ, sin(>t+Жм) вал действует колеблющийся, к примеру, по синусоиде момент сопротивления, определить непосредственно из эксперимента не только мгновенное, но и осредненное значение коэффициента К не представляется возможным, так как приходится иметь дело с мгновенными значениями параметра, т,е. -Й 4 т- а значит и

Следовательно не представляетаt ся возможным судить о точном значении крутящего момента Мт тяговой турбины в таких условиях, а следовательно, и мощности двигателя.

Поэтому в условиях неустановившихся нагрузок при колебательном ха" рактере изменения момента сопротивления, имеющего место, например, у пахотных и им подобных агрегатов,, значение динамического коэффициента

K определяется на основе соотношения между амплитудами момента и угловой скорости вала, на который действует этот момент, в данном случае— вала тяговой турбины.

Как показывает анализ, с допустимой погрешностью можно считать, что момент сопротивления пахотного агрегата изменяется по синусоиде, описываемой зависимостью р&«««(ЛМс (4) г где ЬИ вЂ” амплитуда изменения момента сопротивления от среднего его значения Ис.ep..

Я, — круговая частота изменения момента сопротивления, равная = †" (где Т вЂ” период изТ менения момента сопротивления); время;

q — начальная фаза колебания мс момента сопротивления.

Параметры величин, входящих в уравнение (4), обозначены на фиг. 3.

Обозначим возникающую под действием изменяющегося по уравнению (4) момента сопротивления пульсацию угловой скорости так:

cJ — тт « тт (5) Подставим теперь значение величины из выражений (3) и (4) в уравнение (1). Тогда с учетом равенства (S) получим: и + К 4/ = ДМс З " Й « Мс1 (6) При изменении момента сопротивления по формуле (4 ) через некоторый про" межуток времени после начала этого измеМения движение становится квазиустановившимся и поэтому колебания угловой скорости вала тяговой турби-, ны также будут описываться синусоидой, так как общее решение уравнения (6) состоит из суммы .членов вида

«О с1

ur c 3 р + с,Гв «т(ЛЛ+Фт), цб д (аГ е«п (Лt. t 9cu5 (7) где 444 амплитуда изменения угловой скорости вала тяговой турбины, соответствующая изменению момента сопротивления Hà ЬИс;

20 $07 — начальная фаза колебаний уг" ловой скорости вала тяговой турбины. ь

Подставим вместо à уравнение (6) ее значение из равенства (7) и выполнив преобразование, получим;

3S

Обозначим сдвиг по фазе между изменением момента сопротивления N и угловой скоростью М вала тяговой турбины через 8, т.е.

Кроме того, обозначим:

Тогда выражение (8) после подстановки и преобразований запишем так;

887952 а после сокращений (10) Отсюда;

Таким образом, зная параметры колебаний (пульсации) момента сопротив- 15 ления (нагрузки) Ис, в частности амплитуду 011с и круговую частоту Л ) которые не представляет труда замерять непосредственно в полевых или стендовых условиях, М также ампли- . 2О туду (отклонение от средней 6%угловой скорости), что также нетрудно получить в эксперименте, при известном приведенном моменте инерций пр находим значение динамического коэф- 23 фициента К изменения момента, а по нему и значение крутящего момента (по формуле 3), а значит и мощность двигателя на неустановившихся колебательных режимах. 30

Преимущество способа состоит в его простоте и приемлемости (для вала тяговой турбины двухвального газотурбинного двигателя) не.только для лабораторных, но и для эксплуатациЗS

oHHhlx условий неустановившихся нагрузок с колебательным характером, что достигается установлением динамического коэффициента момента по измеренным амплитудам момента сопротивления и угловой скорости.

Формула изобретения

Способ определения динамического коэффициента момента на валу, заключающийся в измерении двух параметров, характеризующих нагрузочный и скоростной режимы с последующим аналитическим расчетом, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью определения динамического коэффициента i.oèåíòà на валу тяговой турбины двухвального газотурбинного двигателя в условиях неустановившихся нагрузок с колебательным характером, в качестве параметров, характеризующих нагрузочный и скоростной режимы, выбирают амплитуды угловой скорости и момента сопротивления на валу, а величину коэффициента момента определяют по формуле; где К вЂ” динамический коэффициент момента;

511<- амплитуда колебаний момента сопротивления; амплитуда колебаний угловой скорости вала, np — приведенный к валу момент инерции движущихся масс агрегата;

Л вЂ” круговая частота изменения момента сопротивления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 681336, кл. G 01 L 3/24, 23.03.78

2. Патент,CIUA ¹ 3765234, кл. 73-136, опублик. 1973 (прототип).

887952

/" т r( тт

Фиг. 2

Составитель В. Герасимова

Редактор О. Филиппова Техред Е.Гаврнлешко Корректор Г. Решетник

Заказ 10714/10 Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035 Иосква Ж-35 Рарпская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения динамического коэффициента момента на валу Способ определения динамического коэффициента момента на валу Способ определения динамического коэффициента момента на валу Способ определения динамического коэффициента момента на валу Способ определения динамического коэффициента момента на валу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при разработке электроприводов для систем автоматического управления летательными аппаратами. Техническим результатом является повышение точности формирования требуемой механической характеристики электропривода. В способе формирования механической характеристики электропривода передаточным числом редуктора формируют отношение пускового момента к скорости холостого хода требуемой механической характеристики, а их абсолютные значения обеспечивают напряжением питания электродвигателя. Фактором, оптимизирующим электропривод, является то, что требуемая механическая характеристика электропривода обеспечивается минимальными значениями передаточного числа редуктора и напряжения питания электродвигателя. 1 ил.
Наверх