Способ пуска отделенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<>892637

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 150280 (21) 2883401/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 231281., Бюллетень ЙЯ 47

Дата опубликования описания 23 ° 12. 81 (51)М. Кл З

Н 02 P 9/08

Государственный аомнтет

СССР но делам нзобретеннй н открнтия (53) УДК 621. 313 ° 325:

: 621. 316. 717 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. Я. Казовский, Г. Г. Рогозин, A.M. Ларин, Н.С. Лапшина и A.B,Êîíàøêîâ

Донецкий ордена Трудового Красного Знамени .политЕхничеаюий институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПУСКА ОТДЕЛЕННОГО ОТ ТУРБИНЫ ТУРБОГЕНЕРАТОРА

В РЕЖИМ СИНХРОННОГО КОМПЕНСАТОРА

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в энергетических системах при пуске турбогенератора в режим синхронного компесатора при отделенной паровой турбине1

Известен способ пуска отсоединенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора путем подъема частоты вращения с нуля от другого генератора (1).

Такой пуск называется частотньм.

Его недостатком является необходимость использования для осуществления процесса пуска ведомого (разворачиваемого) турбогенератора дополнительного ведущего (разворачивающего) генератора и выделения резервной системы шин. Оба указанных фактора снижают надежность работы энергосистемы в целом. Частотный метод является также неэкономичньве, так как ведущий агрегат для осуществления частотного пуска должен после останова вновь разворачиваться совместно с ведомым турбогенератором.

Область применения частотного пуска ограничена вследствие того, .что современные турбогенераторы, имеющие роторы с непосредственным охлаждением обмотки водородом, из-за отсутствия вентиляции в начальной стадии разворота при питании обмотки ротора в течение нескольких минут постоянным током порядка величины тока холостого хода использовать недопустимо.

Известен также способ пуска турбогенератора синхронньм компенсатором, по которому осуществляется гидроподъем ротора, а затем синхронная машина разворачивается от неподвижного состояния до подсинхронных оборотов с использованием воз15 будителя в качестве разгонного двигателя (2), Однако он требует с целью снижения пускового момента турбовозбудителя монтажа автономной системы смаз20 ки опорных подшипников турбогенератора для осуществления гидроподъема ротора путем нагнетания масла под высоким давлением в подшипники через специальные сверления. Осуществление гидроподъема снижает момент трогания ротора недостаточно эффективно (имеет место 3,5 - кратная перегрузка ротора по току),что ríèжает надежность эксплуатации агре30 гата в целом.

Цель изобретения — повышение надежности эксплуатации турбогенератора и сокращение трудозатрат при пуске его в режим синхронного компенсатора с отделенной турбиной.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу пуска турбогенератора синхронным компенсатором, путем разгона ротора турбогенератора посредстном возбудителя, в начальный момент пуска обмотки статора и ротора турбогенератора соединяют последовательно подключают их кратковременно к источнику постоянного тока, а затем осуществляют упомянутый разгон.

На чертеже изображена структурная схема пуска синхронного турбогенератора н режим синхронного компенсатора, реализующая предлагаемый способ.

Схема содержит источник 1 постоянного тока, коммутационную аппаратуру 2.и 3, высоковольтный выключатель 4, обмотки статора 5 и ротора

6 урбогенератора, автомат 7 гашения поля, турбовозбудитель 8, резервный возбудитель 9 и его асинхронный привод 10.

Пуск турбогенератора синхронным компенсатором осуществляется следующим образом.

Электрические цепи турбовозбудителя 8 и одного из резервных возбудителей 9 собираются по схеме постоянного тока генератор-двигатель.

Включается асинхронный двигатель 10 резервного возбудителя и путем воздействия на регулирующие устройства в цепях независимого возбуждения обеих машин постоянного тока в цепи якоря турбовозбудителя 8 устанавливается ток порядка номинального, обеспечивающий создание электромагнитного момента, превышающего суммарный момент механических потерь турбогенератора. Затем от источника 1 постоянного тока(аккумуляторной батареи или другого резервного возбудителя станции)толчком подается напряжение на последовательно соединенные обмотки старота 5 и ротора б турбогенератора. За счет взаимодействия электромагнитных полей обмоток турбогенератора нозникает электромагнитный момент, необходимый для преодоления трения покоя в подшипниках ротора. Сразу же после начала движения вала ротора б отключением автомата 7 гасится поле машины. Вал ротора турбогенератора, связанный полумуфтой. с валом якоря турбовоэбудителя 8, разгоняется эа счет избыточного момента до подсинхронной скорости вращения. В процессе разворота вала агрегата путем отключения дополнительно монтируемых коммутационных аппаратов в фаэных обмотках статора 2 и в нейтрали 3 восстанав892637

Формула изобретения

Способ пуска отделенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора путем разгона ротора турбогенератора от возбудителя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности,в начальный момент пуска обмотки статора и ротора турбогенератора соединяют последовательно, подключают их кратковременно к источнику постоянного тока, а затем осуществляют разгон.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Грудинский П.Г. и др. Техническая эксплуатация основного электрооборудования станций и подстанций.

М., Энергия, 1974, с. 70-85.

2. Левшиц Г.Л. и др. Пуск турбогенератора синхронным компенсатором с использованием возбудителя .в качестве разгонного двигателя. — Электрические станции, Р 9, 1975:

55 бО

65 ливается нормальная схема в цепи статора турбогенератора и при достижении подсинхронной скорости турбогенератора включается по методу самосинронизации в сеть выключателем 4 °

При работе невозбужденного турбогенератора н асинхронном режиме цепь якоря турбовоэбудителя 8 отключается от резервного возбудителя 9 и восстанавливается нормальная схема возбуждения турбогенератора. При увеличении тока в обмотке ротора б от основного возбудителя 8 генератор стягивается в синхрониэм, а затем набирает реактивную мощность.

Операция индикации предварительной

35 ориентировки ротора относительно статора перед пуском турбогенератора в ружим синхронного компенсатора может быть осуществлена н эксплуатационных условиях с помощью пневмонической щ схемы, отображающей на неподвижных, и вращающихся конструктивных элементах генератора положение указанных осей обмоток ротора и статора.

Использование предлагаемого способа пуска отделенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества: а) возможность сокращения трудозатрат за счет отказа от осуществления устройства гидроподъема ротора для снижения момента трогания ротора; б) возможность резкого снижения перегрузки турбовозбудителя в на35 чальной стадии пуска, что позволяет повысить его долговечность и, следовательно, надежность эксплуатации турбогенератора в целом; в) создание предпосылок для авто4g матизации процесса пуска в связи с упрощением управления режимом работы турбовозбудителя.

892637

Составитель К.Фотина.Редактор Н.Кончицкая Техред А. Бабинец Корректор Г.Решетник

Заказ 11277/82 Тираж 733 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент™, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ пуска отделенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора Способ пуска отделенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора Способ пуска отделенного от турбины турбогенератора в режим синхронного компенсатора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автономным источникам переменного тока и может быть использовано при проектировании электростанций с асинхронными генераторами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в энергетической системе изделия военной техники, работающего в качестве источника питания собственных нужд, и ручной электродуговой сварки при выполнении ремонта в полевых условиях

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке синхронных машин малой и средней мощности преимущественно для автономных электростанций

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для улучшения динамической устойчивости электроэнергетических систем, а также для демпфирования электромеханических колебаний ротора генератора

Изобретение относится к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока тепловоза в его электрической тяговой системе
Наверх