Способ получения вяжущего для дорожных покрытий


C08L95E01C7/22 -

 

О П И С А Н И Е щ896039

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистичесиих

Ресаубп (вт «.Дваолнятельиое к авт. свид-ву (й }Заявщно 18.02.80 (21) 2884275/23-05 с.присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликаваио 07. 01 ° 82- Бтоллетеиь Ah

Дата опубликования описания 10.0 1.82 (5))N. Кл.

С 08 L 95/00

Е 01 G 7/22

Гоаударствпеый каиитвт

СССР. по делам изобротоиий и открытий (53) УДК 691 ° . 16 (088. 8) (72) Автор изобретения

Е. Н. Баринов

Ленинградский ордена Трудового Красн инженерно-строительный институт (Vl) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ДОРОЖНЫХ

ПОКРЫТИЙ

Изобретение относится к получению вяжущих для автодорожного строи» тельства и может быть использовано при строительстве и ремонте покрытий и оснований автомобильных дорог

5 и аэродромов.

Известен способ получения вяжущих для дорожного строительства путем окисления тяжелых сланцевых смол при

100-150 С (1).

Недостатками этого способа являются относительно высокая стоимость получаемого вяжущего и низкие показатели его физико-механических свойств., Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ получения вяжущего, заключающийся в перемешивании нефтяных битумов и тяжелых сланцевых смол при 70-90 С. Покрытия о на основе известного вяжущего харак" теризуются неплохими прочностными свой ст вами (2 ).

Однако. у этих покрытий низкая водостой кост ь.

Цель изобретения — повышение водо" стойкости вяжущего и снижение его стоимости

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения вяжу" щего для дорожных покрытий, заключающемуся в перемешивании нефтяного битума с продуктом переработки сланцев при температуре 70-90 С, в качестве продукта переработки сланцев используют легкие сланцевые фусы, которые предварительно подвергают окислению путем их продувки воздухом при 100"

150©С до вязкости 100-300 град. при следующем соотношении компонентов, мас.3:

Нефтяной битум 60-85

Легкие сленцевые фусы 15-40

Используемые сланцевые фусы — высокотоннажный отход сланцеперерабатывающей промышленности — представВяжущее, приготовленное. предложенным способом по примеру

Вяжущее, приготовленное известным способом

Показатели

I I I ) Водонасыщение, 3 по объему

21 20 18 21 28

5,5

3,3

0,45 0,45 0,47 0,5 0)53 0,55

Набухание, Ф по объему

0,60. Прочность при сжатии при 20 С, МПадо водонасыщения 4,34 4,48 4,29 4,37 4,08 4,11

1,10

" после водонасыщения

3,99 4 21 4,12 4 06 3,63 3 41

0,92 0,94 0,96 0)93 0,89 0,83

0,66

КоэФфициент водостойкости

0,60

3 8960 пяют собой смесь сланцевой смолы тяжелых фракций (15-90 мас./), воды (5-10 мас.4) и механических примесей (минеральная часть). Минеральная часть фусов представлена элементами кальция, магния, кремния, натрия, калия, железа, алюминия. В легких фусах содержится механических примесей 5-204 от общей массы.

Окисление легких сланцевых фусов 10 происходит путем их продувки поздухом при 100- 150 С до вязкости (пенетрао ции) 100-300 град. (1 град. соответствует прониканию иглы пенетрометра массой 100 г за 5 с на глубину

0;1 мм по ГОСТ 11501-65) в станционарных окислительных установках, используемых на асфальтобетонных заводах для окисления нефтяных гудронов по обычной технологии, принятой при окислении гудронов.

Независимо от интенсивности продувки (расхода подаваемого воздуха) и температуры автоокисления (если она находится в пределах 100-150 С) этот процесс ведут до получения фусов с пенетрацией (вязкостью) в пределах 100-300 град. Пенетрацию условную вязкость. — определяют путем испытания проб окисленных фусов в соответствии с ГОСТ 1150 1"65.

Перемешивание нефтяных битумов с окисленными сланцевыми фусами произо водят при 70-90 С в стационарных смеситепьных и окислительных установ35

39 4 ках, используемых на асфальтобетонных заводах при получении нефтяных битумов путем окисления гудронов. При более низкой температуре (ниже 70 С) смешение этих материалов происходить не может ввиду высокой вязкости нефтяных битумов. Вяжущее, получаемое предложенным способом, смешивают с каменными материалами для дорожных покрытий (используют мелкозернистые плотные малощебенистые смеси на гранитных материалах). Общий расход вяжущего 73 от массы смеси. Используемое в способе вяжущее иллюстрируют следующие примеры конкретного исполнения: 1 — 85 .мас. Ф нефтяного битума мар. ки БНД 90/130 и 15 мас.Ф окисленных фусов вязкостью

100 град..;

2 — 80 мас.Ф битума и 20 мас.i грусов вязкостью 100 град ;

3 — 75 мас.4 битума и 25 мас.4 фусов вязкостью 200 град.;

4 — 70 мас.4 битума и 30 мас.Ф Фусов вязкостью 200 град.;

5 — 65 мас,> битума и 35 мас.Ф фусов вязкостью 300 град.;

6 — 60 мас.Ф битума и 40 мас.1 фусов вязкостью 300 град.

В .таблице представлены данные по свойствам дорожных покрытий на основе вяжущих, полученных предложенным способом и известным.

t 1

5 896039 4

Из таЬлицы следует, что дорожные цев используют легкие сланцевые Фусы,. покрытия на основе вяжущего, получен- которые предварительно подвергают . ного предложенным способом х собом, характери- окислению путем их продувки воздухом зуются более высоким уровнем свойств, при 100- 150 С до вязкости 100чем известные, и кроме того в них ис- S 300 град, при следующем соотношении пользуется отход производства слан- компонентов, мас.4: цеперерабатывающей промышленности Н ф " б ефтяной битум 60- 5

Легкие сланцевые фусы 15-40

Формула изобретения

Составитель Н. Белых

Редактор Л. Плисак Техред А. Ач Корректор Г. Решетник

Тираж 511 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 11622/8

Способ получения вяжущего для до" рожных покрытий, заключающийся в перемешивании нефтяного битума с продуктом переработки сланцев при 70о

90 С, отличающийся тем, что, с целью повышения водостойкости вяжущего и снижения его стоимости, в качестве продукта переработки сланИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Уск И.А. Сланцевый битум. Таллин, AH ЭССР, 1959, с. 224-229.

l5 2. Гурарий Е.M. Использование сырых сланцевых смол в качестве разжижителей нефтяного битума. Труды Всесоюзного дорожного НИИ, 1967, h 11, с. 142-152 (прототип).

Способ получения вяжущего для дорожных покрытий Способ получения вяжущего для дорожных покрытий Способ получения вяжущего для дорожных покрытий 

 

Похожие патенты:
Наверх