Сегметная опора скольжения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2(10з80 (21) 288688 25 27 (5! )М Кл

3 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

16 С 17/06

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и отнрытнй

Опубликовано З0.1281 Бюллетень N9 48

Дата опубликования описания 30.1281 (5g) УДК 621.822.

° 5 (088.8) с

1 (72) Авторы изобретения

H.À.Âàõðàìîâ, A.È.ÊóðîïàTîâ и В,И.Костин (73) Заявитель (5 4 ) СЕГМЕНТНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЙ

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к сегментным гидродинамическим опорам скольжения насосов, электродвигателей, компрессоров турбин, газодувок.

Известна сегментная опора скольжения, содержащая сегменты, основания и размещенные между ними опорные элементы, имеющие с одной стороны линейные ребра качания, а с другой — пазы под ребра качания, выполненные на сегментах и расположенные перпендикулярно ребрам качания на опорных элементах. Выступ и выемки опорного элемента взаимодействуют соответственно с выемкой основания и выступом сегмента, образуя два ортогональных сочленения (1).

Недостатком известного устройства является наличие повышенного момента трения на контактирующих поверхностях выступа и выемки опорного элемента.

Наличие повышенного момента трения на контактирующих поверхностях вызывает сопротивление раскрытию и закрытию основания, что сказывается на снижении несущей способности подшипника.

Цель изобретения — повышение несущей способности сегментной опоры.

Указанная цель достигается тем, что сегментная опора, содержащая сегменты, основания и размещенные между ними опорные элементы, имеющие с одной стороны линейные ребра качания, а с другой — пазы под ребра качания, выполненные на сегментах и расположенные перпендикулярно ребрам качания на опорных элементах, снабжена цилиндрическими стаканами, размещенными между опорными элементами и основаниями, имеющими сфери15 ческие наружные боковые поверхнос.ти, наружные фланцы и центральные отверстия в доньях и закрепленными фланцами на опорных поверхностях сегментов, опорные элементы выпол20 иены с наружными боковыми сферическими поверхностями, центры которых совпадают с центрами сферических поверхностей стаканов, а паз каждого элемента имеет П-образную форму в плоскости сечения, проходящей через продольную ось симметрии ребра качания сегмента, при этом дно каждого паза расположено в плоскости, совпадающей с диаметральной плос30,костью сферических поверхностей

894229 стакана и опорного элемента и параллельной оси вращения опоры.

Предлагаемая сегментная опора скольжения позволяет воспринимать большие радиальные нагрузки и при этом отслеживает за любой прецессией вала аналогично точечной опоре, имея относительно последней значительно

Й меньшие удельные контактные нагрузки. Кроме того, предлагаемая конструкция сегментной опоры скольжения .снижает до минимума моменты трения сопротивления качанию сегмента, возникающие в местах контактов линейных ребер опорного элемента и сегмента, что повышает несущую .способность подшипника. 15

На фиг. 1 изображена сегментная опора скольжения, продольный разрез," на фиг.2 - сечение A-A на фиг.1.

Сегментная опора скольжения содержит сегменты 1 линейным ребром 2 20 качания и опорные элементы 3 с линейным выступом 4 и П-образным пазом 5, выполненным параллельно выступу 4.

Опорный элемент 3 выполнен в виде стакана с внешней шаровой поверхностью и расположен внутри цилиндрического стакана 6, жестко закрепленного на сегменте 1. Сегмент своим линейным ребром 2 установлен в П-образный паз 5, дно 7 которого расположено в диаметральной плоскости 8 опорного элемента. Линейный выступ 4 опорного элемента 3 расположен перпендикулярно линейному ребру 2 сегмента 1 и опирается на неподвижное основание

9. Наружная поверхность 10 стакана 6 выполнена в виде части сферы с центром, совпадающим с центром шаровой поверхности опорного элемента 3, и контактирует с цилиндрической поверхностью 11 неподвижного основа- 40 ния 9 при воздействии нагрузок, приходящихся на сегмент 1 от вала 12.

Сегментная опора скольжения работает следующим образом.

Линейное ребро 2 сегмента 1 и ли" нейный выступ 4 опорного элемента

3 образуют ортогональное шарнирное соединение, позволяющее сегменту 1 отслеживать любую прецессию вала 12 . в процессе работы направляющего подшипника скольжения.

В процессе работы сегмент 1 пово. рачивается вокруг линейного ребра 2 для Линейного образования несущего гидродинамического клина между вращающфмся валом 12 и крнтактирующей с ним поверхностью сегмента 1, при этом цилиндрический стакан 6, неподвижно закрепленный относительно сегмента 1, поворачивается в неподвижном основании 9, контактируя с" цилиндрическим отверстием 11 своей наружной сферической поверхностью 10.

Возникающие в процессе работы сегментной опоры угловые смещения линии вала также воспринимаются сегментом 1, при этом сегмент 1 совместно со стаканом 6 и опорным элементом 3 проворачивается вокруг линейного выступа 4 и опорного элемента 3 как единое целое, контактируя с цилиндрической поверхностью

11 неподвижного основания 9 сфери-ческой поверхностью 10 стакана 6..

Таким образом, в процессе работы сегментная опора скольжения воспринимает любую прецессию вала за счет образования ортогонального шарнирного соединения и работает как точечная, обеспечивая минимальчые моменты трения в подвижном ортогональном соединении.

Формула изобретения

Сегментная опора скольжения, содержащая сегменты, основания и размещенные между ними опорные элементы, имеющие с одной стороны линейные ребра качания, а с другой — пазы под ребра качания, выполненные на сегментах и расположенные перпендикулярно ребрам качания на опорных элементах, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности, она снабжена цилиндрическими стаканами, размещенными между опорными элементами и основаниями, имеющими сферические наружные боковые поверхности, наружные фланцы и t . центральные отверстия. в доньях и закрепленными фланцами на опорных поверхностях сегментов, опорные элементы выполнены с наружными боковыми сферическими поверхностями, центры которых совпадают с центрами сферических поверхностей стаканов, а паз каждого элемента имеет П-образную форму в плоскости сечения, проходящей через продольную ось симметрии ребра качания сегмента, при этом дно каждого паза расположено в плоскости, совпадающей с диаметральной плоскос-. тью сферических поверхностей стакана и опорного элемента и параллельной оси вращения опоры.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 2705421, кл. F15 С 11/06,,08.06.79.

894229

Puz. 2

Составитель Б.Моисеева

Редактор И.Тыкей Техред A. Бабинец Корректор У.Пономаренко Заказ 11425/54 Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæroðoä,óë.Ïðîåêòíàÿ, 4

Сегметная опора скольжения Сегметная опора скольжения Сегметная опора скольжения Сегметная опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах насосов, турбин, компрессоров

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к упорным подшипникам, в частности к системам для равномерного распределения нагрузки между упорными колодками упорных подшипников

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к спеченным антифрикционным изделиям на основе железа, и может быть использовано при изготовлении гидродинамических упорных подшипников скольжения, в частности осевых опор насосов и электродвигателей погружных центробежных и винтовых насосных агрегатов для добычи нефти

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к турбиностроению, и предназначено для использования в качестве самоустанавливающихся упорных подшипников роторов турбин, работающих при высокой частоте вращения (n 3000 об/мин) и высокой удельной нагрузке (q 20 кгс/см2)

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям упорных подшипников турбомашин и центробежных насосов, и может быть использовано на турбомеханизмах различных типов в качестве упорного подшипника или в качестве защитного упора для ротора, предохраняющего его от недопустимого осевого сдвига как в расчетных, так и в нерасчетных режимах
Наверх