Направляющий шкив
Союз Созетснмк
Социалмстмчесмнн
Реслублмк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.03.80 (21) 2891050/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
В 66 В 15/04
В 66 D 3/08
Гвеудвретвенный квмитет (53) УДК 622 673..3 (088.8) Опубликовано 15.12.81. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания 15.12.81 но делам иэввретеиий и вткрмтий (72) Автор изобретен ия
А. А. Тихомиров
). 1
Липецкий трубный завод Производственного обЪединения;. («Липецксантехника»
Ы,-:j; -- ";; (71) Заявитель (54) НАПРАВЛЯЮЩИЛ ШКИВ
Изобретение относится к транспорту, в частности к канатным шкивам, предназначенным для направления и поддержания канатов в грузоподъемных установках, и может быть использовано в рудничных подьемных установках, в талевых системах буровых установок.
Известен шкив, содержащий ступицу с ободом, в котором расположены футеровочные элементы, контактирующие друг с другом и образующие замкнутую систему (1).
Недостатками такого шкива являются значительный износ футеровки вследствие продольных колебаний каната и уменьшение срока службы шкива.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является шкив, содержащий ступицу с ободом, в желобе которого на подшипниках скольжения смонтированы футеровочные элементы, выполненные в виде автономных тел качения, контактирующих друг с другом и образующих замкнутую систему (2) .
Недостатком известного шкива является то, что в нем установка автономных тел качения на подшипниках скольжения снижает работоспоспобность шкива, так как при резком разгоне или торможении грузоподъемного устройства и проворачивании шкива относительно каната возможен износ поверхностей автономнь!х тел качения, опоры скольжения которых обладают значительным трением, особенно при пуске, т. е. в начале проворачивания футеровочных элементов, выполненных в виде рифленых осей. При этом окружная скорость футеровочных элементов ограничена вследствие возрастания температуры за счет трения в подшипниках скольжения. Повышенное трение в подшипниковых узлах тел качения известного шкива способствует повышенному износу футеровочных элементов и увеличению динамических напряжений в канате
15 из-за затрудненного их вращения и образования на их наружной поверхности лысок и граней. Кроме того, известный шкив конструктивно сложен, так как для монтажа в ободе автономных тел качения на подшипниках скольжения в нем предусмотрена
20 кольцевая прорезь, которая должна быть выполнена с высокой точностью с применением специального оборудования и инструмента.
889589
Цель изобретения — повышение долговечности шкива.
Поставленная цель достигается тем, что известный направляющий шкив, включающий ступицу, обод с желобом для каната и основанием и тела качения, снабжен опорными кольцами со скошенными внутренними поверхностями и резьбовыми отверстиями и сепаратором с отверстиями, а обод выполнен с клиновидной канавкой на внутренней поверхности, при этом тела качения разме- 1 щены внутри отверстий сепаратора и установлены с возможностью контактирования с клиновидной канавкой и со скошенными внутренними поверхностями опорных колец, которые установлены на основании с возможностью регулирования расстояния меж- 15 ду ними посредством размещенных в резьбовых отверстиях винтов.
На фиг. 1 изображена часть обода шкива с частичным вырезом; на фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1.
Шкив содержит ступицу 1 с ободом 2, который выполнен с желобом 3 для каната 4, имеющим желобную часть 5 в виде кольца с клиновидной канавкой 6 по внутреннему диаметру, контактирующей с размещенными в отверстиях 7 сепаратора 8 телами каче- 25 ния 9 (шарами), опирающимися на наружные конусные поверхности опорных колец 10 и 11, в осевых резьбовых отверстиях которых выполненных равного шага, но противоположного направления, установлены соответствующими участками резьбы 12 и 13 Зо регулировочные винты 14 и основания 15 обода шкива, несущего опорные кольца, в отверстиях ребра 16 которого закреплены при помощи шайб 17 и гаек 18 регулировочные винты.
Сборка составного обода шкива производится следующим образом.
В горизонтальном положении вначале собирают опорные кольца 10 и 11 с винтами 14, телами качения 9 и сператором 8.
При этом опорные кольца раздвигают мак- 4р симально относительно друг друга на участках резьбы 12 и 13, поворачивая винты 14 так, чтобы тела качения 9 утонули в отверстия 7 сепараторов 8 заподлицо с наружным диаметром сепаратора. Затем на сепаратор 8 надевают желобную часть 5 шкива, завора- 45 чиванием винтов 14 сближают между собой опорные кольца IO и 11 и выжимают конусными поверхностями колец в отверстия 7 сепаратора 8 тела качения 9, которые вступают в контакт с клиновидной канавкой 6 о и надежно удерживают желобную часть 5.
После этого собранные элементы обода устанавливают опорными кольцами 10 и 11 на основание 15 обода шкива и вводят концы винтов 14 в отверстия ребра 16 основания. Затем устанавливают шайбы 17 5s и заворачивают гайки 8, закрепляя винты 14 и составные элементы обода между собой.
Собранный направляющий шкив подвергают регулировке на необходимый момент сопротивления вращению желобной части на телах качения, больший момента сопротивления вращению в целом копрового шкива, ось которого должна быть установлена на подшипниках качения. Для этого слегка отворачивают гайки 18, заворачивают в большей степени винты 14, сближая между собой опорные кольца 10 и 11, и выжимают в отверстия 7 сепаратора 8 тела качения 9, контактирующие с клиновидной канавкой 6 желобной части 5, увеличивая усилие взаимодействия тел качения 9 с клиновидной канавкой 6. Затем гайки 18 заворачивают вновь и окончательно закрепляют составные элементы обода между собой.
Готовый к работе шкив монтируется в грузоподъемной установке.
При резком разгоне или торможении грузоподъемного устройства и увеличении момента сопротивления вращению в целом шкива вес шкива, приведенный к окружности обода, практически не влияет на динамичес.кие напряжения в канате, так как шкив в целом ступицей, основанием обода с опорными кольцами и сепаратором проворачивается относительно каната на телах качения, контактирующих с клиновидной канавкой желобной части, вес,которой составляет незначительную часть от веса шкива.
Таким образом, желобная часть в виде кольца с клиновидной канавкой, контактирующей с телами качения, значительно уменьшает динамические напряжения в канате грузоподъемного устройства, повышает работоспособность, упрощает конструкцию и уменьшает износ желоба шкива.
Формула изобретения
Направляющий шкив, включающий ступицу, обод с желобом для каната и основанием и тела качения, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности шкива, он снабжен опорными кольцами со скошенными внутренними поверхностями и резьбовыми отверстиями и сепаратором с отверстия, а обод выполнен с клиновидной канавкой на внутренней поверхности, при этом тела качения размещены внутри отверстий сепаратора и установлены с возможностью контактирования с клиновидной канавкой и со скошенными внутренними поверхностями опорных колец, которые установлены на основании с возможностью регулирования расстояния между ними посредством размещенных в резьбовых отверстиях винтов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3804372; кл. 254-190, опублик. 1974.
2. Авторское свидетельство СССР № 583965, кл. В 66 В 15/04, Г975 (прототип).
889589
А ф 1 7 Я и.2
Составитель С. Лукашова
Редактор Л. Повхан Тех ред А. Бойкас Корректор Г. Огар
Заказ 10878/38 Тираж 932 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал TIFIII <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4