Устройство для обучения пространственно-временной ориентации

 

Союз Советскии

Социапистическии

Республик

О П И С А М И И вмев

ИЗОВРЕТЕНИЯ

* с.-

К АВТОРСКОМУ СВ ИДИТИ ЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 28.04.80 (21) 2917027/18-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.01.82 . бюллетень № 1

Дата опубликования описания 07 .01. 82 (5l)N. Кл.

G 09 В: 9/00

G 09 В 19/00

3Ьоударотееииый комитет

СССР ва делам изобретений и открытий (53) УДК681.136..51(088.8) (72) Авторы изобретения

В. Е. Алексеев, К. В. Лювичек, С. К. Островский, 10. П. Шамаев и В. И. Стрелец

1

1 ! ! (71 ) За я интел ь (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕИЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Изобретение относится к тренаже- рам операторов систем управления и может быть использовано в качестве устройства для обучения пространственно-временной ориентации..

Известно устройство для обучения пространственно-временной ориентации, содержащее узел воспроизведения информации, соединенный через блок коммутаторов с блоком генерации сигналов,узел логической обработки информа«0 ции,связанный с пультом обучаемого и блоками коммутаторов и генерации сигналов, и блок управления, подключенный к таймеру 1.13

Недостатком известного устройства является невысокая эффективность обучения.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что устройство имеет формирова» тель псевдослучайных координат, узел формирования условий обучения, узел слежения за пространственно-временной ориентацией, при этом управляющий выход блока управления подсоеди-. нен к одному из входов узла слежения за пространственно-временной ориентацией, другие входы и выходы которого подключены к узлу формирования усло» вий обучения, информационные выходы которого соединены со входом узла логической обработки информации, и входами формирователя псевдослучайных координат, один из выходов узла формирования условий обучения подключен ко входу блока управления, вы-, ход формирователя псевдослучайных координат подключен к одним из выхо дов блока коммутаторов, а выход тай» мера подключен к синхронизирующему входу узла формирования условий обу» чения.

На чертеже приведена функциональ» ная блок-схема устройства.

Устройство содержит блок 1 акустических сигментов,табло 2 индикации, 896661

15

25

35

50

55 имитирующее пространственное распределение сигналов, пульт 3 обучаемого

1 коммутатор 4 световых каналов, дешифратор 5, схему 6 сравнения, коммутатор 7 звуковых каналов, генератор

8 световых сигналов, блок 9 выбора стимула, формирователь 10 псевдослучайных координат, генератор 11 звуковых сигналов, таймер 12, блок 13 выбора интервалов времени, блок 14 ограничения информационной зоны, блок 15 выделения порога дезориентации, блок 16 управления, блок 17 на . чальной ориентации, блок 1d оценки ориентированности обучаемого оператора. На чертеже также обозначен позицией 19 управляющий выход блока

16 управления, а позицией 20 синхронизующий вход узла формирования условий обучения.

Узел воспроизведения информации имеет блок 1 акустических сегментов и табло 2 индикации. Блок коммутаторов содержит коммутаторы 4 световых и 7 звуковых каналов. Блок генерации сигналов включает в себя генераторы

8 световых и 11 звуковых сигналов.

Узел логической обработки информации состоит из дешифратора 5, схемы

6 сравнения и блока 9 выбора стимула.

Узел формирования условий обучения имеет блок 13 выбора интервалов вре мени, блок 14 ограничения информаци-. онной зоны и блок 15 выделения порога дезориентации.

Узел слежения за пространственновременной ориентацией содержит блок

17 начальной ориентации и блок 18 оценки ориентированности обучаемого оператора.

После включения с устройством производят следующие манипуляции.

Перед началом основного цикла обучения осуществляется ориентация обучаемого в пространстве и времени, для чего блок !6 управления подключает блок 17 начальной ориентации.

Последний фиксирует значение интервала следования сигналов на выходе блока 13 и ограничивает информационную зону предъявления сигналов до задан" ных минимальных размеров, что позволяет обучаемому в течение некоторого времени выбрать "начало отсчета" для ориентации в последующей деятельнос" ти.

По истечении заданного времени ориентации обучаемого блок 17 отключается и приступают к основному циклу обучения. При этом значение интерва лов времени следования сигналов на выходе блока 13 становится случайным, а блок 14 ограничения информационной зоны последовательно, через определенное число предъявлений сигналов, увеличивает пределы изменения соответствующих координатных чисел, расширяя имитируемую пространственную зону восприятия обучаемого.

Процесс обучения с использованием предлагаемого устройства осуществля-. ется следующим образом;

По сигналу блока 16 управления запускается таймер 12,подающий сигналы меток времени на вход блока 13 выбора интервалов времени. Последний осуществляет случайный (в заданных пределах изменения, выбор интервала времени и передает управляющий сигнал на входы блока 9 выбора стимула . и формирователя 10 псевдослучайных координат.

Блок 9 осуществляет случайный выбор комбинации стимулов и, в зависимости от полученной комбинации, включает генератор 8 световых сигналов и (или) генератор 11 звуковых сигналов. По сигналу с блока 13 формирователь 10 псевдослучайных координат подает на входы коммутаторов 4 световых каналов и 7 звуковых каналов пару псевдослучайных координатных чисел,определяющих геометрическое мес": то источника предъявления выбранной комбинации стимулов в блоке 1 акустических сегментов и на табло 2 индикации.При этом сигналы генераторов 8 и

11 воспроизводятся, соответственно;ин" дикатором табло 2 и сегментом блока 1, имеющим соответствующие координаты.

Пределы изменения псевдослучайных координатных чисел задаются блоком

14 ограничения информационной зоны.

Обучаемый оператор, контролируя состояние блока 1 акустических сегментов и табло 2 индикации, определяет место воспроизведения и вид предъявленной комбинации сигналов и производит действия с элементами управления пульта 3 обучаемого в соответствии с данной ему инструкци" ей. Правильность действий оператора контролируется схемой 6 сравнения путем сопоставления сигналов на выхо". де пульта 3 с сигналами "идеального оператора", имеющимися на выходе дешифратора 5.

89666) Блок 18 оценки ориентированности обучаемого оператора по сигналам с выходов схемы 6 сравнения и блок 13 выбора интервалов времени определяет среднее значение отношения времени безошибочного реагирования обу чаемого к периоду времени предъявле+ ния сигналов для каждого иэ пределов изменения соответствующих координатных чисел. В случае превышения указанного отношения значения единицы или появления числа допускаемых обу-. чаемым ошибок выше установленной нормы блок 18 подает сигнал на вход блока 15 выделения порога дезориентации. Блок 15 фиксирует текущие значения пределов информационной зо- ны в качестве пороговых для данного обучаемого при заданных пределах изменения времени следования сигналов и сигнализирует о состоянии дезориентированности обучаемого в блок 16 управления. После этого цикл обуче" ния прекращается.

Многократное повторение обучающих циклов с применением предлагаемого устройства позволяет совершенствовать навыки пространственно-временной ориентации обучаемого и повышает эффективность обучения.

Формула изобретения

Устройство для обучения пространственно-временной ориентации, содержащее узел воспроизведения информации, соединенный через блок коммутаторов с блоком генерации сигналов, узел логической обработки информаций

Э связанный с пультом обучаемого и блоками коммутаторов и генерации сигна лов, и блок управления, подключенный к таймеру, о т л и ч а ю щ е е с я

16 тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно имеет формирователь псевдослучайных координат, узел формирования условий обучения, узел слежения за пространственновременной ориентацией, при этом уп-!

3 равляющии выход блока управления подсоединен к одному из входов узла слежения пространственно-временной ориентацией, другие входы и выходы которого подключены к узлу формиро20 вания условии обучения, информацион ные выходы которого соединены со входом узла логической обработки информации и входами формирователя псевдослучайных координат, один иэ

2S выходов узла формирования условий обучения подключен ко входу блока управления, выход формирователя псевдослучайных координат йодключен к одним из входов блока коммутаторов, З© а выход таймера подключен к синхронизующему входу узла формирования условий обучения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

И 1. Патент США Р 40288!9, кл. 3522, 1977.

896661

Составитель С. Алексанов

Редактор В. Петраш Техред Е. Харитончик Корректор В. Бутяга

Заказ 11711/39 Тираж 473 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Б-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения пространственно-временной ориентации Устройство для обучения пространственно-временной ориентации Устройство для обучения пространственно-временной ориентации Устройство для обучения пространственно-временной ориентации 

 

Похожие патенты:
Наверх